Судья Толмачева И.И.
дело №33-11159-2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Опалевой Т.П.,
судей Казанцевой Е.С., Ворониной Е.И.,
при секретаре Семченко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 21 сентября 2016 г. гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Пермскому краю решение Свердловского районного суда г.Перми от 30 мая 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1 к ГУ МВД РФ по Пермскому краю о признании действий о невключении в стаж службы при назначении пенсии периодов работы истца, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, перерасчет единовременного пособия при выходе на пенсию удовлетворить.
Признать действия ГУ МВД РФ по Пермскому краю по не включению в стаж службы при назначении пенсии ФИО1 периодов ее работы в должности /должность/ по бюджету *** Пермской области с 01.08.1988г. по 29.12.1990 г.; в должности /должность/*** Пермской области с 03.01.1991 года по 19.06.1997 год неправомерными, незаконными.
Возложить на ГУ МВД РФ по Пермскому краю обязанность произвести перерасчет пенсии ФИО1 за выслугу лет с учетом включения в расчет периодов ее работы в должности /должность/ по бюджету Ильинского райфинотдела п.Ильинский Пермской области с 01.08.1988г. по 29.12.1990 г.; в должности /должность/ государственной налоговой инспекции по г.Краснокамску Пермской области с 03.01.1991 года по 19.06.1997 год.
Возложить на ГУ МВД РФ по Пермскому краю обязанность произвести перерасчет единовременного пособия ФИО1 при выходе на пенсию.
Взыскать с ГУ МВД РФ по Пермскому краю в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в размере *** рублей.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., заслушав объяснение истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, судебная коллегия
Установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ МВД РФ по Пермскому краю о признании действий о не включении в стаж службы при назначении пенсии периодов работы в должности /должность/ по бюджету Ильинского райфинотдела п. Ильинский Пермской области с 01.08.1988г. по 29.12.1990 г.; в должности /должность/ государственной налоговой инспекции по г.Краснокамску Пермской области с 03.01.1991 года по 19.06.1997 год (истцу был присвоен классный чин – инспектор налоговой службы 1 ранга) неправомерными; о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом включения в расчет периодов работы в указанных должностях; произвести перерасчет единовременного пособия при выходе на пенсию. Свои требования истец мотивировала тем, что с 01.08.2003 года в соответствии с приказом ГУВД Пермской области №** от 25.08.2003г. она зачислена на службу в органы внутренних дел; приказом ГУ МВД России по Пермскому краю № ** от 28.09.2015г. истец уволена со службы в органах внутренних дел с 10.10.2015г. по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
До поступления на службу в органы внутренних дел истец была зачислена на службу в Управление федеральной службы налоговой полиции на основании приказа УФСНП по Пермской области № ** от 13.08.1997г., присвоено специальное звание – капитан налоговой полиции; до поступления на службу в органы налоговой полиции истец имела стаж работы по следующим специальностям:
- в должности /должность/ по бюджету Ильинского райфинотдела п.Ильинский Пермской области с 01.08.1988г. по 29.12.1990 г.,
- в должности /должность/ государственной налоговой инспекции по г.Краснокамску Пермской области (истцу был присвоен классный чин – инспектор налоговой службы 1 ранга) с 03.01.1991 года по 19.06.1997 год, занятость на которых не учтена ответчиком при расчете пенсии за выслугу лет.
В соответствии с приказом УФСНП РФ по Пермской области № ** от 30.06.2003г. истец уволена со службы в федеральных органах налоговой полиции по п. «Е» ст.45 (по сокращению штатов), срок службы (выслуга лет), исчисленная по Положению о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, для назначения пенсии на 30.07.2003г. составляет: календарная – 05 лет 11 месяцев 02 дня, льготная – 02 года 05 месяцев 07 дней, учеба – 01 год 04 месяца 29 дней, работа в госналогинспекции – 06 лет 05 месяцев 16 дней, работа на финансово-экономических должностях – 02 года 04 месяца 28 дней, всего – 18 лет 07 месяцев 22 дня.
Истец в судебном заседании на требованиях настаивала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика исковые требования не признала, представила возражения, в которых указала, что истец на момент увольнения и выхода на пенсию была сотрудником полиции, в связи с чем на нее не могут распространяться положения, действующие в отношении сотрудников налоговых органов.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым в апелляционной жалобе не согласился ответчик, указав, что судом неверно применены нормы материального права. Норма ч.3 ст.50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации №4991-1 от 20.05.1993 г. является отсылочной. Вместе с тем, суд первой инстанции не указывает норму, согласно которой, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях включалось бы в выслугу лет для назначения пенсии лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 №941 не предусматривает зачет периодов работы на финансово-экономических и бухгалтерских должностях для назначения пенсии. Требования о признании действий ГУ МВД России по Пермскому краю незаконными, возложении обязанности являются производными, следовательно, удовлетворению не подлежат. ГУ МВД России по Пермскому краю является государственным органом и не может быть отнесено к числу субъектов, являющихся в установленном порядке плательщиками государственной пошлины в силу ст.333.35 НК РФ. Просит решение отменить, в иске отказать.
В возражениях истица с доводами апелляционной жалобы не согласна, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение оставить без изменения.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что с 01 июля 1997 года в соответствии с приказом Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Пермской области от 04.07.1997г. ФИО1 была принята на работу на должность /должность/
1-й категории, зачислена на службу в органы налоговой полиции.
В соответствии с приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ от 28.07.1997г. №** ФИО1. присвоено специальное звание - капитан налоговой полиции.
До поступления на службу в органы налоговой полиции истец имела стаж работы по финансово - экономическим специальностям:
- в должности /должность/ по бюджету Ильинского райфинотдела п.Ильинский Пермской области с 01.08.1988г. по 29.12.1990 г.;
- в должности /должность/ государственной налоговой инспекции по г.Краснокамску Пермской области с 03.01.1991 года по 19.06.1997 год (истцу был присвоен классный чин – инспектор налоговой службы 1 ранга)
В соответствии с приказом Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Пермской области от 30.06.2003 № ** ФИО1 уволена со службы в органах налоговой полиции, срок службы (выслуга лет), исчисленный в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ для назначения пенсии на 30.06.2003г. составляет: календарная – 05 лет 11 месяцев 02 дня, льготная – 02 года 05 месяцев 07 дней, учеба – 01 год 04 месяца 29 дней, работа в госналогинспекции – 06 лет 05 месяцев 16 дней, работа на финансово-экономических должностях – 02 года 04 месяца 28 дней, всего 18 лет 07 месяцев 22 дня (л.д. 9).
Приказом ГУВД Пермской области от 25.08.2003 № ** с 01.08.2003 истец назначена на должность /должность/ межрайонного оперативно - розыскного отделения с дислокацией в г. Краснокамске ОРЧ по Налоговым преступлениям ГУВД Пермской области (л.д. 7).
Приказом ГУВД по Пермскому краю от 28.09.2015 № ** ФИО1 уволена из органов внутренних дел на основании п. «4» ч. 2 ст. 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, выплатить единовременное пособие в размере 2 окладов денежного содержания, в соответствии с ч.9 чт3 Федерального закона от 19.07.2011г. № 247-ФЗ единовременное пособие выплатить с увеличением на 1 оклад денежного содержания (л.д. 8).
Выслуга лет на день увольнения составила в календарном исчислении 19 лет 106 месяцев 11 дней, в льготном исчислении 21 год 11 месяцев 19 дней
Исходя из расчета выслуги лет подполковника полиции ФИО1, составленным начальником ОК УРЛС ГУ МВД РФ по Пермскому краю, спорные периоды в выслугу лет для назначении пенсии истца не засчитаны.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периоды работы ФИО1 в должностях /должность/ по бюджету Ильинского райфинотдела п. Ильинский Пермской области, /должность/, до поступления на службу в налоговую полицию подлежат включению в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет.
В обоснование данного вывода суд ссылался на то, что кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, действовал и дополнительный порядок исчисления выслуги лет для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции, который согласно ч. 3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, установленном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, оцененным судом первой инстанции по правилам ст. 67 ГПК РФ, и основаны на законе.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г., пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I).
В силу п. "б" ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ) пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации (ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 24 июля 1993 г. № 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г.).
Согласно подп. "а" п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с 1 июля 2003 г. Пунктом 5 этого Указа руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти поручалось обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации.
Частью 3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. № 4991-I, предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Из приведенной нормы следует, что включение в выслугу лет сотруднику налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации. То есть данная норма носит отсылочный характер. Однако, такого порядка исчисления выслуги лет для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждено не было.
Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям, утвержденной приказом ФСНП России от 21 мая 1996 г. № 169 (в ред. приказа ФСНП России от 30 января 1998 г. N 44) (далее - Инструкция от 21 мая 1996 г. № 169), были урегулированы вопросы исчисления выслуги лет сотрудников, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции.
Инструкция от 21 мая 1996 г. № 169 принята во исполнение Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" и других законодательных актов.
В соответствии с подп. "е" п. 2.6 Инструкции от 21 мая 1996 г. № 169 сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции:
в судах, органах прокуратуры, правоохранительных органах, органах юстиции и органах Государственной налоговой службы Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий);
в Министерстве финансов Российской Федерации и бывшего Союза ССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей;
в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях после 17 декабря 1992 г., если работнику в период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.
В соответствии с п.3 Положения «О Министерстве финансов СССР», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16.02.1971 г. №105 Министерство финансов СССР, министерства финансов союзных республик, подчиненные им органы государственного страхования и другие учреждения, предприятия и организации, министерства финансов автономных республик, а также финансовые отделы (управления) исполнительных комитетов Советов народных депутатов составляют единую систему Министерства финансов СССР.
Таким образом вывод суда первой инстанции о включении периодов работы на должности /должность/ по бюджету Ильинского райфинотдела п.Ильинский Пермской области с 01.08.1988 года по 29.12.1990 года, Исполнительного комитета Ильинского районного Совета народных депутатов Пермской области и в должности /должность/ государственной налоговой инспекции по г.Краснокамску Пермской области с 03.01.1991 года по 19.06.1997 год (истцу был присвоен классный чин – инспектор налоговой службы 1 ранга) сделан законно и обоснованно, и полностью соответствует перечню должностей, ведомств и учреждений указанных в Инструкции от 21 мая 1996 г. № 169.
Довод в жалобе о неверном взыскании государственной пошлины с основан на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Данная норма регулирует отношения, связанные с уплатой или взысканием государственной пошлины в соответствующий бюджет.
В силу ст. 88 ГПК РФ уплаченная государственная пошлина относится к судебным расходам.
Распределение судебных расходов между сторонами урегулировано статьей 98 ГПК РФ.
Частью 2 статьи 96 ГПК РФ предусмотрено в виде исключения возмещение судебных расходов за счет средств соответствующего бюджета, если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда или мирового судьи.
Таким образом, действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины. Учитывая, что исковые требования удовлетворены частично, относятся к неимущественным требованиям, оснований для изменения решение суда первой инстанции в части взыскания судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Свердловского районного суда г.Перми от 30 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по Пермскому краю без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: