ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1125 от 28.05.2013 Орловского областного суда (Орловская область)

Дело № 33-1125

Докладчик: Корнева М.А.

Судья: Короткова О.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 мая 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.,

судей Корневой М.А., Герасимовой Л.Н.,

при секретаре Комиссаровой А.Н.,    

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 <...>, ФИО5 <...> к Государственному казенному учреждению Орловской области «Отряд аварийно-спасательной и противопожарной службы», Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области о признании права на ежемесячную социальную выплату,

по апелляционным жалобам Государственного казенного учреждения Орловской области «Отряд аварийно-спасательной и противопожарной службы» и Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 03 апреля 2013 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО4 <...>, ФИО5 <...> к Государственному казенному учреждению Орловской области «Отряд аварийно-спасательной и противопожарной службы», Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области удовлетворить.

Признать за ФИО4 <...>, ФИО5 <...> право на получение ежемесячной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 12 октября 2012 г. № 368.

Обязать Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области назначить ФИО4 <...>, ФИО5 <...> установленную ежемесячную социальную выплату и произвести соответствующие социальные выплаты с момента возникновения права, согласно постановлению Правительства Орловской области от 12 октября 2012 г. № 368.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Орловской области «Отряд аварийно-спасательной и противопожарной службы» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Орел через ИФНС по г. Орлу в размере <...> рублей».

Заслушав доклад судьи областного суда Корневой М.А., объяснения представителя Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области ФИО1, представителей Государственного казенного учреждения Орловской области «Отряд аварийно-спасательной и противопожарной службы» ФИО2 и ФИО3, поддержавших апелляционные жалобы по изложенным в них доводам, возражения представителя ФИО4 и ФИО5 – ФИО6, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

ФИО4 и ФИО5 обратились в суд с иском к Государственному казенному учреждению Орловской области «Отряд аварийно-спасательной и противопожарной службы» (далее – Отряд), Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области (далее – Департамент) о признании права на ежемесячную социальную выплату.

В обоснование заявленных требований указывали, что поскольку они проработали в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах Орловской области более 15 лет, достигли возраста 40 лет и постоянно проживают на территории Орловской области, то в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 12 октября 2012 г. № 368 имеют право на получение ежемесячной социальной выплаты.

В связи с тем, что Отряд не подготовил представление и другие необходимые документы на назначение им социальной выплаты, а Департамент не назначил указанную выплату, просили суд обязать ответчиков назначить ежемесячную социальную выплату и произвести соответствующие выплаты с момента возникновения на нее права.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Департамент ставит вопрос об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Приводит доводы о том, что судом неправомерно к спорным правоотношениям применены нормы трудового законодательства, поскольку Департамент по отношению к истцам работодателем не является.

Считает, что социальная выплата не входит в систему оплаты труда, а является дополнительной гарантией социальной защиты работников профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) и осуществляется за счет средств областного бюджета, установление которой является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъекта РФ.

Ссылается на то, что у истцов отсутствует 15-летний стаж работы на должностях, включенных в перечень должностей, работа на которых дает право на установление ежемесячной денежной выплаты и который утвержден постановлением Правительства Орловской области от 12 октября 2012 г. № 368.

Указывает, что суд, удовлетворяя требований истцов, необоснованно, тем самым, расширил установленный Правительством Орловской области перечень должностей, работа на которых дает право на получение ежемесячной социальной выплаты, что повлечет нарушение бюджетного законодательства, поскольку финансирование дополнительных расходных обязательств области допускается только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта РФ.

В апелляционной жалобе Отряд ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.

Считает, что суд при разрешении спора необоснованно сослался на постановление Правительства РФ от 01 января 2001 г. № 702, поскольку указанный правовой акт не регулирует вопрос назначения дополнительных мер социальной поддержки, а определяет перечень должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда.

Указывает, что утверждение перечня должностей, работа на которых дает право на установление дополнительных мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, относится к полномочиям Правительства Орловской области.

Полагает, что истцы не соответствуют критериям, установленным постановлением правительства Орловской области от 12 октября 2012 г. № 368, в связи с чем, не имеют право на ежемесячную социальную выплату.

Выражает несогласие с тем, что судом сделан вывод о нарушении работодателем в отношении истцов трудового законодательства, поскольку социальные выплаты не являются обязательными для всех работников и не входят в тарифную ставку, должностной и базовый оклады.

Ссылается на то, что обязанность подавать заявление в соответствии с порядком назначения и выплаты ежемесячной социальной выплаты возложена не на Отряд, а на лиц, претендующих на данную выплату.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из этих доводов, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права.

В соответствии с положениями абз 5, 6 ст. 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 22 августа 1995 г № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» на спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, обслуживающих организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

Решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и администраций организаций могут устанавливаться дополнительные, не противоречащие настоящему Федеральному закону гарантии правовой и социальной защиты работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, членов нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, спасателей, не входящих в состав аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

В силу ч. 4 ст. 15 Закона Орловской     области от 09 марта 2006 г. № 588-ОЗ «О защите населения и территории Орловской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера» спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Орловской области, участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций и проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Орловской области, спасателей Штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Орловской области, спасателей Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Орловской области, спасателей Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Орловской области, спасателей Орловской областной поисково-спасательной службы, спасателей Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области на должностях, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Орловской области, ежемесячная социальная выплата назначается по достижении возраста 40 лет.

Порядок, условия назначения и предоставления ежемесячной социальной выплаты лицам, указанным в настоящей части, утверждаются Правительством Орловской области.

Во исполнение положений указанного закона Правительством Орловской области 12 октября 2012 г. № 368 было принято постановление, которым утверждено Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячной социальной выплаты спасателям государственного казенного учреждения Орловской области "Отряд аварийно-спасательной и противопожарной службы", проработавшим в качестве спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Орловской области, участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также пожарным государственного казенного учреждения Орловской области «Отряд аварийно-спасательной и противопожарной службы». Указанная выплата осуществляется за счет средств областного бюджета.

На основании п. 1 указанного Положения его действие распространяется на постоянно проживающих на территории Орловской области спасателей государственного казенного учреждения Орловской области "Отряд аварийно-спасательной и противопожарной службы", на момент возникновения права на назначение ежемесячной социальной выплаты состоящих на должностях, входящих в Перечень должностей спасателей (приложения 3 к настоящему Положению), имеющих право на ежемесячную социальную выплату в соответствии с Законом Орловской области от 09 марта 2006 г. № 588-ОЗ «О защите населения и территории Орловской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера».

Материалами дела установлено, что в Орловской областной спасательной службе ФИО4 и ФИО5 начали свою деятельность соответственно с <дата> (водитель 2 класса поисково-спасательной службы) и <дата> (водитель 1 класса поисково-спасательной службы).

В последующем ФИО4 был переведен в поисково-спасательную службу УГО и ЧС Орловской области, где с <дата> занимал должность спасателя-водителя 2 класса, а с <дата> ему присвоена квалификация спасателя 3 класса. С <дата> ФИО4 был переведен в группу специальных работ поисково-спасательной службы ГУ ГО И ЧС Орловской области на должность спасатель 3 класса-взрывник-водитель 2 класса. <дата> ему присвоена квалификация спасатель 2 класса. С <дата> по настоящее время ФИО4 занимает должность спасатель 2 класса-взрывник-водитель 1 класса группы специальных (взрывных) работ поисково-спасательной службы ГКУ «Отряд аварийно-спасательной и противопожарной службы» (т. 1 л. д. 8-10).

ФИО5 с <дата> занимал должность спасателя 3 класса поисково-спасательного отряда поисково-спасательной службы. С <дата> он был принят в группу специальных работ поисково-спасательной службы ГУ ГО И ЧС Орловской области на должность спасатель 3 класса-взрывник-водитель 1 класса. <дата> ему присвоена квалификация спасатель 2 класса. С <дата> по настоящее время ФИО5 занимает должность спасатель 2 класса-взрывник-водитель 1 класса группы специальных (взрывных) работ поисково-спасательной службы ГКУ «Отряд аварийно-спасательной и противопожарной службы» (т. 1 л. д. 85-87).

В соответствии со справкой, выданной Отрядом <дата> №, ФИО5 для целей определения стажа, дающего право на установление ежемесячной выплаты по постановлению Правительства Орловской области от 12 октября 2012 г. № 368, имеет стаж <...> месяц <...> дней (т. 2 л. д. 66).

В указанный стаж истцу был зачтен только период его работы с <дата> по <дата> в должности спасателя 3 класса поисково-спасательного отряда поисково-спасательной службы, поскольку именно указанная должность поименована в Перечне должностей спасателей (приложение 3 к постановлению Правительства Орловской области от 12 октября 2012 г. № 368). Иные должности, которые занимал ФИО5, в указанном перечне не поименованы.

ФИО4 за период работы, начиная с <дата> по настоящее время, в стаж, дающий право на установление ежемесячной выплаты по постановлению Правительства Орловской области от 12 октября 2012 г. № 368 ни один из периодов работы включен не был, поскольку ни одна из занимаемых им должностей не поименована в упомянутом перечне должностей.

Удовлетворяя исковые требования истцов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку ФИО4 и ФИО5 имеют статус спасателей, проработали в должности таковых в профессиональных аварийно-спасательных службах более <...> лет, достигли 40-летнего возраста и постоянно проживают на территории Орловской области, они имеют право на назначение спорной социальной выплаты, поскольку иное ставит их в неравное положение для реализации своих трудовых прав по сравнению с другими работниками Отряда, которые, в силу наименования занимаемых ими должностей, имеют право на такую выплату.

В обоснование своих выводов суд также сослался на постановление Правительства РФ от 01 октября 2001 г. № 702 «Об утверждении перечня должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда за выслугу лет», согласно которому именно занятие должности спасателя, спасателя 1, 2, 3 классов и спасателя международного класса дает право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях в соответствии со ст. 28.2 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Вместе с тем, с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

Принимая решение, суд не учел, в силу вышеперечисленных правовых норм право на получение ежемесячной социальной выплаты, установленной постановлением правительства Орловской области от 12 октября 2012 г. № 368 возникает при наличии 15-летнего стажа работы на должностях, включенных в перечень (приложение 3) и расширительному толкованию не подлежит.

В связи с чем, наличие одного лишь статуса спасателя без необходимого 15-летного стажа работы на должностях, упомянутых в указанном Приложении, не является основанием для возникновения права на социальную выплату.

Поскольку при рассмотрении дела установлено, что ФИО5 имеет такой стаж продолжительностью <...>, а ФИО4 до настоящего времени не занимал должности, указанные в Приложении 3, оснований для признания за истцами права на получение социальной выплаты, установленной постановлением правительства Орловской области от 12 октября 2012 г. № 368, не имеется, поскольку право на таковую у них не возникло.

Ссылка в решении на постановление Правительства РФ от 01 октября 2001 г. № 702 «Об утверждении перечня должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда за выслугу лет», является необоснованной, поскольку в спорных правоотношениях применению не подлежит.

На основании изложенного обжалуемое решение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене, а исковые требования ФИО4 и ФИО5 – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционные жалобы Государственного казенного учреждения Орловской области «Отряд аварийно-спасательной и противопожарной службы» и Департамента здравоохранения и социального развития Орловской удовлетворить.

Решение Советского районного суда г. Орла от 03 апреля 2013 г. отменить и принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО4 <...>, ФИО5 <...> к Государственному казенному учреждению Орловской области «Отряд аварийно-спасательной и противопожарной службы», Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области о признании права на ежемесячную социальную выплату оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи