Судья Гречущева Т.В. дело № 33-11297/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Екатеринбург 05.07.2016
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волошковой И.А., судей Морозовой С.Б., Фефеловой З.С. при секретаре Боровиковой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Новоуральск, действующего в интересах Российской Федерации, к МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п.Уральский» о признании незаконными действий МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п. Уральский» по отказу в исполнении обращений отдела военного комиссариата Свердловской области по г. Новоуральску об установлении местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, о возложении обязанности на МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п.Уральский» исполнить обращения отдела военного комиссариата Свердловской области по г. Новоуральску в отношении граждан, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу,
по апелляционному представлению прокурора ЗАТО г.Новоуральск на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 28.03.2016.
Заслушав доклад судьи Волошковой И.А., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Дорофеевой И.П., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя ответчика ФИО1, действующей в интересах МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п. Уральский», возражавшей относительно доводов апелляционного представления и согласной с решением суда, судебная коллегия
установила:
прокурор ЗАТО г.Новоуральск, действуя в интересах Российской Федерации, обратился с иском к МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п.Уральский» о признании незаконными действий МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п. Уральский» по отказу в исполнении обращений отдела военного комиссариата Свердловской области по г. Новоуральску об установлении местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, о возложении обязанности на МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п.Уральский» исполнить обращения отдела военного комиссариата Свердловской области по г. Новоуральску в отношении граждан, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Полагая, что неисполнение ответчиком обращений начальника отдела военного комиссариата Свердловской области по г.Новоуральску об установлении местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, противоречит абзацу 2 пункта 2 статьи 31 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011№ 3-ФЗ «О полиции», пункту 10 Положения о призыве на военную службу граждан. Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, подпункту «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции», подпункту «ж» пункта 4, подпунктам «а» и «б» пункта 5 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации № 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации № 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации № 197 от 10.09.2007, прокурор в интересах Российской Федерации с учетом уточнения иска просил признать незаконными действия МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п.Уральский» по отказу в исполнении обращений отдела военного комиссариата Свердловской области по г.Новоуральску об установлении местонахождения граждан ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, которым не представилось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возложить на МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п.Уральский» обязанность исполнить обращения отдела военного комиссариата Свердловской области по г.Новоуральску в отношении граждан ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, которым не представилось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 28.03.2016 прокурору ЗАТО г. Новоуральск отказано в удовлетворении иска.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить иск. Продолжает настаивать на доводах, которые, по его мнению, безосновательно отклонены судом первой инстанции. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
В поступивших возражениях на апелляционное представление ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, отдел военного комиссариата Свердловской области по г.Новоуральску.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционного представления назначено на 05.07.2016 определением от 01.06.2016. Извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела направлены лицам, участвующим в деле, заблаговременно 01.06.2016. Кроме того, о дате, времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда (www.ekboblsud.ru раздел «Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения»).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, отдел военного комиссариата Свердловской области по г.Новоуральску извещено надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, уважительных причин неявки в суд не представило, об отложении судебного заседания не ходатайствовало, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалуемой части, в пределах доводов апелляционного представления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене по доводам апелляционного представления.
Суд первой инстанции, отказывая прокурору в удовлетворении иска, исходил из того, что при разрешении настоящего спора следует руководствоваться Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», содержащим исчерпывающий перечень обязанностей полиции, в которой вручение повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, их прибытие на мероприятия, связанные с призывом на военную службу в случае невозможности вручения повесток уполномоченными должностными лицами, не входит. При этом суд первой инстанции сослался на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 № 13-П, согласно которому в отношении федеральных законов, как актов одинаковой юридической силы, применяется правило «последующий закон отменяет действие предыдущего», при этом, если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними, действует последующий закон. Также суд первой инстанции указал, что прокурором не представлено доказательств, подтверждающих, что факт бездействия ответчика повлек невыполнение отделом военного комиссариата Свердловской области по г.Новоуральску государственной задачи по призыву на военную службу и поддержанию обороны и безопасности Российской Федерации, также суд указал, что прокурором не представлено доказательств объективной невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, и доказательств причин невручения им повесток и их уклонение от явки в военкомат, а также нахождения указанных граждан в розыске.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Основные направления деятельности полиции установлены в статье 2 Федерального закона "О полиции", в которой среди прочих указано осуществление розыска лиц (подпункт 4 пункта 1).
Подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции", изданного в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О полиции", установлено, что на подразделения, организации и службы полиции возлагается розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами.
Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
Согласно пункту 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663, розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 части 2 статьи 31 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 31 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности определен Инструкцией об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации N 197 от 10.09.2007.
Подпунктом "ж" пункта 4 указанной Инструкции установлено, что военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения.
В силу пункта 5 указанной Инструкции на начальников отделов внутренних дел или лиц, исполняющих их обязанности, при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возложена обязанность принимать необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия (подпункт "а"), а также направлять в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате (подпункт "б").
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой ЗАТО г.Новоуральск проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности и военной службе в части исполнения должностными лицами МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО «п.Уральский» обязанности по установлению местонахождения граждан, уклоняющихся от выполнения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
В ходе прокурорской проверки установлено, что должностными лицами МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО «п.Уральский» в период осеннего призыва 2015 принимались решения об отказе в розыске лиц, уклоняющихся от выполнения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
22.07.2015 начальником отдела военного комиссариата Свердловской области по г.Новоуральску в адрес начальника МУ МВД России по НГО и МО «п.Уральский» были направлены письменные обращения об установлении местонахождения граждан ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО5, ФИО9, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении прибытия данных лиц на указанные мероприятия. Письмом от 13.08.2015 (исх. № 2/23250), поступившим в военный комиссариат Свердловской области по г.Новоуральску 07.09.2015, указанные обращения возвращены без исполнения со ссылкой на ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».
По аналогичным основаниям должностными лицами МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО «п.Уральский» без исполнения возвращены 09.09.2015 обращения начальника отдела военного комиссариата Свердловской области по г.Новоуральску от 06.08.2015 в отношении граждан ФИО6, ФИО7, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 (исх. № 1267).
Без исполнения 05.10.2015 возвращены обращения начальника отдела военного комиссариата Свердловской области по г.Новоуральску от 15.09.2015 в отношении граждан ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 (исх. № 1471).
Должностные лица МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО «п.Уральский», возвращая без исполнения письменные обращения начальника отдела военного комиссариата Свердловской области по г.Новоуральску об установлении местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении прибытия данных лиц на указанные мероприятия, ссылались на положения ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», указывая, что законом на полицию не возложена обязанность осуществлять мероприятия по установлению местонахождения лиц, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военных сборов или альтернативной гражданской службы.
Судебная коллегия, руководствуясь приведенными выше нормами права, исходит из того, что изменения в Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» в связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" не внесены. Приказ Министра обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации N 197 от 10.09.2007, которым утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, не отменен.
В связи с чем должностные лица МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО «п.Уральский» обязаны выполнять требования абзаца 2 части 2 статьи 31 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» и обязаны соблюдать порядок организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, определенный Инструкцией об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации N 197 от 10.09.2007.
Кроме того, согласно ст.55 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции», предусматривающей перечень утративших силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с вступлением в силу указанного закона, Инструкция, утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации N 197 от 10.09.2007, в указанный перечень не включена, соответственно её действие распространяется на рассматриваемые правоотношения.
Судебная коллегия отмечает, что деятельность полиции регламентируется не только специальным федеральным законом, но и другими федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Ссылка суда первой инстанции на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 № 13-П по мотиву коллизии норм права не является основанием для отказа прокурору в удовлетворении иска, поскольку Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» и Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" являются законодательными актами федерального уровня. При этом Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» и Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции» не являются актами, регулирующими одни и те же общественные отношения, из чего ошибочно исходит суд первой инстанции. Положения Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» и приведенные выше нормативно-правовые акты регламентируют порядок взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в определенных случаях, что не противоречит положениям части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
Не основан на материалах дела и вывод суда первой инстанции о недоказанности обстоятельств, на которых истец основывает свои требования. В материалы дела представлены относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие, что должностные лица МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО «п.Уральский» отказались исполнять письменные обращения начальника отдела военного комиссариата Свердловской области по г.Новоуральску об установлении местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении прибытия данных лиц на указанные мероприятия, ссылаясь на положения ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Данный факт не отрицал и сам ответчик ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции (ч.2 ст.68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В суде первой инстанции ответчик в обоснование своей позиции ссылался на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02.10.2012 по гражданскому делу по иску прокурора ЗАТО город Лесной, действующего в интересах Российской Федерации, об обжаловании действий отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу город Лесной по апелляционной жалобе заинтересованного лица отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу город Лесной на решение Городского суда города Лесного Свердловской области от 19.07.2012. Вместе с тем, согласно ст.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене по доводам апелляционного представления на основании п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права и на основании п.3 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
По результатам рассмотрения апелляционного представления суд апелляционной инстанции отменяет решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 28.03.2016 и принимает по делу новое решение об удовлетворении иска прокурора ЗАТО г.Новоуральск, действующего в интересах Российской Федерации (пункт 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 28.03.2016 отменить.
Принять по делу новое решение, которым удовлетворить иск прокурора ЗАТО г. Новоуральск, действующего в интересах Российской Федерации, к МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п.Уральский» о признании незаконными действий МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п. Уральский» по отказу в исполнении обращений отдела военного комиссариата Свердловской области по г. Новоуральску об установлении местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, о возложении обязанности на МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п.Уральский» исполнить обращения отдела военного комиссариата Свердловской области по г. Новоуральску в отношении граждан, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Признать незаконными действия МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п. Уральский» по отказу в исполнении обращений отдела военного комиссариата Свердловской области по г. Новоуральску об установлении местонахождения граждан ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Возложить обязанность на МУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и МО «п. Уральский» исполнить обращения отдела военного комиссариата Свердловской области по г. Новоуральску в отношении граждан ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Председательствующий И.А. Волошкова
Судьи С.Б. Морозова
З.С. Фефелова