ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11160/18 от 18.09.2018 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья Летунова Э.В. Дело № 33-11160/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 сентября 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе

председательствующего судьи Карцевской О.А.,

судей Будько Е.В., Савинов КА,

при секретаре Киселевой О.Р.,

с участием прокурора Смурова СН

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Савинов КА

дело по апелляционной жалобе инспекции Федеральной налоговой службы по Автозаводскому району г. Нижнего Новгорода на решение Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 24 июля 2018 года по иску прокурора Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, действующего в защиту интересов Российской Федерации к ООО «Добрые руки» об обязании предоставить сведения о среднесписочной численности работников и установлении срока для совершения вышеуказанных действий,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Автозаводского района г. Нижнего Новгорода обратился в Автозаводский районный суд г. Нижнего Новгорода с иском к ООО «Добрые руки» и просил обязать ответчика представить в инспекцию Федеральной налоговой службы по Автозаводскому району г. Нижнего Новгорода сведения о среднесписочной численности работников организации за предшествующий календарный год.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Автозаводского района г. Нижнего Новгорода проведена проверка исполнения ООО «Добрые руки» обязанности по предоставлению сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, в ходе которой выявлены нарушения закона.

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

В ходе проверки установлено, что ООО «Добрые руки» создано 5 мая 2017 года, поставлено на учет в Межрайонной инспекции ФНС №15 по Нижегородской области, в нарушение требований п. 3 ст. 80 НК РФ по состоянию на 20.01.2018 года не исполнило обязанность по предоставлению в ИФНС России по Автозаводскому району г. Нижнего Новгорода сведений о среднесписочной численности работников организации за предшествующий календарный год, которая предоставляется не позднее 20 января текущего года.

Таким образом, ООО «Добрые руки» совершило налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ, за что решением заместителя начальника ИФНС России по Автозаводскому району г. Нижнего Новгорода от 04.04.2018 года привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 200 руб.

До настоящего времени обязанность по предоставлению сведений о среднесписочной численности работников в инспекцию ООО «Добрые руки» не исполнена.

Налоговые органы правом обращения в суд с иском об обязании организаций предоставить сведения о среднесписочной численности работников организации не наделены.

Исковое заявление направлено в защиту интересов Российской Федерации, так как незаконное бездействие ООО «Добрые руки», выразившееся в непредставлении сведений о среднесписочной численности организации, нарушает нормы Конституции РФ, Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, чем нарушены интересы Российской Федерации, заключающиеся в невозможности надлежащего контроля за уплатой налогов с доходов физических лиц, работающих в данной организации.

На основании изложенного прокурор просит суд: обязать ООО «Добрые руки» представить в ИФНС России по Автозаводскому району г. Нижнего Новгорода сведения о среднесписочной численности работников; в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения вышеуказанных действий.

Решением Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 24 июля 2018 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. На ООО «Добрые руки» возложена обязанность в течение 10дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в инспекцию Федеральной налоговой службы по Автозаводскому району г. Нижнего Новгорода сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. Также с ответчика в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 6000 рублей.

В апелляционной жалобе третьего лица — инспекции Федеральной налоговой службы по Автозаводскому району г. Нижнего Новгорода поставлен вопрос об отмене решения суда, заявитель считает, что срок, установленный ответчику для исполнения присужденной обязанности, должен быть сокращен до 3 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Смуров С.Н. доводы апелляционной жалобы отклонил, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Иные участники в суд апелляционной инстанции не явились, о дате судебного заседания извещались надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Законность и обоснованность обжалованного в апелляционном порядке судебного решения проверена по правилам, предусмотренным главой 39 ГПК РФ, с учетом правила части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, т.е. в пределах доводов апелляционной жалобы третьего лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований к изменению решения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 1 статьи 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются, в том числе, организации и физические лица, признаваемые в соответствии с этим Кодексом налогоплательщиками и плательщиками сборов. В силу положений статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с этим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с этим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной <данные изъяты>, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков:

- налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

- вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

- налогоплательщиками, не указанными в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 80 НК РФ, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй этого Кодекса применительно к конкретному налогу.

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

При этом судом первой инстанции установлено, что ООО «Добрые руки» создано 5 мая 2017 года; состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 Нижегородской области.

Однако в нарушение вышеприведенных требований пункта 3 статьи 80 НК РФ, ответчик не исполнил обязанность по предоставлению в налоговый орган по месту налогового учета сведений о среднесписочной численности работников организации.

Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о том, что невозможность осуществления надлежащего контроля со стороны налоговых органов за организациями, не предоставившими сведения о среднесписочной численности работников, нарушает публичные интересы, связанные с осуществлением действенного контроля за своевременностью и полнотой поступления налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации.

Срок, установленный судом первой инстанции в соответствии со статьей 206 ГПК РФ для совершения ответчиком вышеуказанных действий, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда находит разумным и достаточным.

Доводы апелляционной жалобы в части, касающейся определения срока исполнения присужденной ответчику обязанности, являются необоснованными.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы инспекции Федеральной налоговой службы по Автозаводскому району г. Нижнего Новгорода не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения по основаниям, установленным статьей 330 ГПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом первой инстанции не допущено. Требования статьи 198 ГПК РФ судом первой инстанции не нарушены.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 24 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи