ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1127/2014 от 26.03.2014 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

 Дело № 33- 1127/2014

 Судья Изгарёва И.В.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам

 Тамбовского областного суда в составе:

 председательствующего судьи: Ваганюк Н.Н.,

 судей: Клепиковой Е.А., Андриановой И.В.,

 при секретаре: Старовойт Е.А.

 рассмотрела в судебном заседании 26 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 16 января 2014 года,

 по иску ФИО1 к УМВД России по Тамбовской области, МВД РФ и Правительству РФ о перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии и компенсации морального вреда,

 заслушав доклад судьи Ваганюк Н.Н., судебная коллегия,

 установила:

 Пенсионер МВД РФ ФИО1 обратился с иском к УМВД России по Тамбовской области, Министерству внутренних дел РФ и Правительству РФ о перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии и компенсации морального вреда, указав, что с 16.02.1994 г. ему назначена пенсия за выслугу лет в системе МВД РФ в размер 65% от денежного содержания по последней должности. Пенсия назначена с учетом льготной выслуги 25 лет. Он также является инвалидом вследствие военной травмы, за что получает соответствующую надбавку к пенсии. С 1.01.2012 г. внесены изменения в закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», ухудшающие его положение в части размера пенсии: установлено ограничение размера пенсии в 54% от оклада по должности и званию. Эта норма, по мнению истца, не может быть применена в отношении него, а только в отношении тех лиц, которые вышли на пенсию после принятия соответствующего изменения в закон. Названная норма, по мнению истца, противоречит ст.ст. 19, 54 и 56 Конституции РФ. Кроме того, истец указал, что с 01.01.2012 г. ему снижена процентная надбавка к пенсии за выслугу лет до 25% также в связи с изменением означенного выше закона. Его выслуга в органах МВД рассчитана в льготном исчислении - 25 лет, таков же порядок расчета выслуги лет для надбавки к пенсии. Помимо этого, истец полагал, что, будучи инвалидом вследствие военной травмы, он должен быть приравнен по статусу к ветеранам боевых действий и ветеранам ВОВ. Также как и у ветеранов боевых действий, и ветеранов ВОВ, у истца должна быть прибавка к пенсии на 32 % расчетного размера пенсии, установленного в размере базовой части трудовой пенсии по старости. Истец просил обязать ответчиков не применять к его пенсии вышеназванные ограничения, введенные с 01.01.2012 г. законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», поскольку считал таковые неконституционными, рассчитывая его пенсию по прежней редакции закона. Просил не допускать дискриминации в отношении его пенсии в связи с изменением ст. 43 названного закона. ФИО1 просил взыскать с УМВД РФ по Тамбовской области недоплаченную, по его мнению, пенсию в сумме 2 013 869 руб. 95 коп. с момента назначения пенсии по настоящее время. Кроме того, просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке компенсацию причиненного ему морального вреда в сумме *** руб.

 Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 16 января 2014 г. исковые требования ФИО1 были оставлены без удовлетворения.

 С данным решением не согласен истец, который в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, просит принять по делу новое решение.

 Указывает, что суд не рассмотрел его требование об увеличении цены иска от 16.01.2014 г., суд не разрешил его ходатайство о направлении запроса в Конституционный суд РФ о проверки законности начисления пенсии. Полагает, что в Постановлении Правительства РФ №43 от 23.01.2003 г. и в п. 3 Правил из Постановления Правительства РФ № 158 от 27.12.2011 г., на которые ссылался суд при принятии решения, не имеется прямого запрета исчисления пенсии с применением процентной надбавки за выслугу лет в льготном исчислении, а наоборот, указана возможность исчисления как в календарном так и льготном исчислении. Полагает, что имеет место нарушение ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ, поскольку срок его службы исчисляется в льготном порядке 1 год за полтора года. Считает решение в данной части незаконным, указывает, что суд, по данному вопросу, не отреагировал на его ходатайство о направлении запроса в Конституционный суд РФ по факту неопределенности нормы. Указывает, что он имеет право на льготы как и ветеран ВОВ на основании ФЗ « О ветеранах», что отмечено в его удостоверении об инвалидности. Ссылаясь на Постановление Конституционного суда РФ от 17.05.2011 г. № 8-П, автор жалобы указывает, что инвалиды военной травмы приравниваются к инвалидам военных действий. Судья, по мнению ФИО1, не учел его доводы о дискриминации в начислении пенсии военнослужащих по отношению к военным судьям, военным прокурорам и т.д.

 В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 Проверив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав истца ФИО1, выслушав представителя ответчиков ФИО2, судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого судебного постановления по следующим основаниям.

 Так, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований ФИО1, исходил из того, что норма о снижении размера денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий, направлена на увеличение с 1 января 2012 года абсолютного размера указанных пенсий в денежном выражении. Кроме того, не принимая довод истца о дискриминационном начислении пенсии по отношению военных пенсионеров к пенсионерам, занимавшим должности военных судей, военных прокуроров и проч., суд учел позицию Конституционного суда РФ, изложенную в Определении от 24.09.2012 г. № 1800-О, согласно которой данная норма является соответствующей Конституции РФ. Также суд, отказывая в перерасчете пенсии по инвалидности, исходил из того, что судом не установлено нарушений прав истца при начислении его пенсии за выслугу лет. Суд, указывая на отсутствие правовых оснований для исчисления стажа службы для выплаты ежемесячной надбавки в льготном порядке, ссылался на отсутствие нормативного правового акта, определяющего порядок исчисления периодов, подлежащих включению в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении для назначения ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел. Также суд указал, что ФЗ «О ветеранах» предусматривает исчерпывающие основания для присвоения статуса ветерана ВОВ и ветерана боевых действий, к указанным категориям граждан ФИО1 не относится. Что же касается требований о компенсации морального вреда, суд указал, что истцом не представлено доказательств его причинения, а также законодательством, регулирующим пенсионные правоотношения бывших сотрудников МВД, не предусматривают компенсацию морального вреда.

 Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, сводятся к возражениям на иск, которые были предметом разбирательства суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку.

 В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1( с изм. и дополнениями от 08.11.2001 г. ) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего закона и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, … в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию ( без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная набавка или процентная надбавка за выслугу лет ( стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

 Указанное денежное довольстве согласно части 2 данной статьи учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 г. в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 г. ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учётом уровня инфляции ( потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

 Согласно п. 8 ст.12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 309 –ФЗ, размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей», подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона « О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247 « О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 Судебная коллегия не может согласиться с доводами истца о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, поскольку согласно подп.»а» абз.1 ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсии назначенные лицам, указанным в ст.1 названного закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников, исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.

 Как правильно указал суд первой инстанции в определении Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 г. № 1800-0, отмечено, что снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной и приравненным к ней службы, со 100 процентов до 54 процентов, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового - более высокого – денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий.

 Утверждения в жалобе на необходимость иного расчета пенсии истца со ссылкой на ряд постановлений Конституционного Суда РФ и, в частности приложенного истцом к жалобе от 17 мая 2011 г. № 8-П ( копия), не могут служить основанием к отмене оспариваемого судебного постановления и принятыми судебной коллегий, поскольку касаются иных отношений и иных законов ( « О статуса военнослужащих», « Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы…», но никак не касаются вышеуказанного закона, определившего порядок исчисления пенсий.

 Судом первой инстанции на основании анализа действующего законодательства со ссылкой на Правила исчисления стажа службы ( выслуги лет), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2011 г. № 1158, в том числе п.2 и 3, сделан правильный вывод об отсутствии в законодательством порядке оснований для назначения ежемесячной надбавки за стаж службы в льготном исчислении. В вышеуказанных пунктах, на которые ссылается истец, перечислены занимаемые должности в иных учреждениях, которые подлежат зачету в стаж службы в календарном исчислении.

 Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о заблуждении истца в отношении его статуса. В связи с чем, считает несостоятельными ссылки в жалобе на необходимость обращения суда в Конституционный Суд РФ для разъяснения, якобы, имеющихся противоречий в действующем законодательстве в рамках спора по данному делу.

 При таком положении находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы основанными на правильном толковании норм материального и процессуального права и сводящимися к переоценке доказательств, исследованных судом первой инстанции при отсутствии к тому оснований, предусмотренных гражданским процессуальным кодексом РФ.

 Руководствуясь 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 16 января 2014 года оставить без изменения.

 Апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

 Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

 Председательствующий:

 Судьи: