Судья Завьялов О.М.
Дело № 33-1123
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего судьи Фомина В.И.,
судей Выдриной Ю.Г., Абашевой Д.В.,
при секретаре Тотьмяниной Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 04.02.2019 года дело по апелляционной жалобе ОАО «РЖД» на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 26.10.2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Пермского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» удовлетворить. Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» установить платформу со стороны нечетного пути на остановочном пункте «Вожаково», отвечающую требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог, в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда. Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу бюджета муниципального образования «Город Пермь» государственную пошлину в размере 300 рублей».
Заслушав доклад судьи Фомина В.И., объяснения представителя ответчика ОАО «РЖД» Шмыриной Т.К., прокурора Смирнягиной Е.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пермский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности. С учетом уточненных исковых требований просил обязать ответчика установить платформу со стороны нечетного пути на остановочном пункте «Вожаково», отвечающую требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Заявленные требования мотивированы тем, что Пермской транспортной прокуратурой по обращению граждан была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности перевозок пассажиров железнодорожным транспортом на остановочном пункте «Вожаково». Проверкой было установлено, что временная платформа на остановочном пункте «Вожаково» выполнена из старогодних шпал, которые соединены между собой металлическими скобами, выступающими на поверхность платформы. Поверхность платформы имеет щели, впадины, лестницы не имеют поручней, что может привести к травмированию пассажиров. Габариты временной платформы не соответствуют требованиям п. 30 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации – имеются отступления за пределами допустимых норм.
Прокурор в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» в судебном заседании заявленные исковые требования не признал.
Представители третьих лиц администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, ОАО «Пермская пригородная компания» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ОАО «РЖД» просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. Приводит доводы о том, что судом не принято во внимание, что Правила технической эксплуатации железных дорог РФ не содержат требований относительно поверхности пассажирских платформ, при этом габариты платформы не нарушают требований Правил технической эксплуатации железных дорог РФ. Каких-либо допустимых нарушений при
содержании спорной платформы не установлено. Не согласны с установленным судом сроком для исполнения принятого решения. Учитывая необходимость включения указанных работ в инвестиционную программу ОАО «РЖД», полагают, что достаточным может быть признан срок не менее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» пассажиры, а также физические лица, имеющие намерения воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами предусмотренными законодательством Российской Федерации.
По смыслу п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», п. 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ № 703 от 20.11.2003 года, функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 27.02.2003 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» определено, что единым хозяйствующим субъектом на железнодорожном транспорте является ОАО "Российские железные дороги".
Статьей 6 ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» предусмотрено, что единый хозяйствующий субъект осуществляет вид деятельности: эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Обязан осуществлять деятельность исходя из принципа обеспечения устойчивой работы единого хозяйствующего субъекта и безопасности осуществляемой им эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
Статьей 15 указанного закона предусмотрено, что железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.
Пунктом 16 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 года № 286 установлено, что инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.
Техническое обслуживание, ремонт (включая межремонтные сроки) и содержание сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей общего пользования обеспечивается в порядке, установленном, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей общего пользования на основании норм и правил, а также технической документации (п. 17).
Согласно п. 6.1 распоряжения ОАО «РЖД» от 24.12.2010 года № 2705р «О вводе в действие «Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан» поверхности платформ и сходов должны быть ровными, без выбоин, не допускать скопления воды, обладать противоскользящими свойствами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на момент рассмотрения дела пассажирская платформа со стороны нечетного пути на остановочном пункте «Вожаково» выполнена во временном исполнении из шпал, платформа имеет неровности, шпалы прикреплены на разном уровне. При скреплении шпал использованы гвозди, скобы, выступающие на поверхность платформы. Между шпалами имеются проемы, ввиду неплотного прилегания шпал друг к другу.
Учитывая, что пассажирская платформа со стороны нечетного пути на остановочном пункте «Вожаково» не соответствует установленным параметрам, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Правила технической эксплуатации железных дорог РФ не содержат требований относительно поверхности пассажирских платформ, при этом каких-либо допустимых нарушений при содержании спорной платформы не имеется, основаны на субъективном толковании норм права, фактически направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ОАО «РЖД» как субъект транспортной инфраструктуры не имеет реальной возможности исполнить решение суда в установленный судом срок, учитывая необходимость включения указанных работ в инвестиционную программу ОАО «РЖД», не влекут отмену решения суда.
В отсутствие реальной возможности исполнить решение суда в установленный срок ответчик не лишен возможности подать заявление об отсрочке исполнения судебного решения в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенными судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и оценкой представленных по делу доказательств в отсутствие оснований у суда второй инстанции для переоценки этих доказательств.
Каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 26.10.2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «РЖД» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: