Судья Комисарова Е.А. | Дело № 33-1119 УИД 44MS0001-01-2020-001089-85 (№ дела в суде первой инстанции 2-12/2022) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«11» июля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.,
судей Зиновьевой Г.Н., Жукова И.П.,
при секретаре Боречко Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МУП г. Костромы «Городские сети» ФИО1 на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 января 2022 года, которым исковые требования МУП г. Костромы «Городские сети» к ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги удовлетворены частично.
С ФИО2 и ФИО3 в пользу МУП г. Костромы «Городские сети» солидарно взыскана задолженность по оплате за коммунальные услуги за период с 1 ноября 2016 года по 31 июля 2017 года в сумме 11575,09 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 463 руб.
С ФИО2 в пользу МУП г. Костромы «Городские сети» взыскана задолженность по оплате за коммунальные услуги за период с 1 декабря 2017 года по 31 июля 2019 года в сумме 27 926,42 руб. и расходы по оплате госпошлины в сумме 1037,79 руб.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой Г.Н., выслушав объяснения представителя МУП г. Костромы «Городские сети» ФИО1, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
МУП г. Костромы «Городские сети» обратились к мировому судье судебного участка № 1 Свердловского судебного района г. Костромы с иском к ФИО2 о взыскании задолженности за коммунальные услуги за период с 1 декабря 2017 года по 31 марта 2019 года в сумме 38 679,84 руб., а также расходы по госпошлине в размере 1360,49 руб..
Требования мотивированы тем, что между МУП г. Костромы «Городские сети» (ресурсоснабжающая организация) и ООО «УК ЖЭРСУ № 2» (исполнитель) заключены договор горячего водоснабжения № 3098 от 1 января 2016 года и договор ресурсоснабжения № 3097 от 1 января 2016 года. Общим собранием собственников помещений <адрес> принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации. Между МУП г. Костромы «Городские сети» (Принципиал) и АО «ЕИРКЦ» (Агент) заключен агентский договор на организацию работ по ведению аналитического учета и расчету размера платы за приобретенные коммунальные услуги № ЕП-12/2019 от 18 февраля 2019 года. Согласно условиям агентского договора Агент берет на себя обязательство производить расчет размера платы за предоставленные услуги по индивидуальным приборам учета, при их отсутствии по нормативам потребления, а также по коллективным (общедомовым) приборам учета (п.п 2.1.2, п. 2.1); производить перерасчет размера платы за услуги в соответствии с законодательством РФ ( п.п. 2.1.3 п. 2.1); ежемесячно формировать, распечатывать и доставлять «собственникам» единым платежный документ (пп. 2.1.5 п. 2.1) и т.д. Согласно данным МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан» в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> зарегистрированы ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка города Костромы и несовершеннолетний ребенок ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.Согласно ведомости начислений АО «ЕИРКЦ» задолженность по оплате за коммунальные услуги за период с 1 декабря 2017 года по 31 марта 2019 год по состоянию на 10 апреля 2020 года составляет 38 679,84 руб., из которых: подогрев – 19324,76 руб., ХВС для ГВС – 3634,65 руб., центральное отопление – 15 720,43 руб.
В ходе рассмотрения дела истец требования уточнил, просил взыскать солидарно с ФИО2 и ФИО3, которая привлечена к участию в деле в качестве соответчика, задолженность по оплате за коммунальные услуги в сумме 61 317,45 руб.: за период с 1 ноября 2016 года по 31 июля 2017 года в сумме 22 637,61 руб., из которых подогрев 12 935,56 руб., ХВС для ГВС – 2588,71 руб., центральное отопление 7113,34 руб. Взыскать с ФИО2 задолженность по оплате за коммунальные услуги за период с 1 декабря 2017 года по 31 марта 2019 года в сумме 38 679,84 руб., из которых: подогрев – 19 324,76 руб., ХВС для ГВС – 3634,65 руб., центральное отопление – 15 720,43 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1142,43 руб.
ФИО2 и ФИО3 обратились со встречным иском к МУП г. Костромы «Городские сети» о признании действий МУП города Костромы «Городские сети» об отказе в произведении перерасчета коммунальной услуги по показаниям ИПУ незаконными, перерасчете коммунальной услуги, исходя из показаний ИПУ в порядке зачета первоначального требования.
В обоснование требований указали, что в квартире установлены индивидуальные приборы учета, которые приняты и введены в эксплуатацию по холодной воде 24 марта 2015 г., по горячей воде 18 мая 2015 г. С 2015 года не передавались показания. 21 декабря 2017 года проведена государственная поверка обоих индивидуальных приборов учета. Контрольные показания при госповерке: холодная вода 452, горячая 391. Государственным поверителем установлены даты следующей поверки: по холодной воде 21 декабря 2023 г., по горячей 21 декабря 2021 г. 25 февраля 2019 года ФИО3 обратилась в МУП г. Костромы «Городские сети» с просьбой произвести перерасчет по показаниям государственного поверителя и приложила свидетельство о государственной поверке прибора учета. В перерасчете ей было отказано. В феврале 2020 года ФИО3 обратилась в МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» с просьбой предоставить ей историю начислений и платежей по обоим индивидуальным приборам учета с 2013 года для предоставления в МУП г. Костомы «Городские сети». Также она написала заявление с просьбой о выходе контролера в адрес для снятия контрольных показаний приборов учета. МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» предоставил выписку и направил контролера для снятия контрольных показаний прибора учета. 17 февраля 2020 года контролером сняты контрольные показания и установлено, что на ИПУ по горячей воде 411 куб.м. Со стороны МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» перерасчет был сделан, в том числе и по услуге «водоотведение от ГВС», снято 257 куб.метров. ФИО3 вновь обратилась в МУП г. Костромы «Городские сети» с заявлением провести перерасчет согласно снятых контрольных показаний прибора учета по услуге «ХВС для ГВС» и «Подогрев», в чем ей было отказано 20 марта 2020 года.
Встречный иск принят мировым судьей для совместного рассмотрения с гражданским делом.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Свердловского судебного района г. Костромы от 27 ноября 2020 года гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Свердловский районный суд г. Костромы.
В ходе рассмотрении гражданского дела в Свердловском районном суде г. Костромы истец требования уточнил и просил взыскать солидарно с ФИО2 и ФИО3 задолженность по оплате за коммунальные услуги: за период с 1 ноября 2016 года по 31 июля 2017 года в сумме 22 637,61 руб., из которых подогрев 12 935,56 руб., ХВС для ГВС – 2588,71 руб., центральное отопление 7113,34 руб. Взыскать с ФИО2 задолженность по оплате за коммунальные услуги за период с 1 декабря 2017 года по 31 июля 2019 года в сумме 45179,61 руб., из которых: Подогрев – 23988,12 руб., ХВС для ГВС – 4496,66 руб., центральное отопление – 16694,83 руб. и расходы по госпошлине.
В качестве третьих лиц в деле принимали участие МУП г. Костромы «Костромагорводоканал», ПАО «ТГК №2», АО «ЕИРКЦ», ООО УК ЖЭРСУ-2.
ФИО2 и ФИО3 от встречных исковых требований отказались.
Определением Свердловского районного суда от 12 января 2022 года отказ от встречного искового заявления принят судом, производство по делу в части встречного иска ФИО2 и ФИО3 к МУП г. Костромы «Городские сети» о признании действий МУП города Костромы «Городские сети» об отказе в произведении перерасчета коммунальной услуги по показаниям ИПУ незаконными, перерасчете коммунальной услуги, исходя из показаний ИПУ в порядке зачета первоначального требования, прекращено.
12 января 2022 года судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель МУП г. Костромы «Городские сети» ФИО1 выражает несогласие с вынесенным решением, считает его незаконным и необоснованным, просит решение в части взыскания задолженности по оплате за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» изменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, решение в части взыскания задолженности по оплате за коммунальную услугу «центральное отопление» оставить без изменения. Отмечает, что судом при вынесении решения были применены положения пунктов 59, 60 и 61 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которые не подлежат применению. Судом было установлено, что спорное жилое помещение оборудовано индивидуальным прибором учета горячего водоснабжения, однако показания прибора учета в период с 01 января 2016 г. по 31 июля 2019 г. ответчиками не передавались, и данное обстоятельство ответчиками не оспаривается. Суд, учитывая отсутствие показаний прибора учета в спорном периоде, произвел расчет задолженности по оплате за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» исходя из среднемесячного объема потребления. Однако МУП «Городские сети» начало осуществлять поставку тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения многоквартирного <адрес> с 01 января 2016 г. На начало поставки показания прибора учета потребителями не передавались более 7 (семи) месяцев, ввиду чего начисление платы производилось исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, то есть в полном соответствии с положениями, установленными Правилами. На момент вынесения оспариваемого решения начисления размера платы ответчиками не оспорены, не признаны судом незаконными и необоснованными. П. 61 Правил устанавливает порядок произведения перерасчета размера платы, исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. Поэтому для произведения перерасчета размера платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» за спорный период необходимы показания на начало поставки - 1 января 2016 г. и на окончание поставки - 31 июля 2019 г. Однако такие сведения у МУП г. Костромы «Городские сети» отсутствуют; установить точный объем потребленной услуги не представляется возможным. Обращает внимание, что судом не разрешено ходатайство МУП г. Костромы «Городские сети» о применении срока исковой давности по требованиям о произведении перерасчета размера платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение», а после отказа от встречного искового заявления - по требованиям ответчиков о взыскании задолженности по оплате за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» за фактически использованный объем.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МУП г. Костромы «Городские сети» ФИО1 поддержала доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки ими не представлено, от ООО УК ЖЭРСУ-2 поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия представителя. В связи с этим на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решения суда согласно ст. 327.1 ГПК РФ только в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в указанной части.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как следует из ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно подп. "к(1)" п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила, в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) потребитель имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
На основании подп. «б» п. 59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В соответствии с п. 60 Правил по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно п. 61 Правил, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
В соответствии с подп. "е" п. 31(1) Правил исполнитель обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
П. 82 Правил предусмотрено, что исполнитель обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев (п. 83).
В силу п. 84 Правил при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.
В п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 Жилищного кодекса РФ). Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (статьи 30, 158 Жилищного кодекса РФ и статья 210 Гражданского кодекса РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 является собственником жилого помещения по адресу <адрес>
В квартире зарегистрированы по месту жительства ФИО2 с 24 мая 1995 года с несовершеннолетним сыном ФИО13., ДД.ММ.ГГГГ рождения; ФИО3 была зарегистрирована по указанному адресу с 3 июля 2013 года по 12 февраля 2018 года.
Между МУП г. Костромы «Городские сети» (ресурсоснабжающая организация) и ООО «УК ЖЭРСУ № 2» (исполнитель) заключены договор горячего водоснабжения № 3098 от 1 января 2016 года и договор ресурсоснабжения № 3097 от 1 января 2016 года.
Общими собраниями собственников помещений МКД № № по адресу <адрес> принимались решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Между МУП г. Костромы «Городские сети» (Принципиал) и АО «ЕИРКЦ» (Агент) заключен агентский договор на организацию работ по ведению аналитического учета и расчету размера платы за приобретенные коммунальные услуги № ЕП-12/2019 от 18 февраля 2019 года. Согласно условиям агентского договора Агент берет на себя обязательство производить расчет размера платы за предоставленные услуги по индивидуальным приборам учета, при их отсутствии по нормативам потребления, а также по коллективным (общедомовым) приборам учета (п.п 2.1.2, п. 2.1); производить перерасчет размера платы за услуги в соответствии с законодательством РФ ( п.п. 2.1.3 п. 2.1); ежемесячно формировать, распечатывать и доставлять «собственникам» единым платежный документ (пп. 2.1.5 п. 2.1) и т.д.
В отношении жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, с целью учета начислений и оплаты услуг по отоплению, горячему водоснабжению, открыт лицевой счет №.
В квартире установлены и введены в эксплуатацию индивидуальные приборы учета (далее ИПУ) по холодной воде 24 марта 2015 года № № (начальные показания 00236) и по горячей воде 18 мая 2015 года № № (начальные показания 00223).
17 февраля 2020 года специалистами МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» был составлен Акт о снятии контрольных показаний водомерных счетчиков в квартире по <адрес> согласно которого показания счетчика по горячей воде зафиксировано 00411. При этом 21 декабря 2017 года данный счетчик в установленном порядке был поверен, о чем выдано свидетельство о поверке № №, срок действия которого истекал 20 декабря 2021 года
Стороной ответчика в суде первой инстанции не отрицалось, что в период с 1 ноября 2016 года по 31 июля 2019 года показания ИПУ не передавались, в связи с чем начисление размера платы производилось по нормативу потребления коммунальной услуги, исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении граждан. С заявлением о произведении перерасчета размера платы за коммунальную услугу «горячее» водоснабжение в спорный период ответчики в МУП г. Костромы «Городские сети» не обращались.
При этом задолженность по услуге «горячая вода», начисленную по нормативам потребления, ответчики при рассмотрении настоящего спора оспаривали, полагая, что при наличии надлежащих сведений ИПУ о фактическом потреблении ресурса, задолженность не может быть взыскана с них в размере, начисленном МУП г. Костромы «Городские сети».
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что обязанность по оплате коммунальных платежей в спорный период ответчиками исполнялась ненадлежащим образом, пришел к выводу о взыскании с ответчиков в солидарном порядке в пользу истца задолженности за период с 1 ноября 2016 года по 31 июля 2017 по услуге «горячее водоснабжение» в сумме 4 461,75 руб., по услуге «центральное отопление» - 7 113,34 руб., всего 11 575,09 руб., а за период с 1 декабря 2017 года по 31 июля 2019 года - только с ФИО2 как с собственника помещения по услуге «горячее водоснабжение» в сумме 11 231,59 руб., по услуге «центральное отопление» - 16 694,83 руб., всего в сумме 27 926,42 руб.
Взыскивая указанные суммы, суд согласился с доводами ответчиков по первоначальному иску о том, что задолженность по оплате за услугу «горячее водоснабжение» должна быть пересчитана и определяться с учетом показаний ИПУ, установленного в квартире.
Представителем истца в качестве обоснования невозможности проведения перерасчета указывалось на то, что у истца не имелось начальных показаний ИПУ по горячей воде на момент начала предоставления ими услуги 1 января 2016 года, а равно и показаний ИПУ на момент ее окончания (31 июля 2019 года).
Однако суд, ссылаясь на приведенные выше положения Правил № 354, посчитал, что начальными показаниями следует признать показания ИПУ по состоянию на 18 мая 2015 года, а конечными по состоянию на 17 февраля 2020 года. Исходя из этого, среднемесячное фактическое потребленного ресурса составило 3,3 куб.м., из расчета объема потребленного ресурса 188 куб.м. (00411-00223) за весь период, составляющий 57 мес.
Таким образом, определяя размер задолженности по оплате коммунальных услуг, суд первой инстанции исходил из среднемесячного потребления ресурса, установленных тарифов и стоимости ТЭ. Размер задолженности по горячему водоснабжению за период с 1 ноября 2016 года по 31 июля 2017 года составил 4 461 руб. 75 коп., за период с 1 декабря 2017 года по 31 июля 2019 года составил 11 231,59 руб.
Выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
По смыслу приведенных выше положений п. 61 Правил, если было установлено, что ИПУ исправен и пломбы на нем не повреждены, несмотря на то, что потребитель не предъявлял исполнителю информацию о потребленном объеме ресурса, он должен оплачивать лишь фактически потребленный объем, невзирая на нарушение своей обязанности по своевременной передаче показаний ИПУ.
В этой связи, если установлено, что ИПУ исправен, исполнитель обязан произвести перерасчет платы за коммунальную услуг, исходя из фактических показаний прибора учета, признанного исправным.
Этот вывод подтверждается положениями абз. 4 п. 60 (1) Правил, согласно которым при недопуске 2 и более раз потребителем в занимаемое им жилое и (или) нежилое помещение исполнителя для проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, проверки достоверности представленных сведений о показаниях таких приборов учета и при условии составления исполнителем акта об отказе в допуске к прибору учета показания такого прибора учета, предоставленные потребителем, не учитываются при расчете платы за коммунальные услуги до даты подписания акта проведения указанной проверки. В случае непредоставления потребителем допуска в занимаемое им жилое помещение, домовладение исполнителю по истечении указанного в подпункте "в" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов в соответствии с приведенными в приложении N 2 к настоящим Правилам формулами расчета размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предусматривающими применение повышающих коэффициентов, начиная с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, указанным в подпункте "в" пункта 59 настоящих Правил, до даты составления акта проверки.
С доводами апелляционной жалобы представителя МУП г. Костромы «Городские сети» ФИО1 о том, что п.п. 59, 60, 61 Правил не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора, согласиться нельзя, поскольку они основаны не неверном толковании законодательства.
Соответственно, с учетом изложенного выше нельзя согласиться и с доводами о том, что задолженность ответчиков должна определяться с учетом сделанных МУП г. Костромы «Городские сети» начислений по услуге «горячее водоснабжение», осуществленных не на основании показаний исправного, как было установлено в ходе судебного разбирательства, прибора учета, а исходя из нормативов потребления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не разрешено ходатайство о применении исковой давности по требованиям о произведении перерасчета размера платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» за спорный период, подлежат отклонению, поскольку ФИО2 и ФИО3 от своих встречных исковых требований отказались, отказ от иска принят судом.
В этой связи оснований применять исковую давность, которая согласно ст. ст. 195-199 ГК РФ применяется по заявленным требованиям о защите нарушенного права, у суда не имелось за отсутствием таковых требований.
Норм о применении исковой давности не по требованиям о защите нарушенных прав, а по возражениям ответчиков, действующее законодательство не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению судебного акта в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 января 2022 года в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МУП г. Костромы «Городские сети» ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 14 июля 2022 года.