ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11308/18 от 06.07.2018 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Балакина И.А. Дело № 33-11308/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 06.07.2018

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Кокшарова Е.В.,

судей Сорокиной С.В.,

Зоновой А.Е.,

при секретаре Михайловой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Бахтиной Натальи Ивановны к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району об оспаривании акта проверки наличия условий предоставления ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей, возобновлении выплаты,

по апелляционной жалобе истца Бахтиной Н.И. на решение Невьянского городского суда Свердловской области от 23.03.2018.

Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения истца Бахтиной Н.И., судебная коллегия

установила:

Бахтина Н.И. обратилась в суд с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району (далее - орган социальной политики) о признании акта проверки наличия условий предоставления ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей от 14.11.2017 незаконным; возобновлении выплаты с 01.12.2017.

В обоснование заявленных требований указала, что является матерью троих несовершеннолетних детей 2001, 2011, 2016 годов рождения, а также опекуном несовершеннолетнего ( / / )4, 2009 года рождения, получателем ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей. 13.11.2017 Бахтина Н.И. обратилась в орган социальной политики с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением третьего ребенка Бахтиной А.Г. В назначении выплаты ей отказано по причине превышения среднедушевого дохода величины прожиточного минимума. При расчете ответчиком неправомерно учтены доходы несовершеннолетнего ( / / )4, 2009 года рождения, которые в силу п. 1 ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации являются исключительно доходами опекаемого.

Ответчик иск не признал, и ссылаясь на необоснованность заявленных требований, указал, что в состав многодетной семьи истца входит ребенок, принятый в семью на воспитание. Получаемые на опекаемого пенсия по потере кормильца и ежемесячное социальное пособие учтены при расчете среднедушевого дохода семьи, который за период с августа по октябрь 2017 года превысил прожиточный минимум, установленный в Свердловской области.

Решением Невьянского городского суда Свердловской области от 23.03.2018 иск Бахтиной Н.И. оставлен без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Бахтиной Н.И. в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального права.

В суд апелляционной инстанции явился истец, подержавший доводы апелляционной жалобы.

Представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет».

Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, который правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Бахтина Н.И. является матерью троих несовершеннолетних детей 2001, 2011, 2016 годов рождения, а также опекуном несовершеннолетнего ( / / )4, 2009 года рождения, получателем ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей.

13.11.2017 Бахтина Н.И. обратилась в орган социальной политики с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением третьего ребенка Бахтиной А.Г.

Решением органа социальной политики, оформленным актом проверки наличия условий предоставления ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей от 14.11.2017, истцу прекращено предоставление выплаты, в связи с тем, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума, установленного Правительством Свердловской области на душу населения. Общий доход за период с 01.08.2017 по 31.10.2017 составил 158643 руб. 07 коп.; среднедушевой доход - 10576 руб.20 коп.; прожиточный минимум - 10183 руб.

При расчете ответчиком учтены доходы несовершеннолетнего ( / / )4, 2009 года рождения, который является получателем государственной социальной пенсии по случаю потери кормильца (п.1 ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), а также социальной доплаты, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Разрешая спор, суд первой инстанции, обоснованно исходил из того, что право на получение ежемесячной денежной выплаты для многодетной семьи, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения основано на положениях Конституции Российской Федерации, устанавливающих государственную социальную поддержку материнства, Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», Законе Свердловской области от 20.11.2009 №100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области», Порядке предоставления многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.11.2012 №1365-ПП, и пришел к правильным выводам о том, что включение в доход многодетной семьи дохода опекаемого произведено органом социальной политики верно, ответчиком обоснованно принято решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты, поскольку превышен среднедушевой доход семьи, установленный Правительством Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку последние соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В целях совершенствования демографической политики Российской Федерации Президентом Российской Федерации издан Указ от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», п.п. «в» п.1 которого на Правительство Российской Федерации возложена обязанность осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2.

Пунктом 2 Указа высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 01.07.2012 нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Отношения, связанные с предоставлением в Свердловской области мер социальной поддержки многодетным семьям, а именно семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в том числе детей, принятых в семью на воспитание регламентированы Законом Свердловской области от 20.11.2009 №100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области» (далее - Закон Свердловской области от 20.11.2009 №100-ОЗ).

Для многодетной семьи, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением (усыновлением) после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата до достижения таким ребенком возраста трех лет в размере, равном установленной в Свердловской области величине прожиточного минимума для детей (п.1.1 ст.2 Закона Свердловской области от 20.11.2009 №100-ОЗ).

Предоставление на территории Свердловской области многодетным семьям мер социальной поддержки, предусмотренных в п.п. 1, 4 - 6 ч. 1 п. 1, п. 1-1 и 1-2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом.

Исчисление среднедушевого дохода многодетной семьи для назначения мер социальной поддержки, предусмотренных в п. 1-1 и 1-2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Свердловской области (п.2 ст.2 Закона Свердловской области от 20.11.2009 №100-ОЗ).

В целях реализации Закона Свердловской области от 20.11.2009 №100-ОЗ в части предоставления многодетной семье ежемесячной денежной доплаты Постановлением Правительства Свердловской области от 30.11.2012 №1365-ПП утверждены Порядок предоставления многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты (далее - Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты), а также Порядок исчисления среднедушевого дохода для предоставления многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты (далее - Порядок исчисления среднедушевого дохода).

В состав многодетной семьи для исчисления среднедушевого дохода включаются одинокий родитель (усыновитель) или состоящие в браке родители (усыновители) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого предоставляется ежемесячная денежная выплата, и проживающие совместно с ним (с ними) их дети в возрасте до восемнадцати лет либо дети в возрасте до восемнадцати лет одного из них, в том числе принятые в семью на воспитание (п.3 Порядка исчисления среднедушевого дохода).

В доход многодетной семьи, учитываемый при исчислении среднедушевого дохода, включаются виды доходов, установленные в главе 3 Порядка исчисления среднедушевого дохода для назначения ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2005 №70-ПП «О порядке реализации Закона Свердловской области от 14.12.2004 №204-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка», в том числе ежемесячное пособие на ребенка (п.4 Порядка исчисления среднедушевого дохода).

Согласно п.п.1,2 п.8 Порядка исчисления среднедушевого дохода для назначения ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2005 №70-ПП в доход семьи, учитываемый при исчислении среднедушевого дохода, включаются следующие выплаты:

все виды пенсий (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы), ежемесячные доплаты к пенсиям, ежемесячная денежная выплата инвалидам, ежемесячная денежная выплата ветеранам, ежемесячная денежная выплата гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

ежемесячные денежные компенсации, ежемесячные пособия (кроме ежемесячного пособия на ребенка), ежемесячные денежные выплаты, а также государственная социальная помощь, осуществляемая в виде социального пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам; денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством, установленные законодательством Свердловской области.

Доход многодетной семьи для исчисления среднедушевого дохода определяется как общая сумма доходов многодетной семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу, с которого назначается ежемесячная денежная выплата (п.11 Порядка исчисления среднедушевого дохода).

Управление социальной политики принимает решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты в случае превышения среднедушевого дохода семьи установленной Правительством Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения (п.1 ст.18 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты).

Из системного толкования перечисленных выше положений следует, что несовершеннолетний, принятый в семью на воспитание, включается в состав многодетной семьи для исчисления среднедушевого дохода, а пенсии и доплаты к ним, денежные средства на содержание опекаемого, установленные законодательством Свердловской области, включаются в доход многодетной семьи, учитываемый при исчислении среднедушевого дохода.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ребенок, находящийся под опекой истца, является получателем государственной социальной пенсии по случаю потери кормильца (ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), а также социальной доплаты, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые подлежат учету при исчислении среднедушевого дохода семьи Бахтиной Н.И.

Вопреки ошибочным суждениям апеллянта, включение в доход многодетной семьи дохода опекаемого, произведено органом социальной политики верно, с учетом положений ст.1 Закона Свердловской области от 20.11.2009 №100-ОЗ, определяющей понятие многодетной семьи, исходя из статуса семьи истца, который являлся обстоятельством, имеющим значение для дела, а также условиями Порядков, утвержденных Правительством Свердловской области.

Расчет среднедушевого дохода семьи истца приведен в оспариваемом акте арифметически правильно.

С учетом изложенного, ответчиком, в пределах компетенции (п. 1 ст. 18 Порядка предоставления многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.11.2012 №1365-ПП), принято обоснованное решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты, поскольку превышен среднедушевой доход семьи, установленный Правительством Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения.

Возражения апеллянта относительно того, что при расчете ответчиком неправомерно учтены доходы несовершеннолетнего ( / / )4, 2009 года рождения, которые в силу п.1 ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации являются исключительно доходами опекаемого, с учетом юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению по настоящему делу, не могут повлечь отмену правильного по существу судебного акта, поскольку ежемесячная денежная выплата для многодетной семьи, в состав которой входит опекаемый, и имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, являющаяся мерой социальной поддержки, носит иную правовую природу, в том числе и порядок предоставления.

В целом доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Невьянского городского суда Свердловской области от 23.03.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Бахтиной Н.И. – без удовлетворения.

Председательствующий: Е.В. Кокшаров

Судья: С.В. Сорокина

Судья: А.Е. Зонова