ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-111/2017 от 10.01.2017 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-5993-2016

судья Слепцов И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

Председательствующего Михеева С.Н.

и судей краевого суда Карабельского А.А.

Усольцевой С.Ю.

при секретаре Галицкой Я.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 10 января 2017 г. гражданское дело по иску Пасынковой Н. К., Андреевой О. А., Шемелиной Т. И., Намаконовой О. П., Гуровой К. И., Зарубицкой М. М., Голубец Р. А. к ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», ОАО «Читаэнергосбыт» о признании незаконными действий по установке общедомового прибора учета, об обязании произвести перерасчет начислений оплаты электроэнергии на общедомовые нужды с применением расчетного способа, об обязании начислять ОАО «Читаэнергосбыт» плату за коммунальную услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного способа,

по апелляционной жалобе представителя ответчика ПАО «МРСК Сибири» Марковой О.Ю.

на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 16 декабря 2015 г., которым постановлено: исковые требования Пасынковой Н. К., Андреевой О. А., Шемелиной Т. И., Намаконовой О. П., Гуровой К. И., Зарубицкой М. М., Голубец Р. А. удовлетворить.

Признать установку общедомового прибора учета потребленной электроэнергии, установленного ОАО «МРСК Сибири» - филиалом «Читаэнерго» для расчета платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды по адресу: <адрес>, незаконной.

Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести Пасынковой Н. К., Андреевой О. А., Шемелиной Т. И., Намаконовой О. П., Гуровой К. И., Зарубицкой М. М., Голубец Р. А. перерасчет платы за коммунальную услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме с 01 мая 2013 года по 01 октября 2015 года по установленному в соответствии с требованиями законодательства нормативу.

Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» начислять Пасынковой Н. К., Андреевой О. А., Шемелиной Т. И., Намаконовой О. П., Гуровой К. И., Зарубицкой М. М., Голубец Р. А. плату за коммунальную услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме с 01 октября 2015 года в соответствии с утвержденными нормативами, до введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, установленного с соблюдением действующего законодательства.

Взыскать с ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Читаэнерго», ОАО «Читаэнергосбыт» в местный бюджет государственную пошлину с каждого в размере <данные изъяты>) рублей.

Заслушав доклад судьи краевого суда Михеева С.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истцы Пасынкова Н.К., Андреева О.А., Шемелина Т.И., Намаконова О.П., Гурова К.И., Зарубицкая М.М., Голубец Р.А. обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что прибор учета по адресу: <адрес> устанавливался в 2009 году филиалом ОАО «МРСК Сибири - Читаэнерго» и Энергобаланс «Сибирь» и обслуживается сетевой организацией ОАО «МРСК Сибири -Читаэнерго». Указанный прибор учета во введение МУП «Эксплуатационник ремонтник» передан только в 2012 году. В нарушение требований, предусмотренных пунктами 136,138,139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 ответчики не определили порядок снятия показаний и расчетов на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах. Свидетельства о поверке установленного общедомового прибора учета отсутствуют. Тем самым, расчет задолженности в отношении истцов, исходя из показаний общедомового прибора учета, при отсутствии доказательств поверки прибора учета и снятия показаний прибора учета сетевой организацией, сбытовой компанией и представителей собственников жилых помещений многоквартирного дома в отсутствие договора, определяющего порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электроэнергии, нельзя признать обоснованным и соответствующим действующему законодательству. Собственниками жилых помещений по адресу <адрес>, 27, 38, 42, 45, 49, 69 не принималось решения о приобретении и установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, а ответчик ОАО "Читаэнергосбыт" не представил сведений о направлении в адрес собственников помещений многоквартирного дома предложения об оснащении дома прибором учета электроэнергии, что является нарушением требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. Считают, что установка общедомового прибора учета электроэнергии произведена с нарушением порядка и процедуры, предусмотренной п.п. 146,147,152,154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, ст. 13 Закона об энергосбережении, п.п. 1.5.6,1.5.13 Правил установки электроустановок (ПУЭ-6). Просили суд признать незаконным со стороны ОАО «МРСК Сибири» установку общедомового прибора учета потребления электроэнергии по указанному выше адресу; обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, при осуществлении управления многоквартирным домом управляющей организацией, а так же в случаях заключения договора управления с управляющей организацией товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом истцам, согласно формуле 15 (не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" с 1 января 2013 г. по 01 октября 2015 года; обязать начислять ОАО «Читаэнергосбыт» истцам плату за коммунальную услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме с момента вынесения решения суда по формуле 15 (не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в размере норматива ежемесячно, до введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, установленного с соблюдением действующего законодательства.

К участию в деле в качестве третьих лиц, привлечены Государственная жилищная инспекция Забайкальского края и ООО «Забайкалье».

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» Маркова О.Ю. просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Выражает несогласие с выводом суда о нарушении сетевой организацией норм действующего законодательства, что установка и допуск прибора учета производился в отсутствие уполномоченных представителей собственников помещений многоквартирного дома. Ссылается на то, что действия по установке прибора учета на фасаде многоквартирного дома ПАО «МРСК Сибири» в отсутствие согласия собственников не противоречат действующему законодательству. Прибор учета, установленный на фасаде многоквартирного <адрес>, допущен в эксплуатацию в день его установки, а именно 15.04.2013 года, где присутствовал представитель ООО «Забайкалье». Отмечает, что управляющая компания является непосредственным представителем собственников многоквартирного дома и в том числе, ответственна за установку и эксплуатацию общедомового прибора учета. Имеющийся в материалах дела акт от 15.04.2013 года содержит все необходимые реквизиты, предъявляемые к акту допуска прибора учета в эксплуатацию. В нем содержится информация об установленном и введенном в эксплуатацию ОДПУ, подтверждается возможность его использования в качестве расчетного. ОДПУ установлен на фасаде многоквартирного жилого дома по указанному выше адресу, место его установки согласовано актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 21.06.2012 № 7-28-153. Указанный факт подтверждается имеющимся в материалах дела актом проверки ГЖИ Забайкальского края от 30.11.2015 № 100-22. Кроме того, собственниками указанного в иске многоквартирного жилого дома выбран способ управления, следовательно, оснований для начисления и участия в процедуре допуска у АО «Читаэнергосбыт» не имеется.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО «Забайкалье» Якимов С.Г. просит решение оставить без изменения.

Истцы, третьи лица ООО «Забайкалье», Государственная жилищная инспекция Забайкальского края, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав объяснения представителя ответчика ПАО «МРСК Сибири» Марковой О.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика АО «Читаэнергосбыт» Костенко Е.В., просившей об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истцы Пасынкова Н.К., Андреева О.А., Шемелина Т.И., Намаконова О.П., Гурова К.И., Зарубицкая М.М., Голубец Р.А. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

ПАО «МРСК Сибири» является сетевой организацией. Ресурсоснабжающей организацией, состоящей с потребителями в договорных отношениях, является ОАО «Читаэнергосбыт», которое предоставляет потребителям коммунальные услуги по электроснабжению.

Начиная с апреля 2013 г. ОАО «Читаэнергосбыт» производит начисление и сбор платы за электрическую энергию на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета.

Основанием для начисления платы на общедомовые нужды является установленный ПАО «МРСК Сибири» общедомовой прибор учета потребленной электрической энергии, показания которого учитываются при расчете размера платы на общедомовые нужды.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении ПАО «МРСК Сибири» порядка установки и ввода прибора учета в эксплуатацию, в связи с чем действия ПАО «МРСК Сибири» по установке общедомового прибора были признаны незаконными, на ОАО «Читаэнергосбыт» была возложена обязанность произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, исходя из норматива потребления, а также начислять плату за электроэнергию в соответствии с утвержденными нормативами, до установки общедомового прибора учета в установленном законом порядке.

С решением суда судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила), электроснабжение жилого помещения является коммунальной услугой.

Согласно п. 13 указанных Правил предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 указанных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

В соответствии с п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Из приведенных норм следует, что при выборе собственниками способа управления многоквартирным домом управляющей организации именно она наделяется статусом исполнителя коммунальных услуг и в целях оказания таких услуг именно на ней лежит обязанность приобретать у ресурсоснабжающей организации соответствующий ресурс.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В п. 12 ст. 13 данного закона установлен правовой механизм принудительного оснащения многоквартирного дома приборами учета, когда собственники помещений в срок до 01 июля 2012 г. не исполнили обязанность по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № 442.

В соответствии с п.п. 147, 152 Основных положений в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.

При рассмотрении настоящего дела в качестве юридически значимых судом должны были быть определены следующие обстоятельства: способ управления многоквартирным домом, был ли соблюден порядок допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию, принималось ли решение собственниками многоквартирного дома об оплате электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в управлении управляющей организации ООО «Забайкалье», что сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Поскольку собственники не установили общедомовой прибор учета, данный прибор был установлен сетевой организацией.

Общедомовой прибор учета, установленный в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>, признан пригодным и допущен в эксплуатацию на основании акта от 15 апреля 2013 г., подписанного представителями ОАО «МРСК Сибири», ОАО «Читаэнергосбыт» и ООО «Забайкалье».

Поскольку истцами в нарушение ст. 56 ГПК РФ не были представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении ответчиками порядка установки и допуска общедомового прибора учета в эксплуатацию, а также то, что указанный прибор является неисправным, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований о признании установки общедомового прибора незаконной.

В соответствии с ч.4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Согласно подпунктам «и», «к», пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых приборов учета) электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Исходя из изложенного правового регулирования, при избрании в качестве способа управления управление управляющей компанией такая организация является непосредственным представителем собственников многоквартирного дома и, в том числе, ответственна за установку и эксплуатацию общедомового прибора учета.

Выводы суда о том, что собственники жилого дома при составлении вышеуказанного акта не присутствовали, на общем собрании собственников жилья, решение о включении расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, не принимали, чем была нарушена процедура установки и введения в эксплуатацию обшедомового прибора учета, являются ошибочными.

С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 г. 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организация независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Исходя из изложенного правового регулирования, при избрании в качестве способа управления управление управляющей компанией такая организация является непосредственным представителем собственников многоквартирного дома и, в том числе, ответственна за установку и эксплуатацию общедомового прибора учета.

Учитывая, что в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию принимал участие представитель управляющей организации ООО «Забайкалье», установленный прибор учета признан соответствующим обязательным требованиям государственных стандартов, технической документации, признан пригодным, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о незаконности процедуры допуска общедомового прибора в эксплуатацию.

Действие ООО «Забайкалье» в качестве управляющей организации в спорный период времени, подтверждается представленным по запросу суда администрацией городского поселения «Борзинское» ответом, согласно которому многоквартирный жилой дом, расположенные по адресу: <адрес> спорный период времени находился в управлении управляющей организации ООО «Забайкалье».

При таких условиях обжалуемое решение в части признания незаконными установки и допуска общедомового прибора в эксплуатацию по указанному адресу подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в иске.

Также не подлежат удовлетворению и требования о возложении обязанности на ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет стоимости платы за коммунальную услугу «электроснабжение» в соответствии с действующими нормативами.

Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ, ст. 539 ГК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с данными учета энергии. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения - с момента заключения договора найма, у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В силу п. 1, ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30 июня 2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Исходя из пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в случае непосредственного управления многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

По смыслу приведенных норм, управляющая организация, выбранная собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления, является непосредственным исполнителем коммунальных услуг для собственников и нанимателей помещений в таком доме. Несмотря на указанное обстоятельство, собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме также может быть принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом в период до 30 июня 2015 года внесение оплаты за коммунальные услуги, потребленные при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации являлось недопустимым, даже в случае принятия соответствующего решения собственниками и нанимателями многоквартирного дома.

Таким образом, поскольку в спорный период времени истцами не могла осуществляться плата напрямую ресурсоснабжающей организации, соответственно и требования о возложения обязанности на ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электроэнергию являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Указанные недостатки свидетельствуют о том, что судом были неверно определены значимые обстоятельства и неправильно применены нормы права, подлежащие применению. В силу ст. 330 ГПК РФ это является основанием для отмены судебного решения.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 16 декабря 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Пасынковой Н. К., Андреевой О. А., Шемелиной Т. И., Намаконовой О. П., Гуровой К. И., Зарубицкой М. М., Голубец Р. А. к ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», ОАО «Читаэнергосбыт» о признании незаконными действий по установке общедомового прибора учета, об обязании произвести перерасчет начислений оплаты электроэнергии на общедомовые нужды с применением расчетного способа, об обязании начислять ОАО «Читаэнергосбыт» плату за коммунальную услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного способа - отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Копия верна

Судья Забайкальского краевого суда С.Н.Михеев