Судья: Тихонова Л.Г.
№ 33-12264
Докладчик: Строганова Г.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«22» января 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Строгановой Г.В.
судей: Рыжониной Т.Н., Чудиновой Т.М.
при секретаре: Паниной Т.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Строгановой Г.В. гражданское дело по частным жалобам ФИО1, ФИО2, ФИО3, администрации города Прокопьевска на определение Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 30 сентября 2014 года об изменении способа и порядка исполнения решения суда,
УСТАНОВИЛА:
_
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Прокопьевска от 16.10.2009 года за ФИО1, ФИО2, ФИО3 признано право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков взамен ставшего ветхим и непригодным для проживания дома по адресу: <адрес>, на администрацию г. Прокопьевска возложена обязанность включить ФИО1, ФИО2, ФИО3 в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной ОАО «Шахта Коксовая».
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с заявлением об изменении способа исполнения вышеуказанного решения суда.
Требования мотивированы тем, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу, но до настоящего времени не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство, должник неоднократно привлекался к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ. Ими были исчерпаны все возможности для понуждения ответчика к исполнению вступившего в законную силу решения суда, в связи с чем просят изменить способ исполнения и взыскать с администрации города Прокопьевска в их пользу социальную выплату за счет средств федерального бюджета, поскольку решением суда установлено, что администрация г. Прокопьевска является получателем межбюджетных трансфертов, на что также указывается в постановлении Правительства № 428 от 13.07.2005 года. Указание в решении суда источника финансирования социальной выплаты исключает нецелевое использование бюджетных средств, тем самым и решение по существу не будет изменено. Кроме того, межбюджетные трансферты выделяются органам местного самоуправления, перечисляются на счет Главного финансового управления Кемеровской области, муниципальные образования получают субвенции из областного бюджета, которые после зачисления в доходы муниципального образования приобретают статус «средств местного бюджета». О наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение, свидетельствует факт длительного неисполнения решения, истечение сроков исполнения решения, неисполнение должником требований судебного пристава-исполнителя, отсутствие конкретных предложений со стороны должника для исполнения решения суда.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № социальная выплата предоставляется из расчета номы площади жилья, которая на семью из трех человек составляет 54 кв.м. (18 кв.м. на 1 человека) и стоимости 1 кв.м., которая составляет <данные изъяты> рублей, согласно приказу Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Минрегионразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №
С учетом уточнения требования, просили суд обязать администрацию города Прокопьевска заключить с ФИО1, ФИО2, ФИО3, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, взыскать с администрации г.Прокопьевска в их пользу <данные изъяты> рубля.
ФИО2, действующая также в интересах несовершеннолетнего ФИО3, в судебном заседании поддержала заявление.
ФИО1 в судебное заседание не явился.
Представитель администрации г. Прокопьевска ФИО4, действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявления возражала.
Определением Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 30 сентября 2014 года постановлено:
Заявление ФИО5 Н,В., ФИО2, действующих также в интересах несовершеннолетних ФИО3 об изменении способа и порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Прокопьевска от 16.10.2009 года по делу № удовлетворить частично, обязав администрацию города Прокопьевска заключить с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
В частной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3 просят определение суда отменить и взыскать с администрации г.Прокопьевска за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, взамен ставшего ветхим и непригодным для проживания дома по адресу: <адрес> социальную выплату в размере <данные изъяты> руб. исходя из нормы площади жилого помещения на семью из 3 человек 54 кв. м. и стоимости 1 кв.м. жилья на 3 квартал 2014 года в размере <данные изъяты> руб. в их пользу для приобретения жилья и согласно 12 Правил обязать ответчика заключить договор на предоставление нам социальной выплаты за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Считают, что возложение на администрацию г.Прокопьевска обязанности заключить с ними договор не повлечет исполнение решения суда.
Кроме того, по мнению заявителей, резолютивная часть обжалуемого определения некорректна, поскольку не содержит указания о заключении договора о предоставлении им социальной выплаты в соответствии с пунктом 12 Правил исходя из нормы площади жилого помещения на семью из 3 человек, что будет препятствовать выдаче исполнительного листа, так как он не может содержать общее указание о возложении обязанности о заключении договора.
В частной жалобе представитель администрации г.Прокопьевска ФИО4 просит определение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Ссылается на то, что во исполнение решения Центрального районного суда г. Прокопьевска от 16.10.2009 года администрацией г.Прокопьевска был составлен список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчет размера предоставляемых в 2012 году социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. № 428. В список были включены ФИО1, ФИО2 и ФИО3. Данный список в последующем был подписан и утвержден главой г.Прокопьевска ФИО6, однако до настоящего времени Министерство энергетики РФ списки не согласовало.
Считает, что право на заключение договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возникает у Р-вых после того как Министерство энергетики согласует указанные списки.
Кроме того, по мнению заявителя, заключение договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, является самостоятельным способом защиты нарушенного права и должно реализовываться в порядке другого судопроизводства.
В соответствии с ч. 2 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле. Частная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность определения суда в пределах доводов жалобы исходя из положений ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает определение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В соответствии со ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
На основании ст.434 ГПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель вправе поставить перед судом вопрос об изменении способа и порядка исполнения решения.
Согласно ст.200 ГПК РФ после объявления решения суд, принявший решение по делу, не вправе отменить или изменить его.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Прокопьевска от 16.10.2009 года за ФИО1, ФИО2, ФИО3 признано право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков взамен ставшего ветхим и непригодным для проживания дома по адресу: <адрес> на администрацию г. Прокопьевска возложена обязанность включить ФИО1, ФИО2, ФИО3 в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной ОАО «Шахта Коксовая».
Изменение способа и порядка исполнения решения суда состоит в замене одного вида исполнения другим, при этом не должна изменяться сущность самого решения.
Между тем, предъявляя в суд заявление в порядке ст.203 ГПК РФ, Р-вы по существу изменили исковые требования, по которым суд постановил решение.
Так из заявления Р-вых усматривается, что они просят изменить способ исполнения решения суда в том числе, путем обязания Администрации г.Прокопьевска заключить с ФИО1, ФИО2, ФИО3 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (т.2 л.д.258-259).
Удовлетворяя заявление об изменении способа исполнения решения Центрального районного суда г. Прокопьевска от 16.10.2009 года указанным способом, суд указал, что поскольку за Р-выми признано право на предоставление социальной выплаты, то реализация данного права должна означать заключение Администрации города Прокопьевска с Р-выми договора о предоставлении социальной выплаты.
Согласно Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года N428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" на реализацию программ местного развития местным бюджетам шахтерских городов предоставляются межбюджетные трансферты за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п.5 указанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (п.8 Правил).
Орган местного самоуправления шахтерского города заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (п.12 Правил).
Гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" (п.13).
Для оплаты приобретенного жилья гражданин представляет в орган местного самоуправления шахтерского города или поселка договор купли-продажи, явившийся основанием для государственной регистрации права на приобретенное жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение.
Для уплаты средств в размере цены договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома участник долевого строительства представляет в орган местного самоуправления шахтерского города или поселка договор участия в долевом строительстве, имеющий государственную регистрацию (без государственной регистрации может быть представлен договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома, разрешение на строительство которого получено до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (п.14).
Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждают ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывают размер субсидий, согласовывают списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключают с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственно предоставление субсидии осуществляется в соответствии с п.2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, порядок предоставления социальной выплаты гражданам, в том числе и тем, право на социальную выплату которым признано решением суда вытекает из положений указанного Постановления.
Решая вопрос об изменении способа и порядка исполнения решения путем обязания Администрации г.Прокопьевска заключить с ФИО1, ФИО2, ФИО3 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, суд фактически изменил сущность решения как по предмету иска, так по основаниям, по которым были удовлетворены исковые требования. Требование о заключении договора на предоставление социальной выплаты является самостоятельным способом защиты нарушенного права и должно быть реализовано в порядке другого судопроизводства.
При таких обстоятельствах, заявление Р-вых об изменении способа исполнения решения путем обязания ответчика заключить договор на предоставление социальной выплаты не может быть удовлетворено, поскольку при рассмотрении данного вопроса об изменении способа и порядка исполнения решения существенным образом нарушаются процессуальные права и возможности ответчика, в связи с чем определение суда первой инстанции подлежит отмене.
Доводы частной жалобы Р-вых о необходимости изменения способа исполнения решения суда путем взыскания с администрации г.Прокопьевска в их пользу социальной выплаты в размере <данные изъяты> рубля отклоняются судебной коллегией, поскольку как правильно указал суд, судебным постановлением, способ и порядок которого просят изменить Р-вы, на ответчиков не возлагалась обязанность непосредственного предоставления жилья, но возложена обязанность по включению ФИО1, ФИО2, ФИО3 в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной ОАО «Шахта Коксовая» и потому при удовлетворении заявления Р-вых о взыскании с Администрации г.Прокопьевска среднерыночной стоимости 1.кв.м. жилья на состав семьи 3 человек будет изменено содержание решения, что недопустимо.
Руководствуясь ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
определение Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 30 сентября 2014 года об изменении способа и порядка исполнения решения суда отменить, разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2, действующих также в интересах несовершеннолетних ФИО3 об изменении способа исполнения решения Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 16.10.2009 года, обязав администрацию города Прокопьевска заключить с ФИО1, ФИО2, ФИО3, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, взыскании с администрации г.Прокопьевска в их пользу <данные изъяты> рубля отказать.
Председательствующий: Г.В. Строганова
Судьи: Т.Н.Рыжонина
Т.М.Чудинова