ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11339/2015 от 15.10.2015 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Суворин А.В. дело № 33-11339/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 октября 2015 года г. Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Веркошанской Т.А.,

судей Козловской Е.В., Горковенко В.А.,

при секретаре Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о понуждении к выполнению мероприятий в сфере охраны окружающей среды,

по апелляционной жалобе администрации <адрес>

на решение Камышинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым на администрацию <адрес> возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу составить паспорт отходов I-IV классов опасности и направить в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> расположенное по адресу: <адрес>.

Заслушав доклад судьи Козловской Е.В., объяснения прокурора Стрельниковой В.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам

УСТАНОВИЛА:

<адрес> городской прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к администрации <адрес> о понуждении к выполнению мероприятий в сфере охраны окружающей среды.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения ответчиком природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления на территории сельского поселения установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией не разработан паспорт опасных отходов, что нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, а также на надлежащее выполнение обязанности юридических лиц по сохранению природы и окружающей среды, бережного отношения к богатству.

Просил суд обязать администрацию <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу составить паспорт отходов I-IV классов опасности и направить в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>.

Судом постановлено указанное выше решение.

Не согласившись с постановленным решением, в апелляционной жалобе администрация Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить в части установления месячного срока выполнения требований, принять по делу новое решение.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьями 3, 4, частью 2 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, почвы, поверхностные и подземные воды. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади и т.д. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Частью 1 статьи 34 Закон № 7-ФЗ установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Частью 1 статьи 39 Закона № 7- ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Частью 2 статьи 39 Закона № 7- ФЗ установлена обязанность физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

Согласно п. 2, 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. В соответствии с этими положениями на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

В силу ст. 1 указанного Закона паспортом отходов является документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с отходами (ст. 14 Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV класса опасности (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил установлено, что паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно пункту 4 Правил паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

Пунктом 6 Правил установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Правил, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712.

Копия паспорта, заверенного индивидуальным предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Руководствуясь указанными правовыми нормами, в соответствии с ч.4 ст. 198, ч.3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также установленными по делу обстоятельствами, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Камышинского городского прокурора о возложении на ответчика обязанности устранения нарушений природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления на территории сельского поселения.

Решение суда в данной части не обжалуется и в соответствии с положения ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, основания для проверки его законности и обоснованности у судебной коллегии отсутствуют.

Установив, что от деятельности администрации образуются отходы 4 класса опасности в виде хозяйственно-бытовых стоков, мусора бытового, смёта с территории, при этом паспорт опасных отходов ответчиком не разработан, суд первой инстанции обязал администрацию <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу составить паспорт отходов I-IV классов опасности и направить в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес>.

Оснований не соглашаться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка в соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что месячный срок, установленный в судебном решении, является недостаточным для выполнения всех необходимых процедур по подготовке паспорта отходов I-IV классов опасности, соответствующего требованиям действующего законодательства РФ, не могут быть приняты во внимание судебной коллегии. Установленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений определен судом, исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения.

При этом судебной коллегией также учитывается и то обстоятельство, что не соблюдение ответчиком природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления на территории сельского поселения нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, а также на надлежащее выполнение обязанности юридических лиц по сохранению природы и окружающей среды, бережного отношения к богатству. При таких обстоятельствах отсутствуют основания полагать, что установленный судом срок исполнения обязанности администрации <адрес> по составлению паспорт отходов I-IV классов опасности не является разумным.

Более того, ответчик вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения.

Других доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность решения суда, а также подрывающих правильность выводов суда первой инстанции или свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, к отмене состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации <адрес> – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подпись

Копия верна.

Судья Волгоградского

областного суда: Е.В. Козловская