Судья: Тупица А.А. № 33-11279
Докладчик: Казачков В.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 сентября 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Казачкова В.В.,
судей: Молчановой Л.А., Овчаренко О.А.,
при секретаре Черновой М.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казачкова В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Кемеровского муниципального района – ФИО1 на решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 21 июня 2016 года
по делу по иску ФИО2 к Администрации Кемеровского муниципального района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Требования мотивировал тем, что решением Кемеровского районного суда от 30.10.2006 г. его родителей А.А.В. и Г.Л.В. лишили родительских прав. Он находился на полном государственном обеспечении и относится по социально-правовому статусу к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Администрации Кемеровского муниципального района от 28.08.2013 года №.. . он включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по состоянию на 16.03.2016 г. порядковый номер в списке значится.. ..
Фамилия истца ФИО5 была изменена на фамилию ФИО3 в связи с заключением брака с ФИО13
Разрешение на вступление в брак было получено в установленном законом порядке.
Жилья, подлежащего закреплению, у него не было.
На сегодняшний день он не обеспечен жилым помещением по категории дети, оставшиеся без попечения родителей, в собственности жилья не имеет.
Он зарегистрирован по адресу:.. .; в учебном заведении не обучается.
Просил обязать Администрацию Кемеровского муниципального района предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в Кемеровском районе отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам не менее 18 кв.м.
В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель Администрации Кемеровского муниципального района - ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 21 июня 2016 года постановлено:
Обязать Администрацию Кемеровского муниципального района предоставить ФИО2,.. . г.рождения благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям Кемеровского муниципального района общей площадью не менее 18 кв.м. и не более 33 кв.м. в черте Кемеровского муниципального района.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Кемеровского муниципального района – ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное, необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований.
Ссылаясь на нормы права, указывает, что Администрация предпринимала все действия, направленные на исполнение возложенной на нее обязанности. Однако недостаточности финансирования не имеет возможности и правовых оснований для исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения истцу за счет средств, предусмотренных в бюджете области для целей предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Включение детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты рождения детей-сирот.
Предоставив истцу жилое помещение, Администрация нарушит очередность списка лиц, имеющих такое право наравне с истцом, что будет означать предоставление жилья вне очереди, что противоречит действующему законодательству.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ (в ред. от 25.12.2012 г.), действующей с 01.01.2013 г., предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу 01 января 2013 г., действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 1, п.п. 1, 2, 3, 9 ст. 3, п. 1 ст. 7 и п. 1 ст. 5 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 г. № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящим Законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее также в соответствующих положениях настоящего Закона - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей).
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), представляет собой совокупность сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
Список формируется органом исполнительной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющим управление в сфере образования, с разбивкой по каждому муниципальному образованию (городскому округу, муниципальному району).
В случае наделения Законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот список формируется соответствующим органом местного самоуправления городского округа или муниципального района. При этом в целях осуществления контроля за исполнением указанного государственного полномочия орган исполнительной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющий управление в сфере образования, ведет единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с разбивкой по каждому муниципальному образованию (городскому округу, муниципальному району).
В соответствии с Федеральным законом в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет.
Включение детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты рождения детей-сирот.
При совпадении даты рождения включение в список производится по дате подачи заявления.
На основании ст. 7 данного Закона, вступающей в силу с 01.01.2014 г., норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом п. 7 ст. 8 Федерального закона. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.
В силу ст. 5 указанного Закона гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган делает запрос документов, указанных в п. 5 ст. 3 настоящего Закона, для исключения обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на предоставление жилого помещения.
Согласно п.1 - 4 ст. 11 данного Закона настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года.
Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в срок до 1 мая 2013 года в список в порядке очередности в соответствии с пунктами 3 и 9 статьи 3 настоящего Закона со снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании Федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») и настоящим Законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 (до брака ФИО5),.. . года рождения, зарегистрирован по адресу:.. .; в учебном заведении не обучается.
Согласно свидетельству о рождении ее родителями являлись: мать Г.Л.В., отец А.А.В. (л.д. 13).
Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 30 октября 2006 года родители истца: мать Г.Л.В., А.А.В. лишены родительских прав в отношении сына ФИО5,.. . г. рождения, ребенок передан на попечение органа опеки и попечительства Администрации Кемеровского района Кемеровской области (л.д. 8-10).
Согласно справке о статусе от 18.02.2016 г. №.. ., Управление социального развития, органов опеки и попечительства, подтверждает, что ФИО6,.. . г. рождения находится на полном государственном обеспечении и относится по социально-правовому статусу к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.11).
Постановлением Главы Кемеровского муниципального района от 28.08.2013 года №.. . ФИО2 (ФИО5).. . г. рождения включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 12).
Согласно сведений Администрации Кемеровского муниципального района от 17.03.2016 года №.. ., по состоянию на 16.03.2016 года очередь ФИО2 в списке значится под №.. . (л.д. 12).
Фамилия истца ФИО5 была изменена на фамилию ФИО3 в связи с заключением брака с ФИО14 (л.д. 14). Разрешение на вступление в брак было получено в установленном законом порядке (л.д. 13).
Кроме того, судом установлено и не оспаривается представителем ответчика, что ФИО2 до настоящего времени жильем не обеспечен, собственного жилого помещения не имеет.
Разрешая спор и установив, что ФИО2 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди на получения жилья по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях», жилого помещения в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещении по договору социального найма не является, судом обоснованно удовлетворены заявленные исковые требования.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Доводы о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу в порядке очередности, поскольку внеочередное предоставление жилого помещения нарушит права и законные интересы детей-сирот, находящихся в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и включены в такой список ранее истца, несостоятельны, противоречат положениям Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ. Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств, в данном случае по достижении ФИО2 18 лет.
Обязанность по предоставлению жилого помещения возложена судом именно на Администрацию Кемеровского муниципального района, соответственно жилое помещение должно быть предоставлено за счет средств муниципального бюджета, поскольку субвенции, предоставляемые на жилые помещения детям сиротам, зачисляются в счет средств муниципального бюджета, а затем расходуются на приобретение жилых помещений. Кроме того, само по себе отсутствие финансирования, не является основанием к отказу в удовлетворении законных требований истца, в связи с чем, доводы подателя жалобы недостаточности финансирования, судебной коллегией отклоняются.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Иных оснований, влекущих отмену решения суда в обжалуемой части, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 21 июня 2016 года в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Кемеровского муниципального района ФИО1– без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Казачков
Судьи: О.А. Овчаренко
Л.А. Молчанова