ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1115/2017 от 06.02.2017 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33- 1115/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе

председательствующего Пестовой Н.В.,

судей Бузыновской Е.А., Ющенко И.К.,

при секретаре Арабаджи В.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 06 февраля 2017 года в городе Хабаровске дело по апелляционным жалобам Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Хабаровскому краю», ОМВД России по району им. Лазо, УМВД России по Хабаровскому краю на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 16 ноября 2016 года по исковому заявлению прокурора района им. Лазо Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел РФ по Хабаровскому краю», Управлению Министерства внутренних дел РФ по Хабаровскому краю об устранении нарушений специальных технических требований по инженерно – технической укрепленности изоляторов временного содержания ОМВД России по району имени Лазо,

заслушав доклад судьи И.К. Ющенко, пояснения прокурора Максименко Е.В., представителя УМВД России по Хабаровскому краю Тишкова И.Л., представителя ФКУ «ЦХ и СО УМВД России по Хабаровскому краю» Головко В.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор района им. Лазо Хабаровского края обратился в суд с иском к ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Хабаровскому краю», УМВД России по Хабаровскому краю об устранении нарушений санитарных правил в изоляторе временного содержания ОМВД России по району имени Лазо, указав, что в ходе проверки в местах содержания обвиняемых( подозреваемых) в ИВС ОМВД России по району имени Лазо, расположенного по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, п. Переяславка, ул. Ленина, д. 9 установлены нарушения законодательства: отсутствие в штате сотрудников ИВС ОМВД России специально обученного лица, осуществляющего санитарную обработку в дезинфицирующей камере; не установлены в помещениях для производства следственных действий в комнатах № 1 и № 4 от пола до потолка металлические решетчатые перегородки из вертикальных стальных прутьев диаметром не менее 15 мм и поперечных полос сечением 60x5 мм с размером ячеек 200x100 мм, где в перегородке предусматривается дверь, оборудованная замком камерного типа; лестничные марши здания изолятора временного содержания на всю высоту не ограждены металлической сеткой. В ходе проверки установлено, что дезинфектор знаниями по устройству и принцип работы дезинфицирующей камерой не обучен, отсутствует документальное подтверждение данного факта. Устранения нарушений, изложенных в п.п. 2,3 необходимо для воспрепятствования побега из изолятора временного содержания, а также, безопасности содержания обвиняемых и подозреваемых при перемещении в помещении ИВС, безопасности проводимых следственных действий с лицами, имеющими процессуальный статус по уголовным делам (защитик потерпевший, свидетель, следователь). До настоящего времени нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены, подлежат устранению и приведению в соответствие с требованиями закона. С учетом уточнения требования, просил обязать УМВД России по Хабаровскому краю, ОМВД России по району имени Лазо и ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю» установить в помещениях для производства следственных действий в комнатах № 1 и №4 - от пола до потолка металлические решетчатые перегородки из вертикальных стальных прутьев диаметром не менее 15 мм и поперечных полос сечением 60x5 мм с размером ячеек 200x100 мм, где в перегородке предусматривается дверь, оборудованная замком камерного типа; лестничные марши здания изолятора временного содержания на всю высоту оградить металлической сеткой в срок до 31 декабря 2017 года.

Определением суда района имени Лазо Хабаровского края от 04.10.2016г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по району имени Лазо Хабаровского края.

Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 16 ноября 2016 года на ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних Российской Федерации по Хабаровскому краю» и Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по району имени Лазо Хабаровске края возложена обязанность в срок до 31.12.2017 г. устранить имеющиеся в здании изолятора временного содержания, находящегося по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, <...>, нарушения: установить в помещениях для производства следственных действий в комнатах № 1 и №4 от пола до потолка металлические решетчатые перегородки из вертикальных стальных прутьев диаметром не менее 15 мм и поперечных полос сечением 60x5 мм с размером ячеек 200x100 мм, где в перегородке предусматривается дверь, оборудованная замком камерного типа; лестничные марши здания изолятора временного содержания на всю высоту оградить металлической сеткой.

В удовлетворении требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю отказано.

В апелляционной жалобе ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Хабаровскому краю» просит отменить решение суда, указав, что материально-техническое обеспечение ОМВД России по району имени Лазо осуществляется МВД РФ. Их деятельность касается только УМВД России по Хабаровскому краю и его подразделений, а не территориальные органы МВД России. Органы прокуратуры не подменяют контролирующие органы. Акты, устанавливающие требования по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел регулируют отношения внутри системы органов внутренних дел и не распространяют свое действие на неопределенный круг лиц.

В апелляционной жалобе ОМВД России по району им. Лазо просит отменить решение суда, указав, что приказ №876 от 25 июля 2011 года, устанавливающий требования по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел не распространяет свое действие на других лиц, не входящих в систему МВД России и не может нарушать права неопределенного круга лиц. Требования данного приказа не отражены в СНиП. Проверка выполнения ведомственных актов не входит в компетенцию прокуратуры. Ими была направлены заявки по устранению указанных нарушений. Согласно ответов ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Хабаровскому краю», УМВД России по Хабаровскому краю дополнительное оснащение будет учтено при планировании капитального ремонта на 2017 год. Органы прокуратуры не подменяют контрольные органы и не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

В апелляционной жалобе УМВД России по Хабаровскому краю просит отменить решение суда, указав, что органы прокуратуры не подменяют контрольные органы и не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Указанные в решении суда технические требования применяются при реконструкции и ремонте ИВС. Приказ №876 от 25 июля 2011 года является локальным нормативным актом и не затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор просит оставить их без удовлетворения, решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В ст. 296 Гражданского кодекса РФ указано, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с требованиями Приказа МВД России от 25.07.2011 № 876 «Об утверждении специальных технических требований по инженерно- технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» лестничные марши здания изолятора временного содержания на всю высоту ограждаются металлической сеткой (п.6.2), в помещениях для производства следственных действий от пола до потолка устанавливаются металлические решетчатые перегородки из вертикальных стальных прутьев диаметром не менее 15мм и поперечных полос сечением 60x5 мм размером ячеек 200x100 мм. В перегородке предусматривается дверь, оборудованная замком камерного типа (п. 6.22.1).

Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что согласно акту обследования технической укрепленности противопробеговых устройств, противопожарного и санитарного состояния изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по району имени Лазо, утвержденного начальником ОМВД России по району имени Лазо 08.04.2016; акту по результатам проверки ИВС ОМВД России по району имени Лазо, прошедшей в период с 19.08.2016 по 20.08.2016, п.п. 6.2, 6.22.1 требования Приказа МВД России от 25.07.2011 № 876 «Об утверждении специальных технических требований по инженерно- технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» в ИВС по району имени Лазо не соблюдены.

В судебном заседании факт того, что нарушения п. 6.2, 6.22.1 названных требований имеют место быть, сторонами не оспаривались и подтверждается материалами гражданского дела, в том числе переписке ОМВД, УМВД, ФКУ «ЦХ и СО», рапортами, заявкой об изготовлении и установке металлоконструкций с приложенными к ней документами.

Из информационного письма Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 18.12.2015 № 1/10583, распоряжением ТУ Росимущества в Хабаровском крае от 18.01.2016 № 3 Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по району имени Лазо передано в оперативное управление, в том числе, нежилое помещение - изолятор временного содержания. акт приема - передачи объектов нефинансовых активов датирован 01.02.2016.

В соответствии с указанным распоряжением ОМВД России по району имени Лазо осуществило государственную регистрацию нежилого здания изолятора временного содержания, расположенного по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, <...> с правом оперативного управления.

Из Приказа Управления Внутренних дел Российской Федерации от 19.07.2011 № 1025 «Об утверждении положения об отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по району имени Лазо» следует, что ОМВД России по району имени Лазо является получателем бюджетных ассигнований, администратором доходов иных бюджетов бюджетной системы; осуществляет материально - техническое обеспечение подчиненных служб, отделов, подразделений (п. 38); осуществляет в пределах своей компетенции управление имуществом, находящимся в оперативном управлении (п. 31).

В уставе ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю», утвержденном приказом МВД России от 30.03.2012 № 254, указано, что оно является юридическим лицом, его предметом и видами деятельности является, в том числе и организация эксплуатации и содержания недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных органов МВД России и технический контроль за их состоянием. Источниками финансового обеспечения Учреждения являются средства федерального бюджета. Расходование бюджетных средств осуществляется Учреждением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной сметой.

Суд первой инстанции, установив, что в здании ИВС ОМВД России по району имени Лазо, находящемуся в оперативном управлении ОМВД России по району имени Лазо, имеются нарушения: не установлены в помещениях для производства следственных действий в комнатах № 1 и № 4 от пола до потолка металлические решетчатые перегородки из вертикальных стальных прутьев диаметром не менее 15 мм и поперечных полос сечением 60x5 мм с размером ячеек 200x100 мм, где в перегородке предусматривается дверь, оборудованная замком камерного типа; лестничные марши здания на всю высоту не ограждены металлической сеткой, учитывая, что устранение нарушений необходимо для предотвращения побега из изолятора временного содержания, для обеспечения безопасности содержания обвиняемых и подозреваемых при перемещении в помещении ИВС, безопасности проводимых следственных действий с иными лицами, пришел к правильному выводу о возложении на ответчиков обязанности выполнять специальные технические требования по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых.

Доводы жалоб о том, что приказ имеет локальный характер -несостоятельны, поскольку действия прокурора направлены на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц, поскольку помещение и содержание задержанных лиц имеет свою специфику, связанную с их противоправным поведением. К тому же обязанность возложена на ответчиков, входящих в структуру МВД России.

Довод апелляционной жалобы о том, что дополнительное оснащение будет учтено при планировании капитального ремонта на 2017 год, не может быть основанием для отказа в иске.

Довод о том, что прокурор не вправе вмешиваться в деятельность МВД – несостоятелен, поскольку нарушения были выявлены в ходе прокурорского надзора за соблюдением законодательства в рамках его полномочий.

Выводы суда мотивированы в судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.

Определение круга доказательств по делу, их анализ и оценка произведены судом в соответствии с требованиями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 16 ноября 2016 года по исковому заявлению прокурора района им. Лазо Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства внутренних дел РФ по Хабаровскому краю», Управлению Министерства внутренних дел РФ по Хабаровскому краю об устранении нарушений специальных технических требований по инженерно – технической укрепленности изоляторов временного содержания ОМВД России по району имени Лазо – оставить без изменения, а апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Хабаровскому краю», ОМВД России по району им. Лазо, УМВД России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Н.В. Пестова

Судьи Е.А. Бузыновская

ФИО1