ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1132-2018 от 14.03.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-1132-2018

Судья Затеева Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Ревенко Т.М.

судей Кузнецовой О.А., Процкой Т.В.

при секретаре Печеревиной О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 14 марта 2018 года гражданское дело по иску ФИО1 к МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы

по апелляционной жалобе представителя министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края ФИО2

на решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 19 декабря 2017 года, которым постановлено:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» недоначисленную заработную плату в пользу ФИО1 за период с 01.07.2017 г. по 31.10.2017 г. в сумме 17.163 (семнадцать тысяч сто шестьдесят три рубля) рубля.

Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» истцу ФИО1 – 17.163 рубля, в случае их недостаточности у МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ».

Взыскать с МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 686,52 рублей (шестьсот восемьдесят шесть рублей 52 копейки).

Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия

установила:

Обращаясь в суд, ФИО1 ссылался на то, что работает в МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» в должности сторожа на время отпусков сторожей школы с 1 июля 2017 года. Заработная плата истца состоит из должностного оклада, районного и «северного» коэффициента, иных выплат, что в общей сложности составляет 9879 рублей. Между тем заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, и на нее должны начисляться районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Просил взыскать с МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» недоначисленную и невыплаченную заработную плату с 1 июля 2017 года по 31 октября 2017 года в размере 17163 рубля (л.д. 2-3).

Определением суда от 30 ноября 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (л.д. 1).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 26-27).

В апелляционной жалобе представитель министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края ФИО2 считает решение принятым с нарушением норм материального права. Ссылается на то, что в соответствии с действующим законодательством нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций складываются из нормативов финансового обеспечения расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций и нормативов финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг. В нормативы затрат на реализацию образовательных программ включается оплата труда инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, за исключением персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, в том числе обеспечивающих функционирование систем отопления, доставку, хранение необходимых средств обучения, продуктов питания. При определении субвенций должны учитываться расходы на оплату труда тех работников обслуживающего персонала, которые осуществляют реализацию образовательной программы, оплата труда иных работников обслуживающего персонала осуществляется за счет средств местных бюджетов. Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в полном объеме выполняет обязательства перед муниципальным районом «Тунгокоченский район» по финансированию расходов на оплату труда работников муниципальных образовательных организаций. Приводит содержание части 3 статьи 86 БК РФ, статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 144 ТК РФ. С учетом статьи 22 ТК РФ министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не является работодателем истца, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком. Просит решение районного суда отменить в части (л.д. 34-36).

В суд апелляционной инстанции истец, представитель ответчика МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Директор МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» ФИО3 просила рассмотреть дело в ее отсутствие. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

С учетом приведенной нормы апелляционная жалоба рассматривается в пределах доводов заявителя.

Доводы апелляционной жалобы заявителя сводятся к несогласию с решением суда в части возложения на министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» ФИО1 взысканной недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае их недостаточности у МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ».

Судебная коллегия находит аргументы заявителя апелляционной жалобы заслуживающими внимание.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1 работает в МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» по трудовому договору с 1 июля 2017 года в должности сторожа на период отпусков других работников (л.д. 6-10).

Возлагая на министерство приведенную обязанность, суд первой инстанции исходил из того, что по информации комитета образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» от 20 июня 2017 года, представленной суду, источником финансирования заработной платы работника по категории сторож общеобразовательных учреждений (школ) с 1 апреля 2017 года является субсидия краевого бюджета (л.д. 17), при этом районный суд ошибочно указал в решении на финансирование за счет субвенций вместо субсидий, как это указано в информации комитета.

Между тем оснований для возложения субсидиарной ответственности на министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не имеется в связи со следующим.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

В образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 1 статьи 52 Федерального закона №273-ФЗ).

Требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы определяются исходя из Федеральных государственных образовательных стандартов, санитарно-эпидемиологических нормативов.

Таким образом, в нормативы затрат на реализацию образовательных программ по каждому уровню образования в муниципальных общеобразовательных организациях включается, в том числе оплата труда инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

Поэтому при определении размера субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях должны учитываться расходы на оплату труда тех работников обслуживающего персонала, которые осуществляют реализацию образовательной программы.

Следовательно, расходы на иных работников обслуживающего персонала учету не подлежат, в связи с чем, оплата их труда должна осуществляться за счет средств местных бюджетов.

Подобной позиции придерживается Министерство образования и науки Российской Федерации, указав, в частности, в Методических рекомендациях по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования от 1 октября 2013 года №08-1408 на то, что при расчете нормативов финансового обеспечения должны учитываться расходы на оплату труда обслуживающих работников, участвующих в реализации общеобразовательной программы; в нормативы затрат на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования не может быть включена заработная плата персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, в том числе работников, обеспечивающих функционирование систем отопления, доставку и хранение необходимых средств обучения, продуктов питания (истопники, кочегары, операторы бойлерных, водители, грузчики, кладовщики, подсобные рабочие, слесари-сантехники и пр.).

Кроме того, согласно Методическим рекомендациям по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, являющимся приложением к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 июля 2014 года №08-1002, в нормативы финансового обеспечения реализации государственных гарантий прав на дошкольное образование не включается заработная плата персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, в том числе работников, обеспечивающих функционирование систем отопления, доставку и хранение необходимых средств обучения, продуктов питания (истопники, кочегары, операторы бойлерных, хлораторных, слесари-сантехники, рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, сторожа, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования и пр.).

Поскольку федеральным законодательством не предусмотрена оплата труда персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, за счет средств субвенции, получаемой из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях, не имелось оснований для возложения на министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края субсидиарной ответственности по выплате заработной платы истцу, который занимает должность сторожа и трудовая функция которого по трудовому договору связана с обслуживанием здания.

Поэтому из решения суда подлежит исключению абзац 3 о возложении на министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» ФИО1 взысканной недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае их недостаточности у МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ».

Кроме того, данная обязанность не может быть возложена на министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и за счет субсидий.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. В составе бюджета субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств. Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункты 1-3 статьи 139 БК РФ).

Согласно пунктам 2, 4 Порядка предоставления и расходования субсидий, выделяемых в 2017 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на оплату труда отдельных категорий работников муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций, непосредственно не связанных с реализацией образовательных программ, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14 апреля 2017 года №134, субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при осуществлении органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края (далее - органы местного самоуправления) полномочий по вопросам местного значения, связанных с оплатой труда отдельных категорий работников, в соответствии с прилагаемой методикой. Субсидия имеет целевое назначение и направляется на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, связанных с оплатой труда отдельных категорий работников.

Согласно пункту 5 названного Порядка предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований производится Министерством финансов Забайкальского края.

Представленными суду апелляционной инстанции представителем министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края платежными поручениями от 10 января 2017 года, от 20 января 2017 года, от 20 января 2017 года, от 20 января 2017 года, от 3 февраля 2017 года, от 3 февраля 2017 года, от 3 февраля 2017 года, от 16 февраля 2017 года, от 16 февраля 2017 года, от 16 февраля 2017 года, от 3 марта 2017 года, от 3 марта 2017 года, от 3 марта 2017 года, от 17 марта 2017 года, от 17 марта 2017 года, от 17 марта 2017 года, от 4 апреля 2017 года, от 4 апреля 2017 года, от 4 апреля 2017 года, от 17 апреля 2017 года, от 17 апреля 2017 года, от 3 мая 2017 года, от 3 мая 2017 года, от 16 мая 2017 года, от 16 мая 2017 года, от 2 июня 2017 года, от 2 июня 2017 года, от 16 июня 2017 года, от 16 июня 2017 года, от 5 июля 2017 года, от 4 июля 2017 года, от 2 августа 2017 года, от 3 августа 2017 года, от 3 августа 2017 года, от 15 августа 2017 года, от 15 августа 2017 года, от 6 сентября 2017 года, от 6 сентября 2017 года, от 19 сентября 2017 года, от 19 сентября 2017 года, от 3 октября 2017 года, от 3 октября 2017 года, от 17 октября 2017 года, от 17 октября 2017 года, от 3 ноября 2017 года, от 3 ноября 2017 года, от 17 ноября 2017 года, от 17 ноября 2017 года, от 5 декабря 2017 года, от 5 декабря 2017 года, от 21 декабря 2017 года, от 21 декабря 2017 года подтверждается направление министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края субвенций из краевого бюджета; субсидии для исполнения органом местного самоуправления обязательств по оплате труда, в том числе по категории работников сторож, не направлялись, и министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не является органом исполнительной власти субъекта Федерации, к полномочиям которого относится предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 19 декабря 2017 года изменить.

Исключить из резолютивной части решения абзац 3.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий: Ревенко Т.М.

Судьи: Кузнецова О.А.

Процкая Т.В.