Судья Вахрушев С.В. Дело (номер)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 января 2017 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А.,
судей: Дроздова В.Ю., Мироненко М.И.,
при секретаре Мельникове А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 15 сентября 2016 года, которым постановлено:
«Удовлетворить полностью иск ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
Признать за ФИО1 право на присвоение звания «Ветеран труда».
Взыскать в порядке распределения судебных расходов с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу ФИО1 сумму оплаченной при обращении в суд государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей».
Заслушав доклад судьи Дроздова В.Ю.,
установила:
ФИО1 обратился в суд с указанным выше иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, мотивируя тем, что ему отказано в присвоении звания «Ветеран труда», на том основании, что медаль «300 лет Российскому флоту», знаки «Победитель социалистического соревнования 1975 года» и «Победитель социалистического соревнования 1979 года» не включены в утвержденный постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 № 103-п Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». Считает отказ незаконным. Просил признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда», взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО1, представителя ответчика Департамента социального развития ХМАО-Югры.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать. Указывает, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно, за счет средств субъекта Российской Федерации. В силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. Считает, что у субъектов Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации. Закон ХМАО-Югры не определяет круг лиц, являющихся ветеранами труда, а устанавливает перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания «Ветеран труда» в автономном округе. В частности, Закон ХМАО-Югры от 07.11.2006 года № 115-оз предусматривает, что при присвоении звания «Ветеран труда» учитывается награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации либо награждение ведомственными знаками отличия в труде. При таких обстоятельствах у истца отсутствуют правовые основания для признания за ним права на присвоение звания «Ветеран труда» в ХМАО-Югре.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ (по доводам апелляционной жалобы), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является получателем пенсии по старости, пенсия назначена с (дата).
На основании Указа Президента Российской Федерации от (дата)(номер) ФИО1 награжден медалью «300 лет Российскому флоту».
Письмом Департамента социального развития ХМАО-Югры от (дата)(номер) ФИО1 сообщено, что ему отказано в присвоении звания «Ветеран труда» (протокол (номер) от (дата)), со ссылкой, что медаль «300 лет Российскому флоту», знаки «Победитель социалистического соревнования 1975 года», «Победитель социалистического соревнования 1979 года» в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06 июня 2005 года № 103-п, в качестве основания для присвоения звания «Ветеран труда» не поименованы.
Ответчиком не оспаривается награждение истца медалью «300 лет Российскому флоту», знаками «Победитель социалистического соревнования 1975 года» и «Победитель социалистического соревнования 1979 года», как и наличие трудового стажа.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу положений ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона «О ветеранах»» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда»» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Закона № 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона № 5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.
Кроме того, по смыслу п. 4 ст. 7 Закона «О ветеранах» под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Закона «О ветеранах», перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.
Согласно п. 2 Положения о едином общесоюзном знаке «Победитель социалистического соревнования» 1977 года и последующих годов десятой пятилетки, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 8 апреля 1977 г., награждение знаком «Победитель социалистического соревнования» от имени министерства (ведомства) и Центрального комитета профсоюза производится совместным решением администрации или правления колхоза и профсоюзного комитета объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения как по результатам работы за соответствующий год, так и в течение этого года - за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств.
Как следует из Положения о едином общесоюзном знаке «Победитель социалистического соревнования 1975 года» (приложение к Постановлению Президиума ВЦСПС от 07.03.1975 года, протокол № 5, п. 8) и никем не оспаривалось, единым общесоюзным знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года» награждаются передовые рабочие и колхозники, а также руководящие, инженерно-технические работники, служащие предприятий, строек, совхозов, колхозов, сотрудники научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций и учреждений, добившиеся высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании за долгосрочное выполнение народно-хозяйственного плана на 1975 год и успешное завершение девятой пятилетки (п. 1). Знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года» как в течение года, так и по его итогам награждаются: работники предприятий и организаций союзного подчинения - по совместному решению министерства (ведомства) СССР и ЦК профсоюза; работники предприятий и организаций союзно-республиканского и республиканского подчинения - по совместному решению министерства (ведомства) союзной республики и республиканского комитета профсоюза или совета профсоюзов, где республиканского отраслевого комитета нет (по РСФСР - министерства (ведомства) РСФСР и ЦК профсоюза); работники предприятий и организаций районного, областного, краевого подчинения, совхозов и колхозов - по совместному решению обл. (край) исполкома и областного, краевого совета профсоюзов (п. 2).
Таким образом, знак «Победитель социалистического соревнования» является ведомственным знаком отличия в труде в смысле, придаваемом этому понятию подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 02 марта 1994 года № 442 «О государственных наградах Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 07 июня 1996 года № 838 «О награждении граждан Российской Федерации юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту», юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту» по 2010 год являлась государственной наградой Российской Федерации и лица, удостоенные государственных наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Истец был награжден медалью « 300 лет Российскому флоту» в 1996 году, то есть до вынесения Указа Президента Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по усовершенствованию государственной награды системы Российской Федерации», где юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту» была исключена из перечня государственных наград, но в пункте 4 названного Указа установлено, что лицам, удостоенным государственных наград Российской Федерации, входящих в государственную наградную систему Российской Федерации до вступления в силу настоящего Указа, а также гражданам Российской Федерации, удостоенным государственных наград СССР, предоставляются меры социальной поддержки в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ФИО1, награжденный указанной выше медалью, а также знаками «Победитель социалистического соревнования», являющимися ведомственными наградами за отличие в труде, имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 4 постановления от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
При разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 15 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи Дроздов В.Ю.
Мироненко М.И.