Судья Рубан О.П. Дело№ 33-11303/2012
10.12.2012 г.
Апелляционное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Змеевой Ю.А. судей Высочанской О.Ю., Кириенко Е.В. при секретаре Бородкиной Ю.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми дело по апелляционной жалобе Администрации Ленинского района г.Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 09.10.2012 г., которым постановлено:
Признать незаконным бездействие администрации Ленинского района г. Перми, выразившееся в непринятии мер по направлению нормативного правового акта -постановления главы администрации Ленинского района г. Перми от 28.10.2008 г. № 405 «Об утверждении положения о секторе по вопросам градостроительства и землепользования администрации Ленинского района» для официального опубликования в установленном порядке.
Обязать администрацию Ленинского района г. Перми направить постановление главы администрации Ленинского района г. Перми от 28.10.2008 г. № 405 «Об утверждении положения о секторе по вопросам градостроительства и землепользования администрации Ленинского района» в уполномоченный орган для опубликования.
Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А., пояснения представителя Администрации Ленинского района г.Перми З., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Синевой A.M.возражавшей против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Перми обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Ленинского района г. Перми, выразившегося в не принятии мер по направлению нормативного правового акта -постановления главы администрации Ленинского района г. Перми от 28.10.2008 г. № 405 «Об утверждении положения о секторе но вопросам градостроительства и землепользования администрации Ленинского района» для официального опубликования в установленном порядке и о возложении на администрацию Ленинского района г. Перми обязанности направить соответствующий нормативно - правовой акт в уполномоченный орган для опубликования. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что постановлением главы администрации Ленинского района г. Перми от 28.10.2008 г. № 405 утверждено Положение «О секторе по вопросам градостроительства и землепользования». Данное постановление является нормативно - правовым актом, поэтому в силу ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» подлежит официальному опубликованию.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и о принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований просит в апелляционной жалобе Администрация Ленинского района г.Перми, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права. Доводы жалобы сводятся к оспариванию вывода суда о том, что Положение о секторе по вопросам градостроительства и землепользования администрации Ленинского района является нормативным правовым актом. Так, заявитель указывает, что положения об отделах администрации конкретизируют и распределяют функции между структурными подразделениями и регулируют деятельность исключительно определенного отдела. В отношении иных лиц обязанностей не возлагают, прав не предоставляют, определенного поведения не предписывают.
Спорное постановление не содержит по мнению заявителя, как минимум два необходимых признака нормативного правового акта: наличие правовых норм(правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Суд в решении не указал на то или иное поведение неопределенного круга лиц, которому им следует придерживаться в связи с принятием спорного постановления. Суд не описал вид общественного отношения, которое регулирует либо изменяет спорное постановление. Установление указанных обстоятельств является по мнению заявителя, существенным для отнесения правового акта к нормативному. Вопрос о том, чем уполномочен глава администрации района на принятие спорного постановления, судом вообще не изучался. Заявитель не согласен также с отклонением судом его довода о пропуске прокурором Ленинского района срока на обращение в суд. Судом не указано на нарушение каких-либо прав неопределенного круга лиц и то, каким образом они будут восстановлены, в случае вступления решения в законную силу и его исполнения.
В Возражениях на апелляционную жалобу Прокурор Ленинского района г.Перми просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе ( ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч.ч.2.3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Как разъяснил Пленум ВС РФ в п.9 Постановления № 48 от 29.11.2007 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части «существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт. являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Как следует из ч.ч.1,3 ст.9 Устава города Перми, в систему правовых актов города входят постановления и распоряжения администрации города.
Нормативные правовые акты, а также иные муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию не позднее десяти дней со дня подписания, если законодательством не установлен иной срок, и вступают в силу только после такого опубликования.
Как установлено судом первой инстанции, постановлением администрации Ленинского района г. Перми № 405 от 28.10.2008 г. утверждено Положение «О секторе по вопросам градостроительства и землепользования администрации Ленинского района г. Перми» Положение издано органом местного самоуправления, который Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. наделен полномочиями по изданию муниципальных правовых актов. Права и обязанности Сектора по вопросам градостроительства и землепользования установлены разделом 4 Положения, из п.4.1 которого следует, что в целях реализации своих целей и задач сектор по вопросам градостроительства и землепользования имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов и подразделений администрации города и района, физических и юридических лиц любой организационно - правовой формы, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории района, сведения, документы и иные материалы, необходимые для осуществления возложенных на сектор функций; в пределах своих полномочий посещать жилые и нежилые помещения, инженерные объекты, расположенные на территории района; представлять администрацию района во взаимоотношениях с предприятиями и организациями всех форм собственности по вопросам градостроительства и землепользования ;взаимодействовать с отделами и службами администрации района, с администрациями других районов города Перми, администрацией города и края; взаимодействовать с муниципальными и государственными органами, с предприятиями, организациями и учреждениями, осуществляющими деятельность в области градостроительства и землепользования. Указанным правам структурного подразделения администрации района по вопросам проведения контрольных мероприятий корреспондируют соответствующие обязанности неопределенного круга лиц.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что утвержденное Постановлением Администрации Ленинского района г.Перми Положение о секторе по вопросам градостроительства и землепользования содержит правила поведения, направленные на урегулирование, изменение либо прекращение общественных отношений, обязательные для исполнения неопределенным кругом лиц и рассчитано на неоднократное его применение. Орган местного самоуправления обладал полномочиями по утверждению Положения, которое содержит обязательные правила как для самого органа, так и для объектов контроля, то есть для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Соответственно постановление администрации Ленинского района г. Перми г. Перми № 405 от 28.10.2008 г., которым утверждено Положение «О секторе по вопросам градостроительства и землепользования администрации Ленинского района г. Перми», является нормативно - правовым актом и подлежит опубликованию не позднее десяти дней со дня подписания, как это предусмотрено ст. 9 Устава города Перми. В связи с чем, суд пришел к выводу о незаконности бездействия Администрации Ленинского района, выразившегося в непринятии мер по направлению нормативного правового акта-постановления главы администрации Ленинского района г. Перми от 28.10.2008 г. № 405 «Об утверждении положения о секторе по вопросам градостроительства и землепользования администрации Ленинского района», для официального опубликования в установленном порядке и о необходимости обязать администрацию Ленинского района г. Перми направить постановление главы администрации Ленинского района г. Перми от 28.10.2008 г. № 405 «Об утверждении положения о секторе по вопросам градостроительства и землепользования администрации Ленинского района» в уполномоченный орган для опубликования.
Выводы суда являются правильными, основаны на исследованных судом доказательствах, верном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны и отмену решения не влекут, так как выводов суда не опровергают.
Как следует из Постановления Администрации города Перми № 405 от 28.10.2008 г., оно принято уполномоченным органом. Утвержденное данным Постановлением Положение о секторе по вопросам градостроительства и землепользования по своему содержанию отвечает признакам нормативного правового акта, так как наделяет соответствующее структурное подразделение полномочиями, рассчитанными на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц ( в частности, полномочиями запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов и подразделений администрации города и района, физических и юридических лиц любой организационно - правовой формы, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории района, сведения, документы и иные материалы, необходимые для осуществления возложенных на сектор функций). В связи с чем, Постановление Администрации города Перми № 405 от 28.10.2008 г. подлежало опубликованию. К выводу об утверждении Положения органом местного самоуправления, обладающим соответствующими полномочиями, суд пришел из анализа приведенных в решении норм закона. Довод жалобы относительно необоснованного отклонения судом довода Администрации о пропуске срока на обращение в суд не подтвержден доказательствами достоверно подтверждающими факт пропуска установленного срока. Как следует из материалов дела и протокола судебного заседания от 09.10.2012 г., не представлялось таких доказательств и в ходе рассмотрения дела.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда, жалоба не содержит.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы права, исследованы все обстоятельства дела доводы сторон, которым дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Оставить решение Ленинского районного суда г.Перми от 09.10.2012 г. без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ленинского района г.Перми без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи