Судья: Растегин Р.В. дело 33-11151/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 августа 2016 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Веркошанской Т.А.
судей Жабиной Н.А., Козловской Е.В.
при секретаре Емельяновой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации <адрес>, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «<.......>» о возложении обязанности по разработке паспортов на опасные отходы,
по апелляционной жалобе администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области в лице Главы ФИО2
на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 11 мая 2016 года, которым постановлено:
Иск прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации <адрес>, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «<.......>» о возложении обязанности по разработке паспортов на опасные отходы, – удовлетворить.
Обязать администрацию Иловлинского муниципального района <адрес> обеспечить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «<.......>» финансирование на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красноярский детский сад» принять меры к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности в течение двух месяцев с момента осуществления финансирования указанных мероприятий администрацией Иловлинского муниципального района <адрес>.
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Жабиной Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
установила:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Иловлинского муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «<.......>» о возложении обязанности по разработке паспортов на опасные отходы.
Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения МБДОУ «<.......>» законодательства об охране окружающей природной среды в деятельности образовательного учреждения, были выявлены нарушения.
Так, в результате осуществления хозяйственной деятельности в учреждении МБДОУ «<.......>» образуются следующие виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные в брак - I класс опасности код Федеральному классификационному каталогу отходов, утверждённого Приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 года № 445 (далее - ФККО) 47110101521, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности код по ФККО 73310001724, отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений - код по ФККО 7 37 100 01 72 5, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности код по ФККО 4 05 122 02 60 5.
Вместе с тем, МБДОУ «Красноярский детский сад» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Нарушение установленных требований в области охраны окружающей среды создаёт угрозу причинения вреда здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
В этой связи, просил суд обязать администрацию Иловлинского муниципального района <адрес> выделить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «<.......>» Иловлинского муниципального района <адрес> денежные средства на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязать МБДОУ «<.......>» принять меры к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности в течение двух месяцев с момента получения от администрации Иловлинского муниципального района <адрес> денежных средств на данные цели.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Иловлинского муниципального района <адрес> в лице Главы ФИО2 оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его изменить, а именно, обязать администрацию Иловлинского муниципального района <адрес> обеспечить МБДОУ «<.......>» финансирование на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать МБДОУ «<.......>» принять меры к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности в течение двух месяцев с момента осуществления финансирования указанных мероприятий администрацией Иловлинского муниципального района <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения прокурора ФИО1, возражавшей против доводов жалобы, и полагавшей решение законным и обоснованным, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу части 1 статьи 39 вышеуказанного Федерального закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 25 февраля 2010 № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (части 2,3 статьи 14 Закона РФ «Об отходах производства и потребления»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности.
Согласно пункту 4 Правил паспортизации предусмотрено, что паспорт составляется юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
В силу пунктов 7, 8 Правил паспортизации, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей природной среды, об образовании в деятельности образовательных учреждений района.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора <адрес>ФИО3, следует, что в результате осуществления хозяйственной деятельности МБДОУ «<.......>», по адресу: <адрес>, образуются следующие виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные в брак - I класс опасности код Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> (далее - ФККО) 47110101521; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности код по ФККО 73310001724; отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений - код по ФККО 7 37 100 0172 5; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности код по ФККО 4 05 122 02 60 5. В нарушение пункта 7 и пункта 8 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, а также пункта 4 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, МБДОУ «<.......>» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лимиты на размещение отходов производства и потребления, образующиеся при осуществлении деятельности учреждения, выданные специально уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области обращения с отходами, отсутствуют, также отсутствуют паспорта на опасные отходы (подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности), образующиеся в результате хозяйственной деятельности учреждения при эксплуатации здания.
Удовлетворяя исковые требования прокурора <адрес>, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что МБДОУ «<.......>» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствуют паспорта на опасные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности, что нарушает установленные требования в области окружающей среды, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
Судебная коллегия по гражданским делам соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
МБДОУ «<.......>» является юридическим лицом, осуществляет эксплуатацию здания, от деятельности учреждения образуются отходы, в том числе I-IV класса опасности, следовательно, в силу закона на него возложена обязанность соблюдать требования в области охраны окружающей среды, в том числе обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и изготовления паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, что МБДОУ <.......> не выполняется.
Судом первой инстанции установлено, что функции и полномочия учредителя МБДОУ «<.......>» осуществляются администрацией Иловлинского муниципального района <адрес> в лице отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района <адрес>.
Также, администрация Иловлинского муниципального района является собственником имущества, переданного в оперативное управление детского сада.
При таких обстоятельствах, указанные нарушения не отвечают установленным требованиям в области охраны окружающей среды, создают угрозу причинения вреда здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> о возложении на администрацию Иловлинского муниципального района <адрес> обязанности обеспечить МБДОУ «<.......>» финансирование на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обоснованны, заявлены на основе закона и подлежат удовлетворению.
Ссылки администрации Иловлинского муниципального района <адрес> в апелляционной жалобе на то, что выделение денежных средств образовательным учреждениям Иловлинского муниципального района на разработку проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности в бюджете Иловлинского муниципального района на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов не предусмотрены, указанные денежные средства будут предусмотрены в районном бюджете на 2017 год, являются несостоятельными, поскольку данные обстоятельства являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судом им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 11 мая 2016 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Иловлинского муниципального района <адрес> в лице Главы ФИО2, - без удовлетворения.
Председательствующий: Подпись
Судьи: Подписи
Копия верна:
Судья Волгоградского областного суда Н.А. Жабина