ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11346/2016 от 28.09.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Кляусова И.В.

Дело № 33-11346 28.09.2016г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Высочанской О.Ю.,

судей Мезениной М.В., Рубан О.Н.,

при секретаре Рассудихине Д.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 28.09.2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Очерского городского поселения Очерского муниципального района на решение Очерского районного суда Пермского края от 23.06.2016 года, которым постановлено следующее:

«Исковые требования Государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения «Строгановский колледж» удовлетворить.

Обязать администрацию Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края обеспечить постановку на учет в государственном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного тепловую трассу протяженностью 553,37 п.м., в том числе протяженность воздушной прокладки 26,61 п.м., протяженность подземной прокладки 526,76 п.м., расположенную по адресу: Пермский край, г.Очер, ул.****, в срок до 31 декабря 2016 года.

Обязать администрацию Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края принять в муниципальную собственность Очерского городского поселения нежилое здание котельной-учебно-производственной мастерской газифицированных котельных агрегатов, лит.К, 2-этажный, общая площадь 346,2 кв.м., по адресу: Пермский край,
г.Очер, ул.****, кадастровый номер ** в срок до 31 декабря 2016 года.»

Заслушав доклад судьи Мезениной М.В., пояснения представителей ответчика ФИО1, ФИО2, представителей истца ФИО3, ФИО4, проверив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Строгановский колледж» (далее Строгановский колледж), обратилось в суд с иском к Администрации Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края об обязании поставить на учет в государственном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного
тепловую трассу протяженностью 553,37 п.м., в том числе протяженность воздушной прокладки 26,61 п.м., протяженность подземной прокладки 526,76 п.м., расположенную по адресу: Пермский край, Очерский район, г.Очер, ул.****, с целью последующего признания права
муниципальной собственности на данную вещь, обязании принять в муниципальную собственность нежилое здание, 2-этажное, общей площадью 346,2 кв.м., по адресу: Пермский край, г.Очер, ул.****, кадастровый номер **, согласно техническому паспорту именуемое как здание котельной - учебно-производственной мастерской газифицированных котельных агрегатов, лит. К, по адресу: Пермский край, г.Очер, ул. ****.

В судебном заседании представитель истца требования поддержал.

Представитель ответчика искровые требования не признал.

Третье лицо Министерство образования и науки Пермского края представителя в суд не направило, в отзыве на иск заявленные требования просит удовлетворить, указывает, что спорная тепловая трасса в реестре объектов собственности Пермского края не значится, отсутствуют и сведения о зарегистрированных правах на нее. Полагают, что спорная тепловая трасса является бесхозяйным имуществом.

Третье лицо Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края представителя в суд не направило, в отзыве на иск, просит требования удовлетворить, указывая, что что в уставную деятельность Строгановского колледжа не входит обеспечение теплом жилых домов.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Администрация Очерского городского поселения Очерского муниципального района обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что суд не дал надлежащей оценки представленным доказательствам, в частности, не учел, что котельная ГБПОУ «Строгановский колледж» это учебно-производственная мастерская газифицированных котельных агрегатов. Здание котельной является собственностью Пермского края, балансодержатель – ГБПОУ «Строгановский колледж». От здания котельной проведены к каждому зданию образовательного учреждения проведены тепловые сети. Полагают, что образовательное учреждение не является надлежащим истцом, надлежащим истцом должно являться Правительство Пермского края. Уточненное исковое заявление не направлялось третьим лицам. Дело неподведомственно суду общей юрисдикции.

В возражениях на апелляционную жалобу ГБПОУ «Строгановский колледж» просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ГБПОУ «Строгановский колледж» осуществляет деятельность по адресу: Пермский край, г.Очер, ул.****. За образовательным учреждением зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 61362 кв.м. под учебно-производственную базу на землях поселений (л.д.11-38, 103).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29
сентября 2014 года, на основании распоряжения комитета по управлению государственным имуществом администрации Пермской области №** от 22 октября 1999 года, в отношении здания, назначение: Нежилое здание, 2-этажный, общей площадью 346,2 кв., расположенного по адресу: Пермский край, г.Очер, ул.****, кадастровый номер **,
установлено право оперативного управления за ГБПОУ «Строгановский колледж» (л.д.48).

В соответствии со свидетельством от 08 апреля 2008 года, выданного на основании выписки из реестра государственного имущества Пермского края №** от 21 февраля 2008 года, в отношении объекта недвижимости: Котельная, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 346,2 кв.м., инв.№**, лит.К, по адресу: Пермский край, г.Очер, ул.****, кадастровый номер **, зарегистрировано право собственности за субъектом Федерации «Пермский край» (л.д.124).

Согласно техническому паспорту здания Котельной-учебно-
производственной мастерской газифицированных котельных агрегатов, по адресу: Пермский край, г.Очер, ул.****, расположено здание котельной, лит.К, инвентарный номер **, общей площадью 346,2 кв.м. (л.д.52-53).

Согласно техническому паспорту тепловая трасса расположена по адресу: Пермский край, г.Очер, ул.****, литера 1, инвентарный номер **, протяженностью 553,37 п.м., в том числе протяженностью на опорах
26,61 п.м., подземной прокладкой 526,76 п.м., год постройки - 1972 год, при этом, сведения о правообладателях указанной теплотрассы не указаны (л.д.54-62).

Согласно архивной справке, актов о сдаче в эксплуатацию теплотрассы, в период с 1969- 1976 года не имеется.

Спорная тепловая трасса в реестре государственной собственности, по сведениям Министерства по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края, не значится (л.д.99).

Не является спорная тепловая трасса и собственностью Очерского городского поселения, что следует из ответа Администрации Очерского городского поселения (л.д.100).

В Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и
картографии сведения о зарегистрированных правах на тепловую трассу, по адресу: Пермский край, г. Очер, ул. ****, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д.158).

Приказом Агентства по управлению имуществом Пермского края от 21 августа 2007 года №** из оперативного управления ГОУ СПО «Очерский профессионально-педагогический колледж» (Строгановский колледж) в собственность муниципального образования «Очерское городское поселение» передано имущество, в том числе, газопровод высокого и низкого
давления к котельной техникума, по адресу: Пермский край, г.Очер, ул.****, а также общежитие по адресу г. Очер, ул. ***.

Установив, что спорная тепловая трасса не имеет собственника,
что может привести к ненадлежащему содержанию и эксплуатации, влекущему как следствие нарушение прав неопределенного круга лиц на своевременное получение жилищно- коммунальных услуг надлежащего качества, а также не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, а также принимая во внимание, что указанные тепловые сети находятся на
территории г.Очер Пермского края, то администрация Очерского городского поселения является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Учитывая также, что спорная тепловая трасса и здание котельной, расположенные по адресу: Пермский край, г.Очер, ул.****, являются единой и неделимой вещью и участвует в обороте как единый
объект недвижимости, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований и обязал администрацию Очерского городского поселения обеспечить постановку на учет в государственном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного спорную тепловую трассу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Указанные выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права.

Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Пунктом 6 статьи 15 данного Федерального закона определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В пункте 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, в качестве основания постановки на учет указано заявление органа местного самоуправления.

Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе тепловых сетей, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

Поскольку судом первой инстанции установлено, что тепловая трасса протяженностью 553,37 п.м., в том числе протяженность воздушной прокладки 26,61 п.м., протяженность подземной прокладки 526,76 п.м., расположенная по адресу: Пермский край, г.Очер, ул.****, фактически является бесхозяйным объектом, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность обеспечить постановку на учет в государственном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйной.

При этом орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

В силу вышеприведенных правовых норм соглашается судебная коллегия и с выводом суда об обязании администрации Очерского городского поселения принять в муниципальную собственность Очерского городского поселения нежилое здание котельной-учебно-производственной мастерской газифицированных котельных агрегатов, по адресу: Пермский край, г.Очер, ул. ****.

Организация теплоснабжения на территории муниципального образования, безусловно, имеет целью обеспечения нужд городского округа. Теплоснабжение как публичная услуга, связанная с удовлетворением потребностей граждан и организаций посредством производства тепловой энергии и ее реализации потребителям, направлена на обеспечение муниципальных нужд.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что суд не дал оценки тому, что котельная ГБПОУ «Строгановский колледж» это учебно-производственная мастерская газифицированных котельных агрегатов не состоятельны и не могут повлечь отмену решения. В материалах дела имеется технический паспорт на здание котельной, который проанализирован судом в совокупности с другими материалами дела. Котельная, тепловая трасса помимо учебных корпусов отапливает и жилой дом, являющийся муниципальной собственностью. При передаче данного имущества решающим, по мнению судебной коллегии, является то, что ГБПОУ «Строгановский колледж» в соответствии с Уставом является профессиональной образовательной организацией, а не теплоснабжающей.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец является ненадлежащим истцом, отмену решения не влекут.

Третьи лица- Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края и Министерство образования и науки Пермского края иск поддерживали.

Бездействие, допускаемое как собственником спорного имущества ( котельной ), так и ответчиком при реализации возложенных на них функций и полномочий не могут служить основанием для уклонения ответчика от исполнения возложенных на нее законом обязанностей и осуществления полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в том числе и по организации теплоснабжения конкретных жилых домов и учреждений.

Доводы апелляционной жалобы относительно иной подведомственности спора отмену решения не влекут, ходатайств о передаче дела в Арбитражный суд Пермского края ответчик не заявлял.

Иных доводов, влекущих отмену решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Очерского районного суда Пермского края от 23 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи :