ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11289/2017 от 29.06.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Калинин С.С. № 33-11289/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июня 2017 года г. Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

Председательствующего Малышевой И.А.

судей: Грымзиной Е.В., Забровского Б.Д.,

при секретаре Пахотиной Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области, в интересах неопределённого круга лиц, Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к принятию мер по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции,

по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «ДРИМ Медиа Сервис»

на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 29 февраля 2016 года, которым постановлено:

«Иск прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования – Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к принятию мер по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции – удовлетворить.

Обязать администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, принять в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 38 - ФЗ от 13 марта 2006 г. «О рекламе» меры по демонтажу рекламной конструкции, установленной на земельном участке, с кадастровым номером № <...>, расположенном по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда».

Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В., судебная коллегия по гражданским делам

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Среднеахтубинского района Волгоградской области, в интересах неопределённого круга лиц, Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, обратился в суд с иском к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к принятию мер по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверкой исполнения требований законодательства о рекламе при размещении и эксплуатации рекламных конструкций установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> установлена рекламная конструкция, разрешение на установку и эксплуатацию которой органом местного самоуправления не выдавалось.

Вместе с тем, в нарушение требований ФЗ «О рекламе», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области меры по установлению рекламодателя, рекламораспространителя и демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции ее хранению либо уничтожению за счет средств местного бюджета, не приняты.

Кроме того, размещение рекламной конструкции не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003, а именно: рекламная конструкция размещена ближе 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (расстояние около 2,5 м).

Таким образом, рекламная конструкция, размещенная на земельном участке с кадастровым номером № <...>, расположенном по адресу: <адрес>, установлена в отсутствие разрешительной документации, угрожает безопасности дорожного движения, в связи с чем подлежит демонтажу.

Просил суд обязать администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, принять в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 38- ФЗ от 13 марта 2006 г. «О рекламе» меры по демонтажу рекламной конструкции, установленной на земельном участке, с кадастровым номером № <...>, расположенном по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Среднеахтубинским районным судом Волгоградской области постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «ДРИМ Медиа Сервис» оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

По смыслу разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное судом решение названным требованиям не отвечает.

Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).

Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).

Разрешение на размещение рекламной конструкции является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным (ч. 17 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).

К вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (п. 15.1. ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 ода № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы (ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).

Со дня вступления в силу Федерального закона от 7 мая 2013 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

С 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района о демонтаже рекламной конструкции. Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил данную обязанность, орган местного самоуправления муниципального района выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную обязанность по демонтажу, демонтаж рекламной конструкции осуществляется за счет средств местного бюджета (ч.ч. 21, 21.1, 21.2 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).

Удовлетворяя исковые требования прокурора Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о возложении на ответчика обязанности принять меры по демонтажу рекламной конструкции, установленной на вышеуказанном земельном участке, справа по ходу движения в направлении г. Краснослободск, в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что спорная рекламная конструкция установлена в отсутствие разрешения, является самовольно установленной, ответчиком меры по установлению рекламодателя, рекламораспространителя и демонтажу рекламной конструкции либо её уничтожению за счёт средств местного бюджета не приняты, рекламная конструкция не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку данные выводы сделаны с нарушением норм материального права и судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения спора.

Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, установлен рекламный щит размером 6 м х 3 м.

Собственником рекламной конструкции (рекламораспространителем) является на время рассмотрения судом апелляционной инстанции является ООО «<.......>».

При этом ООО «ДРИМ Медиа Сервис», ранее являвшимся правообладателем рекламной конструкции, 19 февраля 2013 года отделом архитектуры и градостроительства администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области было выдано разрешение на право размещения рекламной конструкции на данном земельном участке сроком на 5 лет (л.д.52).

В соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае если данное лицо не исполняет указанное предписание, предписание о демонтаже рекламной конструкции выдается собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, в случае если данным лицом предписание также не исполняется, демонтаж рекламной конструкции осуществляет орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном данным законом, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Установленный положениями ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» порядок демонтажа рекламных конструкций носит административный характер, демонтаж рекламной конструкции на основании решения суда (принудительный демонтаж объекта по судебному акту), начиная с 8 мая 2013 года, положениями данной нормы не предусмотрен.

Таким образом, начиная с 08 мая 2013 года упрощены правила демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций без судебной процедуры на основании предписания органа местного самоуправления, т.е. в данном случае демонтаж неправомерно установленной рекламной конструкции осуществляется за счет средств местного бюджета в случае отказа владельца рекламной конструкции ее демонтировать после получения соответствующего предписания органа местного самоуправления с последующим возмещением затрат на такой демонтаж владельцем рекламной конструкции.

Предписание о демонтаже рекламной конструкции ее владельцу органом местного самоуправления не направлялось.

Таким образом, процедура, установленная указанными выше положениями ФЗ «О рекламе» не была соблюдена.

Владельцы рекламных конструкций известны и в случае их отказа от демонтажа этих конструкций инициатором демонтажа должен выступать орган местного самоуправления, а демонтаж проводиться за счет средств местного бюджета. При этом, орган местного самоуправления, как хозяйствующий субъект, самостоятельно решает вопросы по демонтажу рекламных конструкций и вмешательство в их деятельность не допустимо.

В связи с чем у суда не имелось оснований для возложения на ответчика обязанности по демонтажу рекламных конструкций.

Принимая во внимание изложенное выше, правовые основания для удовлетворения иска прокурора у суда первой инстанции отсутствовали.

Кроме того, прокурор как истец по иску о понуждении ответчика принять меры к демонтажу рекламной конструкции (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 3 и 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) не указал, какие же меры (действия) он просит понудить ответчика осуществить.

Судебное решение, принимаемое по заявленным истцом требованиям (ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, и должно отвечать, в том числе, общеправовому принципу исполнимости судебных актов (ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Восстановление и (или) защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполним. Поэтому, исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств; в связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, какие конкретно действия и в чью пользу ответчик должен произвести; судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (ст. ст. 198, 204 - 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Аналогичная позиция высказана в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».

Таким образом, суд может отказать в удовлетворении иска, если заявленное требование ввиду его неисполнимости не может являться способом восстановления и (или) защиты нарушенных прав и законных интересов.

В данном случае заявленные прокурором требования об обязании ответчика принять меры по демонтажу рекламной конструкции не позволяют суду вынести решение в соответствии с принципом его исполнимости, поскольку конкретные меры (действия), которые прокурор просит обязать ответчика совершить, не обозначены. Процедура, предшествующая демонтажу рекламной конструкции представляет собой сложную структуру осуществления полномочий, требующую конкретизации степени и объема такого участия.

При таких данных решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области об удовлетворении иска прокурора Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования – Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области нельзя признать законным и обоснованным, оно постановлено при неправильном применении норм материального права, а потому подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 330Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 29 февраля 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, в интересах неопределенного круга лиц, Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к принятию мер по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции отказать.

Председательствующий:

Судьи: