ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11148 от 27.10.2015 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Исакова Е.И. Дело № 33-11148

Докладчик: Потлова О.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 октября 2015 года Судебная коллегия по гражданским делам

Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Потловой О.М.,

судей Третьяковой В.П. и Пискуновой Ю.А.

при секретаре Гусаченко Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Потловой О.М. гражданское дело

по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области» (межрайонное) ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 20 июля 2015 года

по иску ФИО2 к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области» (межрайонное)» об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась с иском к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области» (межрайонное) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей отказано в назначении пенсии.

Требования мотивированы тем, что была зарегистрирована и проживала на территории Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 кюри/кв.м., относящиеся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (справки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Кемерово и Кемеровском районе КО (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.2 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано по причине отсутствия в перечне от ДД.ММ.ГГГГ г.Е.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями) Е. действительно, не включён в указанный перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако в соответствии с п. 8 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

По смыслу закона, при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим на территории, не относящейся к заражённой по решению Правительства Российской Федерации, но подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением пенсионного возраста для зоны проживания с правом на отселение с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более, чем на 5 лет в общей сложности, для зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст. ст. 33 и 34 названного Закона № 1244-1).

Аналогичная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года за № 403-О, согласно которой положения статей 33 и 34 в их единстве и во взаимосвязи с п. п. 7, 8 и ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п. 2 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учётом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

Кроме того, Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения - вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 г. № 237-р, а, в дальнейшем, Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582.

К данному перечню населенных пунктов отнесен Е..

Таким образом, полагает, что она имеет право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно. Считает решение УПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и подлежащим отмене.

Просила суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе КО (межрайонное) назначить ФИО2 трудовую пенсию по старости со снижением установленного законом пенсионного возраста на три года, с даты первичного обращения в Пенсионный фонд за ее назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ Признать решение Управления ПФ РФ (ГУ) в г.Кемерово и кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным.

В судебном заседании истец и ее представитель С. исковые требования поддержали, уточнив требования в части обязания ответчика даты назначения пенсии, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 20 июля 2015 года постановлено:

Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного Фонда РФ Государственное учреждение в г. Кемерово и Кемеровском районе КО (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ Государственное учреждение в г. Кемерово и Кемеровском районе КО (межрайонное) назначить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес> пенсию по старости в соответствии с пп.2 п.2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.

В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> и Кемеровском районе Кемеровской области» (межрайонное) Д. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Считает, что указанный истцом период проживания не может быть отнесен к перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, т.к. Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582 г.Е. не предусмотрен.

Перечнем населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р, город Е. был включен в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997г. № 1582 утвержден новый Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС, в котором город <адрес> не указан.

На основании данных <данные изъяты> области по природным ресурсам и экологии от ДД.ММ.ГГГГ, средние показатели плотности загрязнения почвы радионуклидами цезия-137 по городу Е. в пределах от 0,76 до 0,63 Ки/кв. км по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годы.

В силу этого при исключении Е. из Перечня, Правительство Российской Федерации правомерно исходило из данных о средней плотности загрязнения почв цезием-137 на всей территории города.

На апелляционную жалобу ФИО2 поданы возражения.

Представитель ответчика Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области» (межрайонное) надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела (ДД.ММ.ГГГГ), в судебное заседание не явился и не сообщил о причине неявки, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие на основании статьи 327, ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, выслушав пояснения истца ФИО2 и ее представителя С.., возражавших против доводов жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО2

Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО2 была зарегистрирована и проживала на территории Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 кюри/кв.м, что подтверждается справками, выданными администрацией муниципального образования Е.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Отдел ПФР в Центральном районе г. Кемерово с заявлением о назначении пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии с пп.10 п.1 ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ. истцу отказано по причине отсутствия Е. в перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. №1582.

Согласно ст. 28.1 Закона РФ № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Согласно ст. 10 Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в том числе, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ № 1244-1 действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан;

на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Согласно ст. 11 указанного закона зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).

Постановлением Минтруда России № 33 от 19.04.2000 г. утверждено Разъяснение №4 от 19.04.2000 г. «О порядке применения Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения при установлении льготной пенсии по старости гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС», согласно которому при назначении гражданам пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона учитывается перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяются: до 01.02.1998 года Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. № 237-Р и с 01.02.1998 года - Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582.

В период проживания ФИО2 в Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. № 237-Р, согласно которому Е. включен в указанный перечень населенных пунктов.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе справками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), выданными администрацией муниципального образования Е..

В соответствии с п.8 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Доводы представителя пенсионного фонда о том, что на момент рассмотрения заявления ФИО2 действует иной перечень населенных пунктов, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Е. не относится к населенным пунктам к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, суд обоснованно признал несостоятельными.

Пенсионное законодательство не исключает возможности применения нормативно-правовых актов, регулирующих порядок и условия назначения пенсии в связи с особыми условиями труда, действовавших в период наличия таких особых условий.

В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 01 декабря 1997 года и от 19 июня 2002 года неоднократно подчёркивалось, что не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации, как социального правового государства.

Следовательно, ФИО2 относится к гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

С учетом установленных обстоятельств, исходя из требований вышеуказанных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку правильно признал, что истец имеет необходимый страховой стаж, проживала на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом более <данные изъяты> лет, на ДД.ММ.ГГГГ достигла возраста <данные изъяты> лет, соответственно она имеет право на назначение досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда со снижением пенсионного возраста на <данные изъяты> года.

Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд постановил законное и обоснованное решение, правовых оснований для отмены которого не имеется.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права и, как не опровергающие правильности выводов суда, не являются основанием для отмены постановленного по делу решения.

По мнению судебной коллегии, правовые основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика отсутствуют.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 20 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: О.М. Потлова

Судьи: В.П. Третьякова

Ю.А. Пискунова