Судья Шевцова Н.Г. Дело № 33-112/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 января 2018 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Дмитриевой Г.И., Коженовой Т.В.,
при секретаре Лялиной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 18 октября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., объяснения представителя ответчика Мишуренковой Е.П., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя истца Зуева А.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Артеменков А.В. обратился в суд с иском к НО «Региональный фонд капитального ремонта Смоленской области» о возложении на ответчика обязанности по производству работ по замене квартирного стояка системы отопления в принадлежащей ему квартире № ... в доме № ... по ул. ... г. Смоленска согласно дефектной ведомости на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома № ... по ул. ... г. Смоленска, утвержденной начальником ПТО НО «Региональный фонд капитального ремонта Смоленской области» 08.06.2016 г., взыскании расходов по оплате госпошлины в сумме 300 руб. и расходов на оплату услуг представителя.
В обоснование заявленных требований указал, что с июля 2016 г. проводился капитальный ремонт дома № ... по ул. ... г. Смоленска, в рамках которого, в том числе подлежали замене квартирные стояки системы центрального отопления, однако данные работы ответчиком выполнены не были. Его (истца) заявление о замене квартирного стояка согласно ранее утвержденной ведомости ответчик оставил без удовлетворения со ссылкой на отказ значительного количества жильцов дома от проведения таких работ.
В судебном заседании представитель истца Артеменкова А.В. – Зуев А.А. исковые требования поддержал, просил взыскать расходы на оплату его услуг в размере 10 000 руб.
Представитель ответчика - НО «Региональный фонд капитального ремонта Смоленской области» Мишуренкова Е.П. исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие технической возможности проведения ремонта стояка системы отопления в квартире истца ввиду отказа от ремонта жильцов нижерасположенных квартир, что подтверждается заключением экспертизы.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Чобанян А.Н. сослалась на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца, поддержав позицию представителя НО «Региональный фонд капитального ремонта Смоленской области».
Дело рассмотрено в отсутствие истца Артеменкова А.В., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Жилищник», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Обжалуемым решением исковые требования Артеменкова А.В. удовлетворены: на НО «Региональный фонд капитального ремонта Смоленской области» возложена обязанность произвести работы по замене квартирного стояка системы отопления в квартире № ... в доме № ... по ул. ... г. Смоленска согласно дефектной ведомости на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома № ... по ул. ... г. Смоленска, утвержденной ПТО НО «Региональный фонд капитального ремонта Смоленской области» 08.06.2016 г.; с ответчика в пользу истца взысканы 300 руб. в возврат госпошлины, 10 000 руб. – в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя. Также с НО «Региональный фонд капитального ремонта Смоленской области» в пользу ООО «...» взысканы 12 000 руб. в счет оплаты экспертных услуг.
В апелляционной жалобе НО «Региональный фонд капитального ремонта Смоленской области» просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение – об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы и поступивших возражений, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома осуществляется за счет взносов, уплачиваемых собственниками помещений (жилых и нежилых), находящихся в многоквартирных домах, включенных в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (ст.ст. 168-170 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, помимо прочего: обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации (п.п. 2, 3, 4 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).
Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Артеменков А.В. является собственником квартиры № ... в доме № ... по ул. ... г. Смоленска.
Многоквартирный жилой дом № ... по ул. ... г. Смоленска включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014-2043 годы, утвержденную постановлением Администрации Смоленской области от 27.12.2013 г. № 1145.
Постановлением Администрации города Смоленска от 10.02.2016 г. № 303-адм принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома № ... по ул. ... г. Смоленска.
08.02.2016 г. начальником ПТО НО «Региональный фонд капитального ремонта Смоленской области» утверждена дефектная ведомость на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома № ... по ул. ... г. Смоленска, составленная комиссией, проводившей обследование названного дома и установившей необходимый для эффективной эксплуатации жилого дома перечень работ, в который включены работы по ремонту трубопровода центрального отопления с заменой квартирных стояков.
05.05.2016 г. НО «Региональный фонд капитального ремонта Смоленской области» заключило договор № 202/68/2-2016 на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома № ... по ул. ... г. Смоленска с ООО «...», по условиям которого Общество обязалось выполнить, в том числе работы по капитальному ремонту системы отопления на сумму 867 757 руб., включающие в себя замену квартирных стояков системы отопления, и определенные в локально-сметном расчете, являющимся приложением к договору.
В период приема работ, выполненных подрядчиком (с 05.05.2016 г. по 30.08.2016 г.), заказчиком установлено, что работы по замене квартирных стояков отопления не выполнялись, в связи с чем стоимость работ была уменьшена до 479 869 руб.
В сентябре 2016 г. истец обратился к ответчику с просьбой произвести замену стояков центрального отопления в рамках заключенного НО «Региональный фонд капитального ремонта Смоленской области» договора от 05.05.2016 г. № 202/68/2-2016 с ООО «...».
Однако замена стояков системы отопления в квартире истца, как это было предусмотрено утвержденной 08.02.2016 г. начальником ПТО НО «Региональный фонд капитального ремонта Смоленской области» дефектной ведомостью, не произведена в связи с отказом значительного количества жильцов дома от выполнения указанной работы.
В обоснование вышеуказанной позиции ответчиком представлены акты об отказе собственников квартир, расположенных ниже квартиры истца, предоставить допуск к общему имуществу, а также экспертное заключение, из которого следует, что проведение работ по капитальному ремонту стояка системы отопления в квартире истца невозможно с учетом отказов от проведения работ по капитальному ремонту стояка нежерасположенных квартир.
Разрешая исковые требования, суд исходил из того, что ответчик, выступая заказчиком выполнения соответствующих работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в силу положений п. 1 ст. 718 ГК РФ обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
При этом согласно подп. «б» п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила) исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время (подп. «е» п. 34 Правил).
Поскольку в силу вышеизложенных положений законодательства НО «Региональный фонд капитального ремонта Смоленской области», являясь исполнителем, обеспечивающим предоставление коммунальных услуг и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, вправе требовать допуска в жилое помещение, собственники жилых помещений обязаны предоставить допуск в жилое помещение для проведения ремонтных работ, при этом ответчик должен обеспечить выполнение подрядчиком подрядных работ, однако каких-либо действий для их выполнения не произвел, принимая во внимание, что постановление Администрации города Смоленска от 10.02.2016 г. № 303-адм собственниками помещений многоквартирного дома не оспорено, капитальный ремонт дома в объеме работ, необходимых для его эффективной эксплуатации, указанных в дефектной ведомости от 08.02.2016 г., не выполнен, суд правомерно удовлетворил исковые требования Артеменкова А.В.
Судебная коллегия с изложенными выше выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют материалам дела, представленным сторонами доказательствам, нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны его позиции при рассмотрении дела в суде, им в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, которую судебная коллегия находит верной.
Судебная коллегия отмечает, что Федеральным законом от 29.07.2017 г. 257-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», вступившим в законную силу 30.07.2017 г., статьи 182 и 168 ЖК РФ дополнены в части урегулирования вопроса препятствования со стороны собственников помещений многоквартирного дома проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником подрядной организации к проведению таких работ. Региональный оператор в этом случае обязан обеспечить установление фактов воспрепятствования проведению работ (п. 4.1 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ), а установление такого факта является основанием для актуализации региональной программы, а именно переноса работ на более поздний срок (п. 4 ч. 4 ст. 168 ЖК РФ). Сокращение перечня работ по данному основанию не допускается. Порядок определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД (в том числе завершение ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием собственниками помещений или УК (ТСЖ) должен быть установлен нормативным правовым актом субъекта РФ.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 18 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: