Судья Кудряшов А.В. Дело № 33-1118/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 апреля 2012 года г.Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Шитиковой Т.М.,
судей: Шаровой Т.А., Бобриковой Л.В.,
рассмотрела в апелляционном порядке в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам избирательной комиссии Смоленской области и прокуратуры Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 26 января 2012 года.
Заслушав доклад судьи Шаровой Т.А., объяснения представителей избирательной комиссии Смоленской области ФИО1 и ФИО2, прокурора Смоленской областной прокуратуры Афанасьевой Т.В., возражения ФИО3, объяснения представителя Департамента бюджета и финансов Смоленской области ФИО4, судебная коллегия
У с т а н о в и л а :
ФИО3 обратилась в суд с иском к избирательной комиссии Смоленской области об оспаривании действий, возложении обязанности по выплате ежемесячного денежного содержания с учетом индексации, взыскании денежной компенсации за его несвоевременную выплату и компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что с 3 июля 2007 г. по 5 июля 2011 г. работала у ответчика в должности секретаря избирательной комиссии, и после освобождения её от занимаемой должности в связи с прекращением полномочий избирательной комиссии ей было назначено ежемесячное денежное содержание на основании ч.15 ст. 5 Закона Смоленской области от 3 мая 2005 г. № 29-з «О государственных должностях Смоленской области и государственной гражданской службе Смоленской области» в редакции от 1 ноября 2010 г. № 97-з. Ответчик с 1 ноября 2011 г. прекратил выплачивать ей денежное содержание, поскольку такая выплата была отменена Областным законом от 30 сентября 2011 г. № 69-з. Считала отказ необоснованным, поскольку в её случае применение Областного закона от 30 сентября 2011 г. № 69-з недопустимо, поскольку он принят Смоленской областной Думой после предоставления ей гарантий в виде ежемесячного денежного содержания и ухудшает её материальное положение.
Просила суд признать отказ избирательной комиссии Смоленской области в выплате ежемесячного денежного содержания до устройства на новое место работы незаконным, обязав ответчика выплачивать денежное содержание с 1 ноября 2011 г. с учетом индексации, до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня оставления должности; взыскать с ответчика денежную компенсацию в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего для после 1 ноября 2011 г. по день фактического расчета включительно, а также компенсацию морального вреда в размере ... руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены прокуратура Смоленской области, Смоленская областная Дума, Департамент бюджета и финансов Смоленской области.
В судебном заседании ФИО3, её представители ФИО5 и ФИО6 исковые требования поддержали в полном объёме.
Представитель избирательной комиссии Смоленской области ФИО1 и представитель прокуратуры Смоленской области Афанасьева Т.В. возражали против удовлетворения исковых требований; представитель Департамента бюджета и финансов Смоленской области ФИО4 оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 26 января 2012 г. требования ФИО3 удовлетворены; компенсация морального вреда определена судом в размере ... руб.
В апелляционных жалобах ставится вопрос об отмене судебного постановления как принятого с неправильным применением норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционных жалоб, обсудив поступившие возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
По делу установлено, что 3 июля 2007 г. ФИО3 на основании постановления от 2 июля 2007 г. № и распоряжения от 3 июля 2007 г. №-лс, изданных избирательной комиссией Смоленской области состава 2007-2011 гг., а также Указа губернатора Смоленской области от (дата) №, приступила к исполнению обязанностей секретаря избирательной комиссии Смоленской области, работающего на постоянной (штатной) основе с правом решающего голоса.
Распоряжением от 5 июля 2011 г. №-лс истица освобождена от занимаемой должности в связи с прекращением полномочий избирательной комиссии с предоставлением гарантий, предусмотренных п.1 ч. 15 ст.5 Закона Смоленской области от 3 мая 2005 г. № 29-з «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области» (л.д.6, 10, 17, 19).
После истечения срока полномочий истице, как нетрудоустроенной, ответчиком назначено и выплачивалось ежемесячное денежное содержание по последней замещаемой государственной должности Смоленской области с учётом индексации до устройства на новое место работы (л.д.8).
С 1 ноября 2011 г. выплата истице данного денежного содержания прекращена в связи со вступлением с 3 октября 2011 г. в силу Закона Смоленской области от 30 сентября 2011 № 69-з «О внесении изменений в областной закон «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области», которым п.1 ч.15 ст.5 Закона Смоленской области от 3 мая 2005 г. № 29-з изложен в новой редакции, не предусматривающей осуществление названных ежемесячных выплат (л.д.9, 11, 20-21, 24-26, 29-30).
В соответствии с п.8 ст.28, п.12 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» секретарь избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирается тайным голосованием из числа членов комиссии с правом решающего голоса и работает в соответствующей комиссии на постоянной (штатной) основе.
Аналогичные положения закреплены в ст.8 Закона Смоленской области от 24 апреля 2003 г. № 12-з «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Смоленской области», согласно абз.2 ч.2 которой секретарь избирательной комиссии Смоленской области замещает государственную должность Смоленской области.
Согласно п.1 ч.15, ч.16 ст.5 Закона Смоленской области от 3 мая 2005 г. № 29-з «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области» в редакции, действовавшей до 3 октября 2011 г., лицу, замещавшему государственную должность Смоленской области, после оставления им данной должности в случае истечения срока полномочий (истечение срока трудового договора) выплачивается ежемесячно денежное содержание по последней замещаемой государственной должности Смоленской области с учетом индексации до устройства на новое место работы (но не более одного года со дня оставления должности). В случае если на новом месте работы лицо, замещавшее государственную должность Смоленской области, получает заработную плату ниже размера прежнего денежного содержания, ему производится доплата до уровня прежнего денежного содержания с учетом индексации, но не более одного года со дня оставления замещаемой государственной должности Смоленской области.
Законом Смоленской области от 30 сентября 2011 г. № 69-з «О внесении изменений в областной закон «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области», вступившим в силу с 3 октября 2011 г., пункт 1 ч.15 ст.5 Закона Смоленской области от 3 мая 2005 г. № 29-з изложен в новой редакции, согласно которой в аналогичном случае лицу, замещающему государственную должность Смоленской области, в день увольнения выплачивается единовременная выплата в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой им государственной должности Смоленской области.
Проанализировав приведённые выше нормы материального права и принимая решение об удовлетворении исковых требований ФИО3, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о незаконности действий избирательной комиссии по прекращению выплаты назначенного Дроздовой денежного содержания.
При этом суд обоснованно исходил из того, что на момент прекращения полномочий истицы Закон Смоленской области от 3 мая 2005 г. № 29-з действовал в редакции от 1 ноября 2010 г. № 97-з, в связи с чем, именно эта редакция закона, претерпевшая изменения после того, как Дроздовой была назначена и производилась выплата ежемесячного денежного содержания, распространяется на правоотношения сторон. Указанный выше вывод суда согласуется с конституционным принципом недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, а также соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 24 октября 1996 г. № 17-П, от 5 февраля 2007 г. № 2-П, от 21 января 2010 г. № 1-П, от 20 апреля 2010 г. № 9-П и от 30 июня 2011 г. № 14-П.
Доводы апелляционных жалоб о том, что законодатель субъекта, устанавливая выплату лицам, замещающим государственные должности, превысил свои полномочия и данный нормативно-правовой акт противоречит федеральному законодательству ( ст.172 ТК РФ и п. 16.1 ст.29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ), не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Так, пунктом 16.1 ст.29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регламентировано, что гарантии для членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, работающих в этих комиссиях на постоянной (штатной) основе, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законом предусмотрено право для законодателя уровня субъекта РФ принимать правовые положения, устанавливающие гарантии для членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Оспаривание нормативного правового акта полностью или в части на предмет его противоречия закону, имеющему большую юридическую силу, производится путём подачи соответствующего заявления в суд в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Поскольку положения п.1 ч.15, ч.16 ст.5 Закона Смоленской области от 3 мая 2005 г. № 29-з в редакции, действовавшей до 3 октября 2011 г., не были признаны в установленном порядке противоречащими федеральному законодательству, то у суда первой инстанции оснований рассматривать вопрос о несоответствии этих правовых норм Трудовому кодексу РФ и Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ в рамках настоящего дела не имелось.
Нарушений судом норм материального права и требований процессуального закона, которые могут служить основанием для отмены решения суда, не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционных жалоб отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 26 января 2012 года г. оставить без изменения, а апелляционные жалобы прокуратуры Смоленской области и избирательной комиссии Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: