Судья Кондратьев И.Ю. Дело№33-11298/13
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.НижнийНовгород 27 декабря2013года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Паршиной Т.В.,
судей Заварихиной С.И., Карпова Д.В.,
при секретаре Каякиной Е.В.,
с участием ФИО1, представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности ФИО2,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области
на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 03 октября 2013 года
по гражданскому делу по иску ФИО1 к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о постановке на учет и предоставлении жилого помещения по договору социального найма по категории «дети – сироты»,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Заварихиной С.И., объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в Кстовский городской суд Нижегородской области с иском к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о постановке на учет и предоставлении жилого помещения по договору социального найма по категории «дети – сироты», в обоснование которого указала следующее.
ФИО1 (до брака В.), <...> года рождения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 года, относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Истица родилась в <...> районе <...> области, с рождения она воспитывалась тетей и бабушкой, проживала в <...>. Согласно решению исполнительного комитета <...> районного совета народных депутатов г.Горький от 14.02.1991 года, ее опекуном была назначена Д. Л.Н., приходящаяся ей тетей. Примерно в это же время истица была зарегистрирована по адресу: <...> в доме, принадлежащем тете, ее супругу и двоим ее детям по праву собственности в равных долях, по */* доле каждому. <...> года умер ее отец В. В.Г. Решением суда от 16.07.1998 года ее мать К. Е.Н. была признана умершей, о чем <...> года было выдано свидетельство о смерти.
Достигнув совершеннолетия, в 2009 году истица была зарегистрирована по адресу: <...>, в доме, принадлежащем по праву собственности ее бабушке К. В.В., однако характер регистрации по тому месту жительства был формальным, поскольку в указанном доме уже проживало на тот период времени пять человек, и места для проживания не было.
В 2012 году истица узнала о том, что как сирота, не имеющая права собственности или права иного законного владения на жилое помещение, может получить жилое помещение по договору социального найма вне очереди. В сентябре 2012 года она обратилась в администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как ребенку-сироте. В администрации ей предложили собрать документы, подтверждающие факт отсутствия у нее в собственности или по социальному найму жилого помещения.
В феврале 2013 года она передала в администрацию Кстовского муниципального района справку о месте регистрации с 1990 года по 2009 год. После того, как она предоставила указанные документы, ей было сообщено, что необходимо получить ответы на запросы, направленные в Администрацию <...> района <...> области, по месту ее рождения.
<...> 2013 года ФИО3 исполнилось 23 года, после чего от администрации она получила устный ответ, что у нее больше нет права претендовать на получение жилья, поскольку она достигла предельного возраста, в течение которого может получить жилье как ребенок - сирота. Не согласившись с таким ответом, она написала в администрацию Кстовского муниципального района повторное заявление о постановке ее на учет для получения жилья по категории «дети - сироты», однако получила письменный отказ.
Считает, что администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области существенно нарушены ее права как ребенка - сироты, гарантированные Конституцией РФ, Жилищным Кодексом РФ и Федеральным законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996. Она предприняла все зависящие от нее действия для постановки на учет в список лиц из «детей - сирот» имеющих право на внеочередное получение жилья, однако администрация Кстовского муниципального района незаконно уклоняется от своей обязанности поставить ее на соответствующий учет. В настоящее время она имеет малолетнюю дочь, которая проживает с ней, в связи с чем считает, что имеет право на дополнительную жилую площадь.
Истица с учетом уточненных исковых требований просила суд:
1. Признать отказ администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области об отказе ей в постановке на учет по вопросу получения жилья по категории «дети - сироты» от 04.07.2013 года незаконным и необоснованным,
2. Обязать администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
3. Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области и администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 42 кв.м.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области с иском не согласился, ссылаясь на то, что истица обратилась с заявлением о предоставлении ей мер социальных гарантий по предоставлению жилого помещения по категории «дети-сироты» только после достижения ею 23 - летнего возраста.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области в суд не явился. В своем отзыве в суд с иском не согласился по тем же основаниям, также в связи с передачей полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Представитель третьего лица Департамента образования администрации Кстовского муниципального района в суд не явился.
Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 03 октября 2013 года постановлено:
Исковые требования ФИО1 к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о постановке на учет и предоставлении жилого помещения по договору социального найма по категории «дети – сироты», удовлетворить частично.
Признать отказ администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области в постановке ФИО1, <...> г.р. на учет по вопросу получения жилья по категории «дети - сироты» незаконным.
Обязать администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, на состав семьи 2 человека, в том числе малолетнюю дочь М. К.М., <...> г.р., общей площадью не менее <...> кв.м.
В остальной части иска о предоставлении жилья Министерством социальной политики Нижегородской области ФИО1 отказать.
В апелляционной жалобе администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда о том, что истица относится к числу лиц «дети-сироты», имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, считает, что истица по достижении 23- летнего возраста утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Считает, что истица не представила допустимых доказательств обращения с заявлением до достижения ею возраста 23 лет. Заявитель жалобы выражает несогласие с решением суда и в части предоставления жилого помещения с учетом дочери истицы М. К.М. <...> года рождения.
ОТ ФИО1 на апелляционную жалобу поданы письменные возражения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав явившихся лиц, приходит к следующему.
Как верно установил суд первой инстанции, истица ФИО1 (ранее В.), <...> года рождения, относится к числу лиц «дети-сироты», имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что родители истицы умерли, она находилась под опекой своей тети, своего жилья не имеет, а также не является членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения. С 17.09.2009 года ФИО1 зарегистрирована в доме своей бабушки К. В.В. по адресу: <...>. Имеет на иждивении дочь М. К.М., <...> года рождения. 20.03.2013 года зарегистрировала брак с М. М.Ф.
Согласно ст. 155 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:…получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей на момент рассмотрения спора) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 03.04.2013 года № 40-3 «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О жилищной политике Нижегородской области» и Закон Нижегородской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений», вступившим в силу 16.04.2013 года, государственные полномочия Нижегородской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Статьей 15(6-2) Закона Нижегородской области от 07.09.2007 № 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" установлен порядок предоставления жилья, аналогичный порядку, определенному Федеральным законом.
Учет установленных частью 1 статьи 13 настоящего Закона категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в порядке, установленном законодательством Нижегородской области (ст.14 Закона).
Судом было установлено, что истица до достижения ею 23-летнего возраста с целью получения жилья по программе «дети-сироты» обращалась по месту своего жительства в администрацию Кстовского муниципального района, что подтверждается представленными Департаментом образования администрации Кстовского муниципального района в суд документами из личного дела В. Н.В. (ныне ФИО4).
Отклоняя доводы заявителя жалобы об обращении истца с заявлением о постановке на очередь на получение жилья после достижения 23-летнего возраста, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что истица предприняла меры для постановки на учет в качестве нуждающейся в получения жилья по категории лиц «дети-сироты» до достижения ею 23- летнего возраста.
Данный вывод суда основан на представленных сторонами доказательствах, исследованных и оцененных судом по правилам статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В материалах дела имеется письмо от 04.03.2013 года директора Департамента образования администрации Кстовского муниципального района к начальнику управления образования <...> района <...> области о предоставлении выписки из домовой книги (справки о составе семьи), сведений о собственниках жилого помещения и акта обследования жилого помещения по адресу: <...> (л.д.98).
Из текста письма следует, что запрос сделан в связи с рассмотрением вопроса о постановке В. Н.В. (ныне ФИО4) на льготную очередь на получение жилья из числа лиц «дети-сироты» (л.д.98).
08.05.2013 года Управление образования <...> района <...> области направило в адрес Департамента образования администрации Кстовского муниципального района материалы на вышеуказанное жилое помещение (л.д.23) из которых следует, что обследование жилого помещения по адресу: <...>, не представляется возможным, в квартире никто не зарегистрирован, фактически никто не проживает, подтверждающими сведениями о собственнике этой квартиры администрация Первомайского сельского поселения <...> района не располагает.
Таким образом, с учетом представленных доказательств обращения истицы в администрацию Кстовского муниципального района с вопросом о постановке на очередь на получение жилья, до достижения ею 23-летнего возраста, тот факт, что <...> 2013 года ФИО1 исполнилось 23 года, а 28.06.2013 года ФИО1 подано письменное заявление на имя главы администрации Кстовского муниципального района о постановке в очередь на получения жилья, не давало право администрации Кстовского муниципального района на отказ в постановке на очередь на получение жилья по категории «дети-сироты» в связи с достижением заявителем 23- летнего возраста (л.д.11).
Суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области в постановке ФИО1 <...> года рождения на учет по вопросу получения жилья по категории «дети - сироты» и обязал администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
При этом судебная коллегия не может согласиться выводом суда о предоставлении ФИО1 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, на состав семьи из двух человек, в том числе и на малолетнюю дочь М. К.М., <...> года рождения, общей площадью не менее <...> кв.м., в силу следующего.
Преамбула Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203, предусматривалось предоставление и распределение из федерального бюджета таких субсидий только для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством).
Таким образом, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений является льготой, которая носит адресный характер и направлена на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещенийименно указанной категории лиц.
Учитывая, что федеральным законодательством не предусматривалось распространение льготы по предоставлению специализированного жилого помещения по договору социального найма на членов семей указанных категорий граждан, при предоставлении жилого помещения этим гражданам члены их семей учету не подлежали.
Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2012 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.04.2013).
Исключение составляли случаи, когда законодательством субъектов Российской Федерации на основании положений п. п. «ж», «к» ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации было предусмотрено предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учётом членов их семей.
Между тем, действовавшее на территории Нижегородской области законодательство, регулирующее порядок предоставления мер государственной поддержки, не предусматривает возможность предоставления жилого помещения площадью с учетом членов семей лицам, обладающим одним из статусов, указанных в статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При таких обстоятельствах, член семьи ФИО1 – несовершеннолетняя дочь М. К.М., <...> года рождения, не относится к кругу лиц, на которых подлежит распространению положения ФЗ №159-ФЗ. В связи с этим исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению лишь в части обеспечения только ее жилым помещением.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным отметить, что наличие на иждивении ФИО1 несовершеннолетнего ребенка не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством РФ.
Таким образом, учитывая положения приведенной выше ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 должна быть обеспечена жилой площадью по месту своего жительства не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 12 Закона Нижегородской области «О жилищной политике в Нижегородской области», норма предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области, предоставляемого по договору социального найма для одиноко проживающих граждан установлена в размере не менее 30 кв. метров.
В связи с тем, что именно ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и именно она имеет в соответствии с действующим законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, она должна быть обеспечена жилым помещением общей площадью не менее 30 кв.м.
Таким образом, решение суда подлежит изменению в части предоставления жилого помещения на семью из двух человек, а также в части общей площади жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, которое администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области обязана предоставить ФИО1
Руководствуясь статьями 328,329,330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
РешениеКстовского городского суда Нижегородской области от 03 октября 2013 года изменить, в соответствии с которым:
Обязать администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 30 кв.м.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области – без удовлетворения.
Председательствующий: Паршина Т.В.
Судьи: Заварихина С.И.
Карпов Д.В.