Судья: Сучкова И.А. Дело № 33-11365
Докладчик: Гребенщикова О.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 ноября 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам
Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Гребенщиковой О.А.,
судей Третьяковой В.П., Латушкиной Е.В.
при секретаре Беломестновой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Гребенщиковой О.А. гражданское дело
по апелляционной жалобе Т. на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 03 сентября 2013 года
по иску Т. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области об установлении ежемесячных выплат и взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛА:
Т. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Кемеровской области об установлении ежемесячных выплат и взыскании заработной платы.
Требования мотивированы тем, что истец проходил службу в УИС, приказом ГУФСИН России по Кемеровской области от 26.01.2012 года № 52 л/с назначен на должность инспектора автомобильной службы ФКУ УК ГУФСИН России по Кемеровской области, и по настоящее время работает в данной должности. Согласно пункта 2 Приказа ФСИН России от 28.03.2013 года № 142 «Об учреждении перечня должностей сотрудников уголовно-исполнительной системы, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы и размеров надбавки по этим должностям» (далее Приказ) ежемесячная надбавка за особые условия службы - 45 % к должностному окладу выплачивается в специальных подразделениях УИС по конвоированию, в должностные обязанности по которым входит «организация выполнения задач конвоирования, конвоирования подозреваемых, обвиняемых и осужденных, осуществления контроля несения службы караулами по конвоированию». 13.04.2013 года истец был ознакомлен с документами и включен в список сотрудников для внесения в Приказ по Учреждению «Об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам ФКУ УК ГУФСИН России по Кемеровской области». 22.04.2013 года в адрес ГУФСИН России по Кемеровской области поступила телеграмма № 08-11756 с разъяснениями по применению вышеуказанного Приказа № 142 с указанием перечня должностей сотрудников уголовно-исполнительной системы, при замещении которых выплачиваются ежемесячные надбавки за особые условия службы. В данной Телеграмме отсутствуют должности сотрудников отделов и служб непосредственно, выполняющие службу в должности «дежурного по караулам». В рамках исполнения своих должностных обязанностей, утвержденных действующей должностной инструкцией, истец осуществляет контроль над соблюдением предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка конвоирования осуждённых лиц, заключённых под стражу, осуществляет контроль несения службы караулами по конвоированию управления не реже 2-х раз в месяц в начальном пункте несения службы и 1 раз в квартал в пути следования, организует своевременное и качественное выполнение автомобильной службой служебных задач, техническую готовность к эксплуатации специальных автомобилей для обеспечения транспортом караулов по конвоированию, обеспечение ремонта автотранспорта, служебную, боевую и физическую подготовку личного состава автомобильной службы, несущего службу в караулах по конвоированию, организует работу водителей-сотрудников, составляет трафики несения службы в караулах на месяц, заключает договоры на приобретение запасных частей и закупку горюче-смазочных материалов. Истец полагает, что возложенные на него обязанности и условия его службы являются непосредственной организацией выполнения задач по конвоированию и осуществления контроля несения службы по конвоированию, перечень его должностных обязанностей соответствует п. 2 Приказа ФСИН России от 28.03.2013 года № 142. При этом, в перечне сотрудников, которым установлена надбавка в размере 45 % за особые условия службы, его должность отсутствует. Истец обращался к ответчику по данному вопросу, который разъяснил ему, что в соответствии с разъяснениями по применению Приказа № 142, должность истца к нему не относится. Поскольку до настоящего времени процентная надбавка к должностному окладу за особые условия службы не установлена, в связи с чем, истец был вынужден обратиться в суд. Долг по заработной плате с 01.01.2013 года составил <данные изъяты> руб.
Истец Т. в судебном заседании исковые требования, поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ГУФСИН России по Кемеровской области - К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.
Представитель ответчика ГУФСИН России по Кемеровской области - Ч., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала в полном объеме.
Представители третьего лица Федерального казенного учреждения Управления по конвоированию ГУФСИН России по Кемеровской области Б. действующая на основании доверенности, а также С., действующий на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просили отказать в полном объеме.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 03 сентября 2013 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Т. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области об установлении ежемесячных выплат и взыскании заработной платы - отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе Т. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что суд в решении оставил без внимания его должностную инструкцию, в соответствии с которой он выполнял свои должностные обязанности. В том числе предусмотренные п.37 осуществлять контроль несения службы караулами по конвоированию Управления не реже 2-х раз в месяц в начальном пункте несения службы и 1 раза в квартал в пути следования караула, т.е. обязанности, за которые предусмотрена надбавка в размере 45% Приложением Приказа Министерства юстиции РФ и Федеральной службы исполнения наказаний № 142 от 28.03.2013г. «Об утверждении перечня должностей сотрудников УИС, при замещении которых выплачивается надбавка к должностному окладу за особые условия службы, и размеров надбавки к этим должностям».
_В материалах дела имеется телеграмма от 18.04.2013г. заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы Ц. с разъяснением и перечнем должностей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд ссылается на эту телеграмму как на нормативный правовой акт.
Перечень должностей указанный в телеграмме значительно меньше и ограничивает круг лиц, на которых распространяется надбавка к должностному окладу, нежели перечень должностей отраженный в Приказе Министерства юстиции РФ и Федеральной службы исполнения наказаний № 142 от 28.03.2013г. «Об утверждении перечня должностей сотрудников УИС, при замещении которых выплачивается надбавка к должностному окладу за особые условия службы, и размеров надбавки к этим должностям».
Более того, пунктом 2.2 Приказа ФСИН РФ от 18.08.2005г. №718 «О правовом обеспечении деятельности ФСИН России» запрещается издавать нормативные правовые акты в виде писем и телеграмм.
Следовательно, телеграмма от 18.04.2013 г. заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы Ц. не может быть положена в обоснование решения суда.
Кроме того, судом дана неверная оценка положений должностной инструкции истца. Так п. 37 должностной инструкции, прямо обязывает истца осуществлять контроль за службой караулов. Суд счел эту обязанность эпизодической и не принял во внимание. Однако, ни одним нормативным правовым актом, определяющим право на получение надбавки, не установлено условие постоянного выполнения мероприятий по организации выполнения задач конвоирования, конвоированию подозреваемых, обвиняемых и осужденных, осуществлению контроля несения службы караулами по конвоированию. Указанными нормативными правовыми актами установлено лишь наличие данных обязанностей в должностной инструкции.
Пункт 7 должностной инструкции истца также неверно оценен судом и неправомерно не принят во внимание.
На апелляционную жалобу представителем ГУФСИНа К. поданы возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, заслушав истца Т., его представителя Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица - ФКУ Управления по конвоированию ГУФСИН России по Кемеровской области Б., возражавшую против доводов жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 1, частями 3, 6 и 10 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующего, в том числе отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат. Сотрудникам устанавливается, в том числе дополнительная выплата в виде ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы устанавливается в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы и размеры такой надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий службы и характера выполняемых задач.
Согласно пунктам 2, 3 и 7 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2013 N 95 "О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти" ежемесячная надбавка за особые условия службы устанавливается к должностным окладам сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случае, если условия службы и характер выполняемых ими задач соответствуют особым условиям службы, установленным перечнями, утвержденными настоящим постановлением. Если сотрудник имеет право на получение надбавок по нескольким основаниям в соответствии с перечнями, утвержденными настоящим постановлением, то размер этих надбавок суммируется. Суммарный размер надбавки не может превышать 100 процентов должностного оклада сотрудника. Перечень должностей сотрудников, при замещении которых выплачивается надбавка, и размеры надбавки по этим должностям в установленных пределах определяются директором Федеральной службы исполнения наказаний применительно к функциям и задачам, выполняемым соответствующими подразделениями, в которых проходят службу сотрудники. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 г.
Пунктом 2 Перечня особых условий службы сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и предельных размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы, утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, служба в специальных подразделениях по конвоированию отнесена к особым условиям службы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения к приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 28.03.2013 N 142 "Об учреждении перечня должностей сотрудников уголовно-исполнительной системы, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям" сотрудникам уголовно-исполнительной системы, замещающим в соответствии с утвержденными штатными расписаниями должности в специальных подразделениях уголовно-исполнительной системы по конвоированию, в должностные обязанности по которым входят организация выполнения задач конвоирования, конвоирование подозреваемых, обвиняемых и осужденных, осуществление контроля несения службы караулами по конвоированию выплачивается ежемесячная надбавка в процентах к должностному окладу за особые условия службы в размере 45%.
Телеграммой заместителя директора ФСИН России N исх-08-11756 от 18.04.2013 начальникам территориальных органов ФСИН России разъяснено, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы в размере 45% выплачивается сотрудникам специальных подразделений УИС по конвоированию, в должностные обязанности которых входят организация выполнения задач конвоирования, конвоирование подозреваемых, обвиняемых и осужденных, осуществление контроля несения службы караулами по конвоированию, а именно замещающими должности: начальников подразделений (управлений или самостоятельных отделов) и их заместителей; сотрудников отделов (отделений) по конвоированию; сотрудников отделов (отделений) организации службы, непосредственно осуществляющими контроль несения службы караулами по конвоированию; водителей и специалистов кинологической службы, непосредственно выполняющими службу в составе караулов; оперативных дежурных; сотрудников контрольно-диспетчерских пунктов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с контрактом о службе в уголовно- исполнительной системе от 26.01.2012года, заключенным между Т. и ГУФСИН по КО на пять лет, истец проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности инспектора автомобильной службы в ФКУ Управление по конвоированию ГУФСИН России по КО (л.д. 8).
В соответствии с должностной инструкцией истца, утвержденной начальником ФКУ УК ГУФСИН России по КО от 28.12.2012года в обязанности истца входит проверка технического состояния машин, выпускаемых из парка и допуск к эксплуатации технически исправных машин, проводить инструктаж по соблюдению мер безопасности при эксплуатации, обслуживании и ремонта транспортного средства, проверять наличие путевых листов и правильность их заполнения (л.д. 12-42).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что должность инспектора автомобильной службы не относится к перечню должностей, осуществляющих функцию конвоирования в спецподразделениях УИС по конвоированию.
Судебная коллегия полагает согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно Положению об автомобильной службе Управления по конвоированию ГУФСИН России по Кемеровской области (утв. Приказом ФКУ УК ГУФСИН России по Кемеровской области от 07.02.2011 года № 69) автомобильная служба является структурным подразделением Управления по конвоированию ГУФСИН России по Кемеровской области и отвечает за полное и своевременное автотранспортное обеспечение при рациональном использовании имеющихся финансовых, материальных и других ресурсов (п. 1.1) (л.д. 37-38).
Основными задачами автомобильной службы являются полное, своевременное и бесперебойное обеспечение автотранспортными средствами специальных и общих перевозок, выполняемых Управлением, безаварийная эксплуатация автотранспорта, техническая эксплуатация транспортных средств в строгом соответствии с Наставлением, подержание автотранспорта в технически исправном состоянии, совершенствование материально-технической базы службы, отработка в полном объеме программы служебной, боевой и физической подготовки (л.д.37 оборотная сторона).
Согласно разделу № 3 указанного Положения, автослужба организует и осуществляет эксплуатацию штатных автотранспортных средств, их техническое обслуживание и ремонт, обеспечивает материально-техническую базу и т.д. из чего суд делает выводы, что в обязанности истца входит подготовка сил и средств автомобильной службы для выполнения служебных задач, связанных с материальным обеспечением службы по конвоированию, но ни коем образом обязанности истца не связаны с осуществлением самого конвоирования, тем более его организацию.
В ходе судебного разбирательства было установлено и истцом не оспаривалось, что Т. проходит службу в должности инспектора автомобильной службы, а, следовательно, указанное положение «Об Автомобильной службе» распространяется на него.
При этом, согласно должностной инструкции инспектора автомобильной службы ФКУ УК ГУФСИН России по Кемеровской области Т. от 28.12.2012 года, с которой истец лично ознакомлен 28.12.2012 года (л.д.9-12), истец непосредственно подчиняется начальнику автомобильной службы, обязан проверять техническое состояние машин, выпускаемых из парка и допускать к эксплуатации только технически исправные машины, проводить инструктаж по соблюдению мер безопасности при эксплуатации, обслуживании и ремонте транспортных средств, проверять наличие путевых листов и правильность их заполнения и т.д. (п.п. 12-42).
Согласно Положению об отделе по конвоированию Управления по конвоированию ГУФСИН России по Кемеровской области, утвержденного Приказом от 07.02.201 1 года № 70 (л.д. 39-40) Отдел конвоирования является структурным подразделением Управления по Конвоированию ГУФСИН России по Кемеровской области и отвечает за организацию службы конвоирования спецконтингента по плановому, сквозному, особому и эшелонному конвоированию, как в мирное время, так и в условиях чрезвычайных обстоятельств. Задачами отдела являются организация планового конвоирования, недопущение побегов из-под охраны караулов, обеспечения надежной охраны изоляции и режима содержания спецконтингента при конвоировании (л.д.40).
Согласно телеграмме от 18.04.2013 года по разъяснению порядка применения Приказа № 142 от 28.03.2013 года, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы в размере 45 % выплачивается сотрудникам специальных подразделений УИС по конвоированию, в должностные обязанности которых входят организация выполнения задач конвоирования, конвоирование подозреваемых, обвиняемых и осужденных, осуществление контроля несения службы караулами по конвоированию, а именно замещающим должности начальников подразделений (управлений или самостоятельных отделов) и их заместителей, сотрудников отделов по конвоированию, сотрудников отделов организации службы, непосредственно осуществляющими контроль несения службы караулами по конвоированию, водителей и специалистов кинологической службы, непосредственно выполняющими службу в составе караулов, оперативных дежурных, сотрудников контрольно-диспетческих пунктов (л.д. 19).
Исходя из данных разъяснений, а также Перечня должностей сотрудников уголовно-исполнительной системы, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы, и размеры надбавки по этим должностям (утв. Приказом ФСИН России от 28.03.2013 года № 142), следует, что надбавка в размере 45 % к должностному окладу за особые условия службы выплачивается сотрудникам уголовно-исполнительной системы, замещающим должности в специальных подразделениях УИС по конвоированию.
Анализ должностных обязанностей истца, в совокупности с Положением «Об автомобильной службе», с учетом пояснений самого Т. в судебном заседании обоснованно позволил суду первой инстанции сделать вывод о том, что перечисленные в должностной инструкции истца обязанности относятся к организации своевременно и качественного выполнения автомобильной службой служебных задач. Истец, как инспектор автомобильной службы, в организации служебной деятельности по конвоированию не участвует.
Ссылка истца на пункт 7 его должностной инструкции о том, что истец может осуществлять контроль за соблюдением предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка конвоировании осужденных лиц, как на основание дающее ему право на назначение и получение надбавки, не является основанием к отмене решения суда, поскольку положения данного пункта являются правом истца, а не его прямыми должностными обязанностями.
При этом, пунктом 37 Должностной инструкции Т. было предусмотрено, что истец обязан осуществлять контроль несения службы караулами по конвоированию Управления не реже 2 раза в месяц в начальном пункте несения службы и 1 раз в квартал в пути следования караула (л.д. 1 1), но данная обязанность носила эпизодический характер, что не оспаривал истец в судебном заседании.
Судом было также установлено, что истец Т. был включен в список сотрудников, допущенных для несения службы в должностях дежурного по караулам (л.д.20), который, в силу возложенных на него обязанностей, был обязан при осуществлении контроля за службой караулов по конвоированию обеспечить обязательный опрос осужденных лиц, с целью выявления жалоб к составу караула (п. 17, л.д.21 -22).
Приказом № 524 от 19.08.2013 года ФКУ УК ГУФСИН России по Кемеровской области были внесены изменения и сотрудники не перечисленные в разъяснении о применении Приказа № 142 от 28.03.2013 года исключены из перечня лиц, допущенных к заступлению в качестве «дежурных по караулам», на основании данного Приказа в должностную инструкцию Т. были внесены изменения, исключена обязанность осуществлять контроль несения службы караулами по конвоированию Управления, что подтверждается приказом № 524 от 19.08.2013 года (л.д.ЗО), списком сотрудников, допущенных для несения службы в должностях (л.д.31), актом об отказе Т. от подписи в ознакомлении с должностной инструкцией от 22.08.2013 года (л.д.32), должностной инструкцией инспектора автомобильной службы ФКУ УК ГУФСИН России по Кемеровской области от 22.08.2013 года (л.д.33-36).
Более того, стороны в судебном заседании не оспаривали, что фактически данные обязанности никогда истцом не исполнялись и к прямым обязанностям, как инспектора автомобильной службы не относятся. Данный Пункт должностной инструкции был включен как пункт, характерный для службы в подразделениях конвоирования.
Таким образом, исходя из совокупности установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, оснований для установлении Т. ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 45 % не имеется, поскольку должность инспектора автомобильной службы, в должностные обязанности которого входит подготовка сил и средств к выполнению автомобильной службой служебных задач, не относится к перечню должностей осуществляющих функцию конвоирования в специальных подразделениях УИС по конвоированию, по которым производится назначение и выплата надбавки за особые условия службы.
Доводы жалобы сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и доказательств, подтверждающие эти обстоятельства, и не могут являться основанием к отмене судебного решения.
Судебная коллегия находит, что судом при разрешении спора всем установленным судом обстоятельствам дана оценка в соответствии с требованиями процессуального закона., судом правильно применены нормы материального права, подлежащие применению, поэтому оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 03 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: О.А. Гребенщикова
Судьи: В.П. Третьякова
Е.В. Латушкина