Судья Бирюкова М.М. | Дело № 33-112/2021 | (2-3239/2020) |
УИД 22RS0066-01-2020-004661-77 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Барнаул | 13 января 2021 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего судей при секретаре | ФИО1 ФИО2, Назаровой Л.В., Б. |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Т.Л.Е.
на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 октября 2020 года по гражданскому делу
по иску Т.Л.Е. к КГКУ «Региональное жилищное управление» о признании приказа об отказе во включении в список незаконным, включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Назаровой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т. (до брака - ФИО3) Л.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась с иском к КГКУ «Региональное жилищное управление», указав, что истец согласно справке от 13 августа 2019 года № 852 администрации Петропавловского района Алтайского края отнесена к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать – М.Л.В. (ранее - ФИО3) решением Петропавловского районного суда Алтайского края от 18 декабря 2018 года в отношении нее лишена родительских прав.
12 декабря 2019 года истец вступила в брак с Т.Д.Д., с момента вступления в брак приобрела полную дееспособность.
30 июня 2020 года истец обратилась в КГКУ «РЖУ» с заявлением о постановке на очередь на получение квартиры как лицом из числа детей-сирот оставшихся без попечения родителей.
Согласно выписке из приказа от 14 июля 2020 года № 118/пр/187 истцу отказано во включении в список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с указанием на то, что имеются сведения о наличии в собственности 1/5 доли жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 46,3 кв.м. Доля в указанном жилом помещении, приходящаяся на истца, составляет 11,6 кв.м., что больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной в <адрес>.
С данным отказом истец не согласна, полагает, что нарушено ее право, гарантированное Конституцией РФ и ФЗ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года.
При этом истец указала, что 24 июля 2020 года у нее родился сын, она со своей семьей проживает в арендованном жилье, поскольку в жилом доме проживает ее мать, лишенная родительских прав со своей семьей. Фактически на долю истца с учетом членов ее семьи приходится мерее 4 кв.м., что является основанием для признания истца нуждающейся в жилье.
В связи с чем, истец просила признать незаконным приказ № 118/Пр/187 КГКУ «Региональное жилищное управление» во включении в список детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилыми помещениями; возложить на КГКУ «Региональное жилищное управление» по включению истца в указанный список по дате подачи заявления 30 июня 2020 года. Представитель ответчика КГКУ «РЖУ» предоставил письменные возражения на иск.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 октября 2020 года Т.Л.Е. оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец полагает решение незаконным, просит его отменить, указывает, что в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ имеются основания для признания невозможным проживания истца из детей-сирот в ранее занимаемом ею помещении, так как при ее вселении вместе с супругом и несовершеннолетним ребенком произойдет уменьшение жилой площади, что является основанием для предоставлением благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда. Кроме того, полагает незаконным требование в судебном порядке осуществления принудительного обмена спорного помещения, поскольку истцом были приведены исчерпывающие доводы о невозможности проживания в жилом помещении, где ей принадлежит доля, принудительный обмен не распространяется на жилые помещения, находящиеся в собственности граждан. Кроме того, в указанном помещении, поскольку ее мать лишена в отношении нее родительских прав, истец фактически не проживала, а проживала у опекунов, либо на съемном жилье. Право собственности на истца было зарегистрировано, поскольку неблагоустроенный жилой дом был приобретен с использованием материнского капитала. С учетом изложенного истец просит решение отменить и принять новое, которым признать незаконным приказ об отказе во включении истца в список детей-сирот, для обеспечения жилыми помещениями и возложить обязанность на ответчика включить истца в указанный список по дате подачи заявления 30.06.2020 года.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Просили рассмотреть дело в их отсутствие. Принимая во внимание положения части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, обсудив данные доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.1).
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии по обеспечению жильем, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также законодательством субъекта Российской Федерации, принятым в развитие федерального законодательства.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства.
29 июня 2020 года истец обратилась в КГКУ «РЖУ» с заявлением о включении ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Приказом от 14 июня 2020 года № 118/Пр/187 Т.Л.Е. отказано во включении в список, письмом от 16 июля 2020 года разъяснены причины отказа – наличие у заявителя на праве собственности доли в праве собственности на жилой дом с приходящейся на данную долю жилой площадью более учетной нормы, установленной в <адрес>.
Установлено также, что истец с ДД.ММ.ГГ год зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>. Согласно договору найма от 30 сентября 2019 года истец арендует квартиру по договору найма по адресу: <адрес>.
Кроме того, Т.Л.Е. с ДД.ММ.ГГ состоит в браке с Т.Д.Д., в связи с чем с указанной даты приобрела полную дееспособность, в браке рожден ребенок Т.Б.Д., ДД.ММ.ГГ г.р.
Постановлением Администрации города Бийска от 20.04.2005 № 726 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Бийске» утверждены норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 11 квадратных метров, учетная норма общей площади жилого помещения в размере 9,5 квадратных метров.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ истец является собственником ? доли в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес><адрес>, общей площадью 46,3 кв.м., в связи с чем доля общей площади жилого дома, приходящаяся на истицу составляет 11,6 кв.м.
Таким образом, суд пришел к выводу, что наличие у истца на праве собственности указанной доли в праве собственности на жилое помещение препятствует ей в постановке на учет для предоставления жилого помещения как ребенку-сироте, при этом не имеет юридического значения тот факт, что в настоящее время в состав семьи Т.Л.Е. входит супруг и ребенок, поскольку правом на обеспечение меры социальной поддержки, как ребенок-сирота могла воспользоваться только истец.
Кроме того, суд признал несостоятельной ссылку истца, что она не имеет возможности проживать в одном жилом помещении с матерью, которая в отношении нее лишена родительских прав, поскольку закон определяет, что основанием для признания невозможности совместного проживания является решение суда об отказе в принудительном обмене жилыми помещениями. Истец с такими требованиями к матери и другим сособственникам не обращалась, вступившее в законную силу решение суда по таким требованиям суду не предоставлено.
С учетом изложенного суд признал отказ ответчика во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, правомерным, оснований для возложения на ответчика обязанности по включению истца в указанный список не установил.
Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.
Действительно, согласно сведениям из ЕГРП истец является собственником ? доли в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 46,3 кв.м.. Собственниками других долей в указанном доме (по ? каждый) является ее мать ФИО4 (до брака – ФИО3) Л.В., ее супруг М.А.А., а также их несовершеннолетний ребенок М.Т.А. (л.д.21).
Из материалов дела следует, что на основании решения Петропавловского районного суда Алтайского края от 18 декабря 2018 года ФИО4 (ранее ФИО3) Л.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Л.Л.Е., которая оставлена проживать у опекуна Л.Е.И. Из решения следует, М.Л.В. в воспитании дочери участия не принимала, материально не обеспечивала, с 2016 года семья М-вых поставлена на профилактический учет ПДН ОП «Заречье» как семья, находящаяся в социально-опасном положении, М.Л.В. употребляет спиртные напитки, по характеру конфликтна, в отношении с детьми проявляет грубость, отношения в семье между супругами М-выми носят конфликтный характер.
Согласно п. 1 ст. 8 Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в соответствующей редакции) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 3 ст. 8 данного Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
В силу п. 4 ст. 8 данного закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации)…;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ответчик при отказе во включении истца в указанный список, руководствовался лишь п.п.3 п.4 ст. 8 указанного закона. Доводов, по которым ответчиком не применены положения п.п.1 п.4 ст. 8 данного закона, в его приказе и в письменном ответе заявителю не приведено.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Соответственно в развитие федерального законодательства в Алтайском крае принят и действует Закон Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», статья 17.1 которого предусматривает аналогичные федеральным нормам положения, устанавливающие условия предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В частности п. 1 данной статьи указано, что таким лицам уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства через уполномоченное краевое учреждение в порядке, установленном Правительством Алтайского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 2 ст. 17.1 Закона Алтайского края № 136-ЗС жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Пункт 3 ст. 17.1 Закона Алтайского края № 136-ЗС предусматривает аналогичные федеральным положениям (п. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ) условия для признания невозможным проживания детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, собственниками которых они являются.
Согласно «Порядку признания невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются», утвержденному Постановлением Администрации Алтайского края от 26.12.2012 № 726 (далее – Порядок № 726), определена процедура признания невозможным проживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являющихся собственниками жилых помещений, в ранее занимаемых жилых помещениях, в целях предоставления указанной категории лиц мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения по договору специализированного найма на основании статьи 17-1 закона Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края».
Согласно п. 3 Порядка № 726 направление в органы местного самоуправления, наделенные государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству (далее – «органы опеки и попечительства»), письменного заявления о признании невозможности проживания в жилом помещении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, с приложением документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, осуществляется:
законными представителями несовершеннолетних граждан в течение 30 календарных дней со дня достижения подопечным возраста 14 лет или возникновения по достижении подопечным возраста 14 лет обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в жилом помещении, указанных в пункте 2 настоящего Порядка;
несовершеннолетними гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объявленными полностью дееспособными (эмансипированными);
лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если ими до 01.01.2013 не реализовано принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями или их законные представители в установленном порядке с заявлением не обращались.
Пунктом 4 Порядка № 726 предусмотрены документы, которые необходимо представить вместе с заявлением. В дополнение к указанным документам заявитель также должен представить вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения (в случае, предусмотренном подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Порядка).
Согласно п. 5-7 Порядка № 726 Органы опеки и попечительства рассматривают все представленные документы и на их основании в течение 15 рабочих дней со дня их поступления принимают решение о признании невозможности или возможности проживания в жилом помещении ребенка (лица), оставшегося без попечения родителей. Решение оформляется в форме заключения органа местного самоуправления, копия которого в течение 5 рабочих дней направляется заявителю. Заключение о невозможности (возможности) проживания в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя которого либо собственником которого является ребенок-сирота, может быть обжаловано в судебном порядке.
Кроме того, в Алтайском крае принято и действует Постановление Правительства Алтайского края от 10.04.2020 №157 «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Алтайского края детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Порядок № 157).
Согласно п. 2.1 Порядка № 157 формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – «список»), осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края через Уполномоченное краевое государственное казенное учреждение «Региональное жилищное управление» (далее «уполномоченное учреждение») в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей…».
Согласно п. 2.3. Порядка № 157 уполномоченное учреждение в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления о включении в список запрашивает в рамках межведомственного взаимодействия подтверждение, в том числе следующих сведений:
в органах местного самоуправления - об утрате (отсутствии) попечения родителей (единственного родителя); о факте признания невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (при наличии); об отсутствии (наличии) права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, в том числе в качестве члена семьи, с указанием общей площади жилого помещения и количества членов семьи…;
в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии - о наличии (отсутствии) права собственности на жилое помещение (доли в праве собственности).
Согласно п. 2.4 Порядка № 157 Заявитель (представитель заявителя) вправе по собственной инициативе представить документы, предусмотренные пунктом 2.3 настоящего Порядка.
Согласно п. 2.6 Порядка № 157 уполномоченное учреждение рассматривает заявление и приложенные к нему документы в порядке и сроки, определяемые постановлением Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…» в случае подачи заявления о включении в список детьми-сиротами, приобретшими полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лицами из числа детей-сирот, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, лицами, которые достигли возраста 23 лет, дата наступления основания предоставления жилого помещения определяется текущим годом (указывается год подачи заявления о включении в список).
Согласно п. 13, 14 указанного Постановления Правительства РФ № 397 В порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений: о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список; об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.
Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю. Акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона. Решение об отказе во включении в список может быть обжаловано в судебном порядке.
В деле нет сведений о том, что орган опеки и попечительства исполнил свою обязанность, предусмотренную п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159 –ФЗ, по осуществлению контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении истца в список и в случае неподачи такого заявления принял меры по включению истца в список.
Соответственно истец по приобретению ею полной дееспособности в связи со вступлением в брак самостоятельно обратилась с соответствующим заявлением.
Согласно поданному истцом заявлению от 29 июня 2020 года, истец указала на факт наличия у нее в собственности жилого помещения, приложила тому доказательства, кроме того, представила ответчику копию решения суда о лишении ее матери родительских прав в отношении истицы (л.д.32).
В материалах дела нет сведений об обращении истца в органы опеки и попечительства за получением заключения о невозможности проживания истца в жилье, в котором она имеет ? доли в праве собственности.
Однако в материалах дела нет доказательств и тому, что ответчик в рамках п. 2.3. Порядка № 157 исполнил свою обязанность по запросу указанного заключения в рамках межведомственного взаимодействия напрямую в органах опеки и попечительства, а также доказательств тому, что ответчик разъяснял истцу о необходимости получения указанного заключения, соответственно отказ во включении в указанный список мотивировал лишь наличием у истца на праве собственности доли (1/4) в жилом помещении, в связи с которой на нее приходится более учетной нормы площади жилого помещения.
Между тем указанный отказ не основан на положениях закона, поскольку статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусматривает условия, при которых предоставление жилья указанной категории граждан, к числу которых относится истец, является обязательным.
Суд, признавая отказ ответчика обоснованным, сослался на то, что истцом не предоставлено вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 ЖК РФ, как это закреплено в абзаце втором подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
Между тем ст. 72 ЖК РФ предусматривает право нанимателя жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.
По смыслу части 3 названной статьи в судебном порядке право требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения имеют исключительно наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи, если между ним не достигнуто соглашение об обмене.
Таким образом, положения ст. 72 ЖК РФ регулируют вопросы обмена жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма.
Исходя из приведенных законоположений в их системном единстве, наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения необходимо в случае, если речь идет о проверке возможности проживания указанных в статье 8 Закона № 159-ФЗ лиц в ранее занимаемых по договору социального найма жилых помещениях (аналогичный вывод содержится в Кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.09.2020 № 48-КАД20-3-К7).
Таким образом, для признания факта невозможности проживания истца в жилом помещении, в котором она является собственником ? доли, необходимо и достаточно только 2 условия, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, а именно:
- статус истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проживание в ее жилье на любом законном основании лица, лишенного в отношении истицы родительских прав.
Как следует из материалов дела, указанные условия нашли свое подтверждение представленными по делу доказательствами, а именно истец является лицом из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, что также не оспаривалось ответчиком; в доме по адресу: <адрес>, где истцу принадлежит ? доли в праве собственности, проживает лишенная родительских прав в отношении истицы мать, на законном основании (является также собственником другой ? доли в праве собственности на указанный дом).
Согласно выводам Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, дети-сироты и лица из числа детей-сирот имеют право на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признано невозможным при установлении любого из обстоятельств, с наличием которых законодательство Российской Федерации или субъекта Российской Федерации связывает указанный факт (вопрос 2).
Принимая во внимание, что отказ ответчика во включении в список для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда является необоснованным, он препятствуют реализации истцом права на обеспечение жильем как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
При этом отказ в иске лишь по формальным основаниям – в связи с отсутствием доказательств установления факта невозможности проживания истицы в своем жилье во внесудебном порядке, судебная коллегия полагает неприемлемым, поскольку данный факт установлен в судебном заседании допустимыми и достоверными доказательствами.
При этом судебная коллегия с учетом обстоятельств по делу, а именно того факта, что истец находится в браке, у нее имеется малолетний ребенок, полагает необходимым отметить, что согласно п. 3 ст. 109.1 ЖК РФ в жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.
На основании ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе неправильное применение норм материального права. Неправильным применением норм материального права является, в том числе неправильное истолкование закона.
Таким образом, апелляционная жалоба истца Т.Л.Е. подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 октября 2020 года подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска Т.Л.Е..
В связи с чем следует признать незаконным приказ № 118/Пр/187 КГКУ «Региональное жилищное управление» об отказе во включении Т.Л.Е.ДД.ММ.ГГ г.р., уроженки <адрес> Алтайского края в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Поскольку указанный приказ подлежит признанию незаконным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что он не влечет юридических последствий с момента его вынесения. Следовательно, уточнение в требовании истцом даты, с которой следует ее включить в список (30.06.2020), является излишним. Ответчик данный вопрос вправе и обязан разрешить в рамках собственной компетенции в соответствии с вышеназванными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей…» и Постановления Правительства Алтайского края от 10.04.2020 №157 «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Алтайского края детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей».
В связи с изложенным, с учетом даты первоначального обращения с заявлением Т.Л.Е. к ответчику (заявление датировано ДД.ММ.ГГ) следует возложить обязанность на КГКУ «Региональное жилищное управление» включить Т.Л.Е.ДД.ММ.ГГ г.р., уроженку <адрес> Алтайского края в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 октября 2020 года Т.Л.Е. отменить, принять новое решение.
Исковые требования Т.Л.Е. удовлетворить.
Признать незаконным приказ № 118/Пр/187 КГКУ «Региональное жилищное управление» об отказе во включении Т.Л.Е.ДД.ММ.ГГ г.р., уроженки <адрес> Алтайского края в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Возложить обязанность на КГКУ «Региональное жилищное управление» включить Т.Л.Е.ДД.ММ.ГГ г.р., уроженку <адрес> Алтайского края в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Апелляционную жалобу истца Т.Л.Е. удовлетворить.
Председательствующий
Судьи