ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1134/16 от 21.12.2016 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

Судья Ковалева О.Г. Дело № 33-1134/16

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Черкесск 21 декабря 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего: Гришиной С.Г.,

судей: Болатчиевой А.А., Дзыба З.И.,

при секретаре судебного заседания Бондаренко Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джемакуловой А.М. к Ликвидационной комиссии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по КЧР о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе истца Джемакуловой А.М. на решение Черкесского городского суда КЧР от 17 октября 2016 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Болатчиевой А.А., объяснения истицы Джемакуловой А.М. и ее представителя Халкечева А.К., представителя МВД по КЧР Лафишевой Н.М. представителя ликвидационной комиссии УФСКН по КЧР Максименко Н.Г., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Джемакулова А.М. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по КЧР о возложении обязанности предоставить жилое помещение. В обоснование иска указала, что 01 июля 2003 года она поступила на службу в Управление ФСКН России по КЧР. На основании письменного обращения на заседании жилищной комиссии УФСКН России по КЧР она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, что подтверждается протоколом от 01.12.2003 г. №.... Ежегодно она подтверждала право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий посредством предоставления требуемых документов. Джемакулова А.М. своего жилья не имеет, одна воспитывает двух несовершеннолетних детей, с которыми проживает в однокомнатной квартире площадью 19,8 кв.м. Узнав о том, что в середине 2015 года от ФСКН России поступили денежные средства, на которые были приобретены квартиры и распределены между сотрудниками Управления ФСКН России по КЧР, истица 30.11.2015 года обратилась с заявлением к Председателю жилищной комиссии Управления ФСКН по КЧР о даче разъяснения порядка предоставления жилья, поскольку на 01 апреля 2015 года она состояла в очереди под номером «5», однако очередники, стоявшие в очереди после нее, получили жилье по договору социального найма. На ее заявление был дан письменный ответ от 11.12.2015 о том, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются сотрудникам, а не работникам бюджетной сферы и государственным гражданским служащим. Джемакулова А.М. считает, что ответчик при распределении жилых помещений в 2015 году допустил нарушение пункта 12 Инструкции о порядке учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и предоставления им жилых помещений, который прямо предусматривает очередность, исходя из времени принятия их на учет и льгот на предоставление жилых помещений. 08.02.2016 года был утвержден список очередников на 01.01.2016 года, согласно которого истица состоит в очереди по списку под номером «2». В связи с этим Джемакулова А.М. просила суд обязать ответчика предоставить ей жилое помещение в виде квартиры на состав семьи из 3 человек из расчета не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Определением Черкесского городского суда от 17 июня 2016 года, по ходатайству представителя истца была произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по КЧР, надлежащим – Ликвидационной комиссией Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по КЧР, а также произведена замена ненадлежащего третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по КЧР на надлежащее третье лицо – Ликвидационную комиссию Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России.

Представитель ответчика в судебном заседании представил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - Ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по КЧР, на надлежащего – МВД по КЧР.

Определением от 14.07.2016 года по инициативе суда к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, привлечено МВД по КЧР.

В судебном заседании Джемакулова А.М. и ее представитель Халкечев А.К. поддержали исковые требования, с учетом изменения исковых требований просили суд обязать ликвидационную комиссию ФСКН России по КЧР предоставить истице жилое помещение в виде квартиры на состав три человека из расчета не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Представитель ответчика Ликвидационной комиссии Максименко Н.Г., а также представитель третьего лица МВД по КЧР Власова М.А. в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать.

Решением Черкесского городского суда от 17 октября 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истицы Джемакуловой А.М. содержится просьба об отмене указанного решения как незаконного. В обоснование жалобы указывает, что основанием к отказу в удовлетворении заявленных исковых требований послужило то, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку у Ликвидационной комиссии УФСКН России по КЧР нет полномочий по предоставлению жилья сотрудникам, все полномочия переданы МВД по КЧР; данный вывод в решении суда противоречит норам материального права, поскольку момент прекращения правоспособности юридического лица при его ликвидации связывается законодателем с моментом внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица. Суд не учел, что Ликвидационная комиссии является исполнительным органом юридического лица, а не самостоятельным юридическим лицом.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Ликвидационная комиссия УФСКН России по КЧР, а также третье лицо МВД по КЧР просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, оставив решение суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МВД по КЧР Лафишева Н.М. просила решение суда оставить без изменения.

Истица Джемакулова А.М., ее представитель Халкечев А.К., представитель Ликвидационной комиссии, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении заседания не ходатайствовали.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 52 ЖК РФ, введенного в действие с 1 марта 2005 года, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.

Порядок предоставления жилой площади в структурах Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ осуществлялся в соответствии с Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В силу п. 6 Инструкции, утвержденной приказом ФСКН РФ от 20.01.2009 г. № 30 «О порядке учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и предоставления им жилых помещений» за сотрудниками, принятыми на учет до 1 марта 2005 года, сохраняется право в порядке, установленном частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", состоять на учете до получения ими жилых помещений.

Как установлено судом и следует из материалов дела Джемакулова А.М., будучи работником Управления ФСКН по КЧР, а также двое ее детей поставлены на учет по улучшению жилищных условий по месту работы истицы в июле 2003 года (л.д.10). Согласно списку очередников Управления ФСКН России по КЧР на 1 апреля 2015 года Джемакулова А.М. имела порядковый номер «5» (л.д.19.). По состоянию на 01.01.2016 года в списке очередников Джемакулова А.М. и члены ее семьи состоят на учете под номером «2».

Поводом для подачи иска в суд явилось то, что истице стало известно о том, что очередники, стоявшие в очереди по списку после нее, получили жилье по договору социального найма.

Разрешая спор и отказывая истице в удовлетворении исковых требований об обязании в предоставлении жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что требования Джемакуловой А.М. заявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку у Ликвидационной комиссии УФСКН России по КЧР нет полномочий по предоставлению жилья сотрудникам Управления, т.к. все права и полномочия переданы Министерству внутренних дел по КЧР.

Между тем, данный вывод суда судебная коллегия признает ошибочным, поскольку, отказывая в иске, суду следовало исходить из того, что право Джемакуловой А.М. на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма не нарушено. Однако данные выводы суда первой инстанции не привели к неправильному разрешению дела.

Так, в связи с назначением бывшего сотрудника УФСКН России по КЧР Джемакуловой А.М. на должность ведущего инспектора фонда ГОРИ Отдела МВД России по г.Черкесску, жилищное дело истицы №... направлено в Отдел МВД России по г.Черкесску для дальнейшего учета Джемакуловой А.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Факт передачи материалов жилищной комиссии подтверждается также представленным в заседание суда апелляционной инстанции актом приема-передачи правоустанавливающих документов на жилые помещения от 25 мая 2016 года.

Согласно протокола членов жилищно-бытовой комиссии Отдела МВД России по г.Черкесску от 12.12.2016 года в список очередников для получения жилья были включены сотрудники Отдела МВД России по г.Черкесску, в том числе Джемакулова А.М. В данном списке истица по состоянию на 01.01.2016 года состоит под номером «2». Общая площадь предполагаемого к приобретению жилого помещения для истицы составляет 54,0 - 63,0 кв.м. (л.д.23).

При этом, каких-либо решений жилищно-бытовой комиссии об отказе Джемакуловой А.М. в предоставлении жилого помещения, либо об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ответчиками не принималось и материалы дела таких документов не содержат.

Учитывая, что данные правоотношения между сторонами возникли в 2016 году, то в будущем Джемакулова А.М. не лишена права в предоставлении жилого помещения.

Доводы истицы о том, что судом первой инстанции не дана оценка представленным доказательствам относительно финансирования из федерального бюджета приобретения жилья работникам ФСКН России с учетом возложенных законодательством РФ на ответчиков обязанностей по предоставлению жилья в порядке очередности, не состоятельны.

Так, согласно п. 9 «Инструкции о порядке учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и предоставления им жилых помещений», утвержденной Приказом ФСКН России от 20.01.2009 года № 30, предоставление жилых помещений сотрудникам, гражданским служащим и работникам осуществляется из средств федерального бюджета.

В статье 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Из статьи 162 БК РФ следует, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как следует из материалов дела бюджетные ассигнования поступавшие в

УФСКН России по КЧР были адресованы для приобретения специализированного жилого фонда аттестованным сотрудникам, а не работникам к которым относится истица.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта судебная коллеги не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Черкесского городского суда КЧР от 17 октября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Джемакуловой А.М. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: