Судья Калинин С.С. Дело № 33-11284/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 09 августа 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Изоткиной И.В.,
судей: Забровского Б.Д., Ситникова В.С.,
при секретаре Кузнецовой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования – Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, ФИО1 о признании разрешения на право размещения рекламной конструкции недействительным, понуждении к принятию мер по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции
по апелляционной жалобе ФИО1 в лице представителя Чумаченко Романа Олеговича
на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 29 февраля 2016 года, которым постановлено:
иск прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования – Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к принятию мер по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции – удовлетворить.
Обязать администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области принять в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 38- ФЗ от 13 марта 2006 г. «О рекламе» меры по демонтажу рекламной конструкции, установленной на участке автомобильной дороги <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Ситникова В.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Среднеахтубинского района Волгоградской области первоначально обратился в суд с исковым заявлением к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к принятию мер по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно с ОГИБДД ОМВД России по Среднеахтубинскому району, Отделом архитектуры и градостроительства администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области проведена проверка исполнения требований законодательства о рекламе при размещении и эксплуатации рекламных конструкций на территории, прилегающей к автомобильной дороге <адрес> Проверкой установлено, что на участке вышеуказанной автомобильной дороги слева по ходу движения в направлении г. Краснослободск установлена рекламная конструкция, представляющая собой металлическую опору, на которой закреплен двухсторонний щит размером 6 х 3 м, площадью 18 кв.м с каждой стороны щита. На рекламной конструкции имеются изображения, в том числе в виде слов <.......>. Согласно информации, представленной администрацией Среднеахтубинского муниципального района от 01.12.2015 года № 7396, разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции органом местного самоуправления не выдавалось. Таким образом, рекламная конструкция установлена в отсутствие разрешения. Кроме того, ее размещение не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003, а именно: в нарушение п. 6.1 рекламная конструкция размещена на расстоянии ближе 50 м (расстояние составляет около 9,20 м) от пересечения автомобильной дороги; в нарушение п. 6.1 рекламная конструкция размещена ближе 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (расстояние около 1 м); в нарушение п. 6.1 рекламная конструкция размещена в створе и в одном сечении с дорожными знаками. Несоблюдение требований ГОСТ Р 52044-2003 при размещении рекламной конструкции создает угрозу безопасности дорожного движения. На основании изложенного, просил суд обязать администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области принять в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. «О рекламе» меры по демонтажу рекламной конструкции, установленной на участке автомобильной дороги <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Судом постановлено указанное выше решение.
Оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, в апелляционной жалобе ФИО1 в лице представителя ФИО2 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что является собственником спорного земельного участка, имеет разрешение на право размещения рекламной конструкции на данном участке.
Определением от 28 июня 2017 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, поскольку Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области допустил рассмотрение данного дела в отсутствие не привлеченного к участию в деле ФИО1, являющего собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № <...>.
ФИО1 привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле
Поскольку дело рассмотрено в отсутствие не привлеченного к участию в деле ФИО1, имеется безусловное основание для отмены решения суда первой инстанции.
В силу ч. 5 ст. 330 ГПК Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Исходя из изложенного, решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 29 февраля 2016 года подлежит отмене.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заместитель прокурора Кадетова А.В. уточнила заявленные требования, просит признать разрешение на право размещения рекламной конструкции от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ФИО1 администрацией Среднеахтубинского района о размещении рекламного щита размером 3,00 x 6,00 м на земельном участке, находящемся в собственности ФИО1 по адресу: <адрес>, недействительным, обязать администрацию Среднеахтубинского района, (<.......>, принять меры, предусмотренные ст. 19 Федерального закона «О рекламе», направленные на демонтаж рекламного щита размером 6x3, установленного на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе, путем направления ФИО1, зарегистрированному по адресу: <адрес>, предписание с требованием осуществить демонтаж рекламной конструкции, расположенной по адресу: <адрес>, в течение месяца со дня выдачи предписания.
Проверив материалы дела, выслушав заместителя прокурора Кадетову А.В., поддержавшую уточненные исковые требования, представителя ответчика администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области ФИО3, невозражавшего против удовлетворения исковых требований, судебная коллегия приходит к следующему.
Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).
Разрешение на размещение рекламной конструкции является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным (ч. 17 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).
К вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (п. 15.1. ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 ода № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы (ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).
Со дня вступления в силу Федерального закона от 7 мая 2013 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
С 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района о демонтаже рекламной конструкции. Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил данную обязанность, орган местного самоуправления муниципального района выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную обязанность по демонтажу, демонтаж рекламной конструкции осуществляется за счет средств местного бюджета(ч.ч. 21, 21.1, 21.2 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, и находящемся в собственности ФИО1, установлен рекламный щит размером 6 м х 3 м.
Собственником рекламной конструкции (рекламораспространителем) является ФИО1
При этом ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ отделом архитектуры и градостроительства администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области было выдано разрешение на право размещения рекламной конструкции на данном земельном участке сроком на 5 лет.
Разрешение на право размещения рекламной конструкции было выдано в отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы размещения рекламных конструкций на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, что с 1 января 2014 года в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не допустимо.
Утвержденной в настоящий момент схемой размещения рекламных конструкций размещение рекламного щита по адресу: <адрес>, не предусмотрено, что ответчиками не оспаривалось.
Установив вышеуказанные обстоятельства и руководствуясь приведенными выше положениями закона, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований прокурора о признании разрешения на право размещения рекламной конструкции от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, поскольку место размещения спорной рекламной конструкции отсутствует в соответствующей утвержденной схеме. Более того, на момент выдачи разрешения на право размещения рекламной конструкции схема размещения рекламных конструкций на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области утверждена не была.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае если данное лицо не исполняет указанное предписание, предписание о демонтаже рекламной конструкции выдается собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, в случае если данным лицом предписание также не исполняется, демонтаж рекламной конструкции осуществляет орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.
При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном данным законом, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.
Таким образом, установленный положениями ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» порядок демонтажа рекламных конструкций носит административный характер, демонтаж рекламной конструкции на основании решения суда (принудительный демонтаж объекта по судебному акту), начиная с 8 мая 2013 года, положениями данной нормы не предусмотрен.
Принимая во внимание изложенное выше, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении обязанности на администрацию Среднеахтубинского района принять меры, предусмотренные ст. 19 Федерального закона «О рекламе».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 29 февраля 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования – Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, ФИО1 о признании разрешения на право размещения рекламной конструкции недействительным, понуждении к принятию мер по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции удовлетворить частично.
Признать разрешение на право размещения рекламной конструкции от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ФИО1 администрацией Среднеахтубинского района о размещении рекламного щита размером 3,00 x 6,00 м на земельном участке, находящемся в собственности ФИО1 по адресу: <адрес> недействительным.
В удовлетворении исковых требований прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области о возложении обязанности на администрацию Среднеахтубинского района <.......> принять меры, предусмотренные ст. 19 Федерального закона «О рекламе», направленные на демонтаж рекламного щита размером 6x3, установленного на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе, путем направления ФИО1, зарегистрированному по адресу: <адрес>, предписание с требованием осуществить демонтаж рекламной конструкции, расположенной по адресу: <адрес>, в течение месяца со дня выдачи предписания – отказать.
Председательствующий
Судьи