Судья Перфилова М.А.
Судья-докладчик Быкова А.В. По делу № 33-1119/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 февраля 2016 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Быковой А.В.,
судей Гуревской Л.С. и Сальниковой Н.А.,
при секретаре Мартиросян К.А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Быковой А.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2
на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 20 октября 2015 года по гражданскому делу по иску ФИО1, ФИО2 к Обществу с Ограниченной Ответственностью «Иркутскэнергосбыт» о проведение перерасчета оплаты за услуги отопления,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются собственниками по 1/2 доли квартиры расположенной по адресу: <адрес изъят>. Согласно договору на передачу квартиры в личную собственность и паспорта домовладения, данная квартира состоит из 3-х комнат, общей площадью (данные изъяты), жилой площадью (данные изъяты), расположенных на 1-м этаже 2-х квартирного брусового дома.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», <дата изъята> между ФИО1 и Иркутским открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Иркутскэнерго» заключен договор <номер изъят>, которым устанавливается обязанность оплачивать ежемесячно платежи за потребленную тепловую энергию до 15 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 43). <дата изъята> между ФИО1 и Иркутским открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Иркутскэнерго» в лице начальника Братского отделения ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» заключено дополнительное соглашение к действующему договору.
По состоянию на <дата изъята> на территории Железногорск-Илимского городского поселения действовали нормативы потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением главы Железногорск-Илимского городского поселения от (данные изъяты). Для одноэтажных жилых домов данным постановлением установлен норматив потребления тепловой энергии в размере (данные изъяты).
Тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28.12.2012 № 270 «Об установлении тарифов на горячую воду для ОАО «Иркутскэнерго», обеспечивающего горячее водоснабжение с использованием открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения)» составлял для населения г. Железногорск-Илимский с 01.07.2013 756 рублей 04 копейки за Гкал.
На участке истцов построена баня, в которую так же подведено отопление. Отапливаемая площадь бани составляет (данные изъяты). Данная баня построена в связи жизненной необходимостью, так как они оба пенсионеры, жена - инвалид. Дом не имеет центрального водоотведения, септик малой наполняемости (данные изъяты)., в связи с чем, пользоваться ванной комнатой постоянно, они не имеют возможности, поэтому общая площадь отапливаемых помещений составляет (данные изъяты).
Согласно вышеуказанной формуле, ежемесячная оплата тепловой энергии на отопление за дом с учетом бани с <дата изъята> составляла:
(данные изъяты).
На основании Приложения № 1 к дополнительному соглашению к действующему договору на отпуск и потребление тепловой энергии, их дом должен отапливаться в течение 9 месяцев в году с изменениями температуры весенние и осенние месяцы.
Таким образом, в <дата изъята> за отопление дома и бани они должны были заплатить (данные изъяты)
Фактически ими за отопление в <дата изъята> за 12 месяцев оплачено (данные изъяты).
На обращение ФИО1 (данные изъяты) в Нижнеилимское отделение ООО «Иркутскэнергосбыт» дан письменный ответ, о том, что ежемесячная оплата тепловой энергии на отопление в <дата изъята> составит (данные изъяты).
Фактически ими за отопление в <дата изъята> за 12 месяцев оплачено (данные изъяты). Причем начисление оплаты за отопление проходило и в летние месяцы по зимним расценкам, что противоречит Приложению 1 к дополнительному соглашению к действующему договору на отпуск и потребление тепловой энергии.
На обращение ФИО1 (данные изъяты) в Нижнеилимское отделение ООО «Иркутскэнергосбыт» дан письменный ответ от <дата изъята> о том, что ежемесячная оплата тепловой энергии на отопление в 2014 году составляла (данные изъяты) в месяц (что противоречит данному в 2014 году ответу), а в 2015 году будет составлять (данные изъяты) в месяц (данные изъяты).
Фактически ими в 2015 году оплачено: (данные изъяты).
В соответствии с п. 1 Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.
Учитывая, что истцы оплачивают отопление в течение всего года, то согласно этим правилам, оплата должна быть одинаковой каждый месяц в течение расчетного года и изменяться только с 01 января следующего года. На многочисленные обращения ФИО1 к ответчику о перерасчете оплаты за отопление, ему отказывают с указанием установить прибор учета тепловой энергии и производить оплату в соответствии с показаниями счетчика. Вместе с тем, возможности устанавливать дополнительные счетчики у истцов нет.
На основании изложенного истцы просили суд обязать ответчика произвести перерасчет оплаты за услуги по отоплению квартиры, расположенной по адресу: <адрес изъят>, с учетом построенной бани с <дата изъята> из расчета 15.3305 Гкал в год, из сложившейся нормы, оплачиваемой им в 2011, 2012, 2013 годы.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2 просят отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, вынесенное без учета изложенных в иске доводов, представленных суду разъяснений и доказательств о несоответствии ежемесячного размера платы за отопление.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу, поступивших от представителя ООО «Иркутскэнергосбыт» - ФИО3, указано на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав доклад, стороны, судебная коллегия не находит оснований к их удовлетворению.
Разрешая заявленные требования, в соответствии со ст.ст.30, 153, 154 ГК РФ, суд указал, что согласно договору на передачу квартиры в личную собственность граждан (данные изъяты), ФИО1, ФИО2 являются долевыми собственниками (по 1/2 доли каждому) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят>.
Также судом установлено, что <дата изъята> между Иркутским открытым акционерным обществом энергетики и электрификации ОАО «Иркутскэнерго» («Энергоснабжающая организация») и ФИО1 («Абонент») заключен договор <номер изъят> на отпуск и потребление тепловой энергии и электрификации, согласно которому энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту тепловую энергию через присоединенную сеть.
Также судом установлено и подтверждается представленным суду агентским договором от <дата изъята> , что ООО «Иркутскэнергосбыт» от имени и за счет Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго») с <дата изъята> совершает юридические и фактические действия, направленные на обеспечение реализации тепловой энергии потребителям ОАО «Иркутскэнерго», а также предъявляет потребителям требования об оплате тепловой энергии (в том числе и истцам ФИО1, ФИО2).
<дата изъята> Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее – Правила №306), которыми определен порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил №306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов; расчетный метод (пункт 19 Правил).
<дата изъята> в часть 1 статьи 157 ЖК РФ внесены изменения, которые устанавливали, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации 6 мая 2011 года издано Постановление № 354, пунктом 1 которого утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 857 № Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривал, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, в части определения размера платы за предоставленную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или жилом помещении (квартире) или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, до 15 сентября 2012 года принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах, утвержденными данным Постановлением (подпункт "а" пункта 1);
органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года (подпункт "б" пункта 1).
Согласно пункту 2 Постановления № 857 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпунктах "а" или "б" пункта 1, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года.
В Иркутской области уполномоченным органом по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг является министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (в настоящее время - министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области).
Поскольку на момент принятия в новой редакции части 1 ст. 157 ЖК РФ уполномоченным органом субъекта федерации Иркутской области не были разработаны нормативы потребления коммунальных услуг, следовательно, расчет услуги «отопление» производился исходя из положений договора №5017 от 01 ноября 2004 года, а именно исходя из фактического потребления.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг», Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области 31 мая 2013 года принят приказ №27-мпр «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета в Иркутской области».
Указанным приказом на территории Иркутской области утверждено применение расчетного метода для определения нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета в Иркутской области, а также утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых домах (п.п.2 п.2 приказа №27-мпр от 31 мая 2013 года).
При этом указано, что подпункт 2 пункта 2, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01 ноября 2012 года на территории города Иркутска, применяется в порядке, установленном постановлением Правительства Иркутской области от 14 сентября 2012 года N 495/1-пп "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (подпункт 1 и абзац шестой пункта 3 данного документа).
Пункт 1 Постановления Правительства Иркутской области от 14 сентября 2012 года № 495/1-пп "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" устанавливает, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, при этом применяются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года в Иркутской области.
По состоянию на 30 июня 2012 года на территории Нижнеилимского района Иркутской области действовало Постановление администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» от 04 мая 2010 года №128 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в г. Железногорске-Илимском», в связи с чем, применительно к жилому помещению, в котором проживают истцы, норматив потребления коммунальных услуг в жилом помещении по отоплению стал равен 0,0447 Гкал/месс на 1 кв.м.
Поскольку Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области 31 мая 2013 года №27-мпр «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета в Иркутской области, вступал в силу с 01 января 2014 года, то именно, с 01 января 2014 года размер платы за коммунальные услуги, в том числе за услуги по отоплению, стал рассчитываться, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу п.13 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг с использованием формул согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.
Поскольку ответчиком вследствие технической оснащенности применяются двухкомпонентные тарифы на горячую воду, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м), при применении расчетного метода, определяется энергоснабжающей организацией по следующей формуле, которая согласуется с формулой №23.1 Приложения №1 Правил №306.
Q гвс = рв * С * (tr - tx) * (1 + К) * 10-6, Гкал/ мЗ
где:
Q гвс - норма расхода тепла на обогрев 1 м3 холодной воды
рв - плотность воды = 980,45 кг / м3 – (таблица 5.1. Приложения №1 Правил №306, плотность воды при температуре 65 градусов)
С - теплоемкость воды = 1 Гкал/ кг
tr - температура горячей воды = 65 °С
tx - температура холодной воды = 4 °С
К - коэффициент потерь тепловой энергии трубопроводами систем ГВС = 0,2 (таблица 5.2. Приложения №1Постановления №306)
980,45 * 1 Гкал * (65 (температура горячей воды) – 4 (температура холодной воды - СНИП) * (1 + 0,2) * 10-6 = 0,07 Гкал / м3 – коэффициент подогрева воды.
0,07 Гкал/м3 * 756,04 рублей/Гкал (компонент на тепловую энергию – Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2012 года №27-спр) + 23,43 рублей/м3 (компонент на теплоноситель Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2012 года №27-спр) = 76 рублей 35 копеек – стоимость 1 кубического метра горячей воды.
Таким образом, судом установлено, что объем Гкал, потребляемый истцами в период с <дата изъята> составляет (данные изъяты) за площадь дома (данные изъяты) с учетом бани (5 кв.м.), оборудованной отопительными приборами, где 0,0447 (норматив потребления коммунальных услуг в жилом помещении по отоплению) * 58,6 кв.м. + 7,58 (2 человека * 3,79 – норматив расхода горячей воды на человека) * 0,07.
Однако, как усматривается из представленных суду счетов-фактур за период с <дата изъята> по жилому помещению и бани объем потребляемой истцами тепловой энергии составил 3,1421 Гкал и менялась в зависимости изменения температур наружного воздуха.
Данное несоответствие объясняется тем, что ответчиком при проведении расчетов тепловой энергии применялся коэффициент 0,061 (расчет приложенный представителем ответчика), а по отношении к бане расчет производился с учетом температуры наружного воздуха, однако это не нарушает права истцов, поскольку получаемый объем Гкал, применяемый ответчиком при проведении расчетов менее чем это необходимо.
Судом также установлено, что с <дата изъята> ООО «Иркутскэнергосбыт» перешел на новую базу расчетов с применением коэффициента для расчета тепловой энергии 0,07 в соответствии с требованиями Правилами №306, привел в соответствие квитанцию на оплату коммунальных услуг согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также площадь бани при определении объема потребляемой тепловой энергии включена в общую площадь жилого помещения и стала рассчитывать по установленному нормативу.
Кроме того, с 01 июля 2014 года приказом Службы по тарифам Иркутской области № 132-спр от 07 мая 2014 года введен в действие новый тариф на стоимость 1 Гкал, который составляет 790 рублей 81 копейка.
Следовательно, расчет объема потребляемой тепловой энергии с <дата изъята> и по настоящее время следующий:
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты) – стоимость услуги «отопление» с учетом горячего водоснабжения, подлежащего оплате истцами за месяц, что соответствует представленным суду платежным документам.
Таким образом, исходя из приведенных расчетов за спорный период, судом установлено, что расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению производится ответчиком в соответствии действующим законодательством. Таким образом, суд, с учетом представленных доказательств и установленных по делу обстоятельств, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Данные выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, т.к. после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, то условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» данные Правила применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Поскольку судом установлено, что п.3.1, п. 3.5., п.5.1., 5.2. указанного договора противоречат действующему законодательству в части установления объема потребляемых коммунальных услуг, в том числе объема потребляемой тепловой энергии, поэтому суд обоснованно не принял их во внимание при проведении расчетов.
Довод истца о том, что ответчиком норматив Гкал, установленный Постановлением администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» от 04 мая 2010 года №128 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в г. Железногорске-Илимском» должен применяться только из расчета 9 месяцев в году с учетом изменений температуры в весенние и осенние месяца не заслуживает внимания, т.к. расчет норматива отопления, производится администрацией МО «Железногорск-Илимское городское поселение» с целью определения норматива потребляемой тепловой энергии, что величина этого норматива в целях обеспечения равномерного распределения количества услуги по месяцам календарного года рассчитана путем деления общегодового расхода тепла на 12 месяцев, из чего следует, что плата за услуги отопления должна рассчитываться и вноситься в течение всего календарного года равными долями.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании норм права, и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств в соответствии с требованиями ст. ст. 12, 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 20 октября 2015 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Быкова
Судьи: Л.С.Гуревская
Н.А.Сальникова