ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1118/2014 от 12.02.2014 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

 Судья Хоченова Е.В. Дело № 33- 1118/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 12 февраля 2014 год г. Барнаул

 Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

 председательствующего Параскун Т.И.

 судей Блинова В.А., Дмитриевой О.С.

 при секретаре Ахроменко А.Н.

 с участием прокурора Фоминой П.В.

 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика – Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г.Рубцовска»

 на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 06 ноября 2013 года по делу по иску Прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах С.В.П. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр занятости населения г.Рубцовска» о признании незаконными бездействия, понуждении в постановке на учет в качестве безработного.

 Заслушав доклад судьи Блинова В.А., судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 Прокурор г.Рубцовска Алтайского края обратился в суд с иском в интересах С.В.П. к КГКУ «Центр занятости населения г.Рубцовска», с учетом уточненных требований просил признать бездействие к КГКУ «Центр занятости населения г.Рубцовска», выразившееся в не постановке на учет С.В.П. в качестве безработного, незаконным. Просил обязать КГКУ «Центр занятости населения г.Рубцовска» поставить на чет в качестве безработного, с 18 июня 2013 года с назначением государственного пособия по безработице в порядке, установленном действующим законодательством.

 В судебном заседании прокурор и истец поддержали заявленные требования.

 Представитель ответчика КГКУ «Центр занятости населения г.Рубцовска» иск не признал и просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

 Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 06 ноября 2013 года иск удовлетворен частично.

 На КГКУ «Центр занятости населения г.Рубцовска» возложена обязанность поставить С.В.П. на учет в качестве безработного с 18 июня 2013 года с назначением государственного пособия по безработице, в порядке, установленном законодательством, на основании справки о заработной плате с июня по август 2010 года, выданной архивным отделом Администрации города Рубцовска 20 июня 2013 года.

 В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

 В апелляционной жалобе ответчик КГКУ «Центр занятости населения г.Рубцовска» просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с неправильным применением норм материального права. Суд не учел должным образом, что 18 июня 2013 года в центр занятости населения С.В.П. были предоставлены только паспорт, трудовая книжка, диплом. Надлежащая справка о среднем заработке истцом, в нарушение п.2 ст.3 Закона о занятости, для признания гражданином безработным, не представлена, представленная справка, выданная архивным отделом, не содержит сведений о среднем заработке за последние 3 месяца с последнего места работы. Поэтому отсутствовали основания для принятия решения о признании С.В.П. безработным.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и выслушав объяснения представителя ответчика К.О.В., просившую об удовлетворении жалобы, заключение прокурора Фоминой П.В. об отсутствии оснований к удовлетворению жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

 Из материалов дела усматривается, что суд правильно определил отношения сторон и материальный закон, которым эти отношения регулируются, обстоятельства имеющие значение и кем из сторон эти обстоятельства подлежали доказыванию, вынес их на обсуждение в судебном заседании.

 В соответствии с п.1 ст.3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

 Согласно п.2 ст.3 названного Закона (в ред., действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

 При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

 Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, правила регистрации безработных граждан утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 891.

 Пунктами 3, 4 Правил установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда. При постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе иные документы: трудовую книжку, документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы и т.д.

 В соответствии с п.47, 48 Административного регламента федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, работодателям в подборе необходимых работников, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 513 от 03 июля 2006 года, основанием для начала предоставления государственной услуги содействия в поиске подходящей работы является личное обращение гражданина в государственное учреждение службы занятости (центр занятости населения). На основании представленных документов работник центра занятости населения принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении государственной услуги в соответствии с основаниями, установленными настоящим Административным регламентом.

 Основанием для отказа гражданину, впервые обратившемуся в государственное учреждение службы занятости, в предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы является отсутствие заполненного заявления-анкеты о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, документов, удостоверяющих личность гражданина и гражданство (п.23 Административного регламента). В случае отказа в предоставлении государственной услуги работник центра занятости населения разъясняет причины, основания отказа, порядок предоставления государственной услуги, оформляет решение в письменной форме и выдает его гражданину.

 Судом первой инстанции было установлено, что с 29 сентября 2008 года по 29 сентября 2010 года С.В.П. состоял в трудовых отношениях с ООО <данные изъяты>». В связи с ликвидацией ООО "<данные изъяты>» С.В.П. был уволен, а все архивы предприятия переданы в архивный отдел Администрации <адрес>.

 18 июня 2013 года С.В.П. обратился В КГКУ «Центр занятости населения г. Рубцовска» с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы с просьбой предоставить ему государственную услугу содействия в поиске подходящей работы, приложив к заявлению паспорт, трудовая книжка, диплом, а также архивная справка, выданная архивным отделом Администрации города Рубцовска Алтайского края от 20 июня 2013 года № ***, согласно которой по документам архивного фонда общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (ООО «<данные изъяты>») «Личные дела уволенных инженерно- технических работников» за 2010 год, «Лицевые счета (расчетные листки по начислению заработной платы работников)» за 2010 год установлено, что С.В.П., ДД.ММ.ГГ года рождения, работал в юротделе <данные изъяты> и имел начисления заработной платы с июня по август 2010 года (сокращение в тексте даны так, как в документе) (л.д.52-54).

 КГКУ «Центр занятости населения г.Рубцовска» в постановке на учет в качестве безработного С.В.П. было отказано, в связи с отсутствием в архивной справки информации о средней заработной плате, рассчитанной в соответствии с требованиями Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице, утвержденного постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГ № ***, несмотря на то, что С.В.П. был лишен возможности предоставить вышеуказанную справку, в связи с ликвидацией ООО «<данные изъяты>

 Суд первой инстанции признал, что отсутствие указанной справки не препятствовалот постановке гражданина на учет в качестве безработного, поскольку в силу п.1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» данная справка требуется для расчета размера пособия по безработице. Отсутствие справки о размере заработной платы за последние три месяца работы в силу закона не является препятствием к постановке гражданина на учет в качестве безработного.

 Кроме того, суд признал, что истребуемая ответчиком справка не могла быть представлена С.В.П. по уважительной причине, поскольку ОАО "<данные изъяты>», являвшееся последним местом работы С.В.П., ликвидировано, что не опровергнуто при рассмотрении дела.

 С учетом вышеизложенного, иск был признан обоснованным и подлежащим удовлетворению.

 Судебная коллегия находит, что разъяснения, данные в письме от 01 марта 2013 года №16_5/10/2-1163 Минтрудом России, по вопросу приема справок, выданных архивным отделом, на которые ответчик указывает в апелляционной жалобы в обоснование ошибочности постановленного по делу решения, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные в письме разъяснения не являются нормативно-правовым актом.

 Поскольку истец относится к категории граждан, которые в силу п.3 ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» могут быть признаны безработными, суд обоснованно удовлетворил заявленный в интересах С.В.П. иск.

 Доводы апелляционной жалобы были проверены и оценены судом при принятии по делу решения.

 Судебная коллегия, соглашаясь с правильностью оценки судом первой инстанции доводов ответчика, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

 Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 06 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г.Рубцовска» - без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: