ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11338/2013 от 16.10.2013 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья – Юдкина Е.И. Дело № 33-11338/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 октября 2013 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Андреева А.А.,

судей Балашовой И.Б., Тертышной В.В.,

при секретаре Крюковой О.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калачевского района Волгоградской области в интересах ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области и Министерству образования и науки Волгоградской области о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда

по апелляционному представлению прокурора Калачевского района Волгоградской области

на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 8 мая 2013 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Калачевского района Волгоградской области в интересах ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области и Министерству образования и науки Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по месту жительства по истечении трех месяцев после вступления решения суда в законную силу, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Калачевского района Волгоградской области обратился в Ворошиловский районный суд г. Волгограда в интересах ФИО1 с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области и Министерству образования и науки Волгоградской области, в обоснование которого, что прокуратурой Калачевского района проведена проверка по обращению ФИО1, который относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что ФИО1 включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, но до настоящего времени ФИО1 не обеспечен жилым помещением.

После уточнения иска просил обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области и Министерство образования и науки Волгоградской области предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по месту жительства по истечении трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено указанное выше решение.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, прокурор Калачевского района обратился с апелляционным представлением, в котором просит решение суда отменить. В обоснование представления указал на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Выслушав прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Бецкову И.Б., не поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья по договору социального найма.

В настоящее время ФИО1 числится в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2013 году.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируются Федеральным законом от 21декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищным кодексом РФ.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Жилищный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, регламентирующие иной, отличный от прежнего, порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

В соответствии с ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации по договорам найма специализированного жилого помещения. Такой порядок действует с 1 января 2013 года.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В целях реализации вышеуказанных полномочий Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 5 февраля 2013 года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который содержит аналогичный вышеуказанному Федеральному закону порядок предоставления жилья детям-сиротам в Волгоградской области.

Таким образом, согласно вышеприведенных норм, для реализации права на получение жилого помещения лицами, относящимися к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, требуется не только достижения ими дееспособности и окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и т.д., но и личное волеизъявление лица, которое должно быть выражено в письменном заявлении о предоставлении жилого помещения, адресованном полномочному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 с соответствующим заявлением в орган исполнительной власти Волгоградской области после 1 января 2013 года не обращался. Доказательств этого материалы дела не содержат.

Соответственно оснований считать, что ответчиками нарушены права истца, не имеется.

При таких данных, постановленное судом решение об отказе в удовлетворении требований прокурора о возложении на Министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Волгоградской области обязанности и Министерство образования и науки Волгоградской области предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения является правильным, оснований не согласится с ним у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционного представления не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению позиции прокурора, являющейся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведённой судом оценкой обстоятельств и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.

Суд полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

При установленных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления суд не усматривает.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 8 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Калачевского района Волгоградской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: