ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1136/19 от 25.03.2019 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 33-1136/2019 Судья Сомова И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 марта 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи -Жиляевой О.И.,

судей -Балацкого Е.В., Володиной Л.В.,

при секретаре -Белановой О.А.,

с участием:

старшего помощника военного прокурора - войсковой части 90935 ВП Черноморского Флота РФ – Прокурор,

представителя ответчика ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» Министерства обороны РФ – ПО

представителя третьего лица Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя – П3л1,

представителя третьего лица Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя – П3Л2,

представителя третьего лица Министерства обороны Российской Федерации – П3л3,

представителя третьего лица ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – П3Л4

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей «Южный берег», Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя, на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 октября 2018 года,

по гражданскому делу по иску военной прокуратуры Черноморского флота в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Севастополя, Ассоциации фермеров и землевладельцев «Севастополь», Ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей «Южный берег», ФГУП «102 ПЭС» Министерства обороны России о запрете деятельности, возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Балацкого Е.В.,

установила:

Военная прокуратура Черноморского флота в защиту интересов неопределенного круга лиц и города федерального значения Севастополя в лице Правительства Севастополя и Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> предъявила иск к ООО «Продторг-Юг», указав, что на основании распоряжения Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РП на пересечении <адрес> и <адрес> организована «Ярмарка «<данные изъяты>», организатором которой определена Ассоциация фермеров и землевладельцев г. Севастополя. Возведение некапитального сооружения – 40 торговых объектов с единым навесом осуществлено ООО «<данные изъяты>». Проведенной проверкой установлено, что при размещении ярмарки нарушены требования электрической безопасности, установленные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. Комплекс размещен в непосредственной близости к электрической подстанции с рабочим напряжением 10000 вольт, в охранной зоне ее кабельных линий, принадлежащих ФГУП «102 ПЭС», ООО «Севастопольэнерго» и СТ «<данные изъяты>». Осуществление деятельности в месте массового скопления людей с учетом выявленных нарушений создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся на территории ярмарки, может привести к авариям и несчастным случаям, массовому поражению людей электрическим током, отключению потребителей жилого микрорайона <адрес>, потребителей Министерства обороны РФ и подрыву обороноспособности государства. Кроме того, фактически торговый объект является розничным рынком, однако его организация противоречит градостроительным требованиям, расположен на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, которые отведены Черноморскому флоту РФ. С учреждениями Министерства обороны РФ размещение объекта не согласовывалось. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил:

Обязать ООО «<данные изъяты>» освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес>, путем демонтажа объединенного общим навесом комплекса одноэтажных строений (торговых боксов), а также сооружений, привести указанный земельный участок в первоначальное состояние.

В ходе судебного разбирательства истец изменил свои требования, направленные на защиту интересов неопределенного круга лиц, предъявил их другим ответчикам - Правительству Севастополя, Ассоциации фермеров и землевладельцев «Севастополь», Ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей «Южный берег», ФГУП «102 ПЭС» Министерства обороны России (т.1 л.д. 123-129).

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ бригадой электротехнической лаборатории ФГУП «102 ПЭС» была проведена трассировка кабельных линий, было установлено, что по территории организованной ярмарочной площадки под торговыми боксами на глубине 0,8 м проходят подземные кабельные линии напряжением 10 кВ. Торговые павильоны размещены в охранной зоне электрических сетей, без письменного согласования предприятий (организаций), в ведении которых находятся электрические сети. ФГУП «102 ПЭС», являющееся собственником кабельных линий, каких-либо мер по установлению и согласованию в предусмотренном законом порядке охранной зоны не приняло. Несмотря на это Правительство Севастополя, Ассоциация фермеров и землевладельцев «Севастополь», Ассоциация сельскохозяйственных товаропроизводителей «Южный берег» не вправе были организовывать ярмарку в <адрес> в непосредственной близости от электрических сетей, в пределах охранных зон линий электропередач. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил:

1. Обязать Правительство Севастополя, Ассоциацию фермеров и землевладельцев «Севастополь», Ассоциацию сельскохозяйственных товаропроизводителей «Южный берег» запретить деятельность по организации и проведению специализированной ярмарки «<данные изъяты>» в городе Севастополе на пересечении <адрес> и <адрес> до согласования границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и внесения официальных сведений в документы государственного кадастрового учета о границах соответствующей охранной зоны.

2. Обязать ФГУП «102 ПЭС» Министерства обороны России принять меры по установлению (определению) и согласованию границ охранной зоны электрических сетей в городе Севастополе на пересечении <адрес> и <адрес>.

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 октября 2018 года исковые требования военной прокуратуры Черноморского флота в защиту интересов неопределенного круга лиц к Ассоциации фермеров и землевладельцев «Севастополь», Ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей «Южный берег», ФГУП «102 ПЭС» Министерства обороны России удовлетворены, судом постановлено:

Запретить деятельность Ассоциации фермеров и землевладельцев «Севастополь», Ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей «Южный берег» по организацию и проведению специализированной ярмарки «<данные изъяты>», расположенной на пересечении <адрес> и <адрес>, до устранения нарушений требований законодательства к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики.

Обязать ФГУП «102 ПЭС» Министерства обороны России принять меры по установлению границ охранной зоны электрических сетей в городе Севастополе на пересечении <адрес> и <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Ассоциации фермеров и землевладельцев «Севастополь», Ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей «Южный берег», ФГУП «102 ПЭС» Министерства обороны России в доход бюджета <адрес> государственную пошлину в сумме по 2 000 рублей с каждого из ответчиков.

В удовлетворении требований военной прокуратуры Черноморского флота к Правительству Севастополя отказать.

Не согласившись с указанным решением, АСТ «Южный берег», Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя, подали апелляционные жалобы, в которых просят решение отменить.

В обоснование своей жалобы АСТ «Южный берег» ссылается на то, что судом первой инстанции не было установлено фактов нарушения законодательства об обеспечении безопасности в сфере электроэнергетики, а именно в связи с отсутствием кадастровых паспортов на линейные объекты электроэнергетики ФГУП «102 ПЭС», что послужило основанием для вынесения решения. Однако, устранить указанные нарушения, как указал суд в своем решении, не представляется возможным, поскольку право собственности на сети ФГУП «102 ПЭС» не зарегистрировано, установить точное расположение сетей с привязкой к системе координат невозможно. Также апеллянт ссылается на то, что судом не установлена подлинность предоставленных истцом доказательств о трассировке сетей и их балансовая принадлежность к той или иной организации, их активность и работоспособность. Кроме того, указывает на то, что о судебном заседании АСТ «Южный берег» не была извещена, в связи с чем был нарушен принцип состязательности сторон.

Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя в своей апелляционной жалобе указывает на то, что специализированная ярмарка «<данные изъяты>» была организована на основании решения, действия органов государственной власти за подписью должностного лица. В связи с чем, апеллянт полагает, что рассмотрение дела не должно было осуществляться в рамках гражданского производства. Апеллянт ссылается на то, что судом достоверно не было установлено точное количество подземных кабельных линий электрических сетей, как и их активность и опасность для неопределенного круга лиц. Документы, представленные ФГУП «102 ПЭС», вызывают сомнения, поскольку указанное лицо является заинтересованным, преследует с истцом одну цель. Кроме того, апеллянт указывает, что в ходе судебного разбирательства не было установлено наличие у сотрудников ФГУП «102 ПЭС» допусков саморегулируемой организацией на выполнение каких-либо работ, в том числе для выполнения трассирования линейных объектов, исправность оборудования, которое использовалось при трассировании также не была установлена. Апеллянт обращает внимание, что судом необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайств об истребовании соответствующих документов, необходимых для установления правомочностей проведения трассирования у ФГУП «102 ПЭС», а также о проведении электротехнической и экологической экспертизы электромагнитного излучения, результаты которой могли повлиять на итоги рассмотрения настоящего дела. Также считает отказ в удовлетворении ходатайства о проведении повторной трассировки незаконным и необоснованным. Поскольку не было удовлетворено ни одного ходатайства ответчика, судье был заявлен отвод, в котором также было отказано. В ходе рассмотрения дела не была установлена работоспособность подземных кабельных линий электропередач, которые якобы находятся под территорией ярмарки, а также того, что над территорией ярмарки проходят какие-либо воздушные линии электропередач. Кроме того, апеллянт указывает, что ответчик по делу АСТ «Южный берег», а также ООО «<данные изъяты>» не были извещены надлежащим образом о заседаниях, назначенных на 15 и ДД.ММ.ГГГГ, что нарушило их право на законное и справедливое рассмотрение дела, решение по которому затрагивает их права.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца просит в удовлетворении жалоб отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представитель Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя П3л1 и представитель Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя П3Л2 в судебном заседании суда апелляционной инстанции апелляционные жалобы поддержали, просили удовлетворить по изложенным в них доводам.

Старший помощник военного прокурора Прокурор, представитель Министерства обороны Российской Федерации П3л3, представитель ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России ДД.ММ.ГГГГ представитель ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» Минобороны России ПО против удовлетворения апелляционных жалоб возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, объяснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив указанные доводы, доводы возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании суда первой инстанции распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РП «Об организации специализированной ярмарки «<данные изъяты>» в <адрес>» постановлено организовать и провести специализированную ярмарку «<данные изъяты>» в городе Севастополе с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ежедневно на ярмарочной площадке, расположенной по адресу: на пересечении <адрес> и улицы Лиговская. Организатором специализированной ярмарки определена Ассоциация фермеров и земледельцев «Севастополь».

ДД.ММ.ГГГГ между Ассоциацией фермеров и земледельцев «Севастополь» и ООО «<данные изъяты>» заключено соглашение, согласно которому последнее обязалось осуществить выполнение работ и оказание услуг по обустройству ярмарочной площадки ярмарки «<данные изъяты>» на пересечении <адрес> и <адрес>, а также содействие в организации ярмарки, обслуживание инженерных сетей и т.п.

Распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РП «Об организации специализированной ярмарки «Сельскохозяйственная» в <адрес>» постановлено организовать и провести специализированную ярмарку «<данные изъяты>» в городе Севастополе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежедневно на ярмарочной площадке, расположенной по адресу: на пересечении <адрес> и <адрес> сельскохозяйственных товаропроизводителей «Южный берег».

На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Ассоциация сельскохозяйственных товаропроизводителей «Южный берег» передала Ассоциации фермеров и земледельцев «Севастополь» обязанности по обслуживанию и контролю за проведением ярмарки «<данные изъяты>», проводимой в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РП на площадке по адресу: <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес>, в том числе выдачу и учет разрешений на участие в ярмарке.

Соглашение заключено на период проведения ярмарки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2.1).

Согласно пунктам 3.11, 3.1.2 Ассоциация фермеров и земледельцев «Севастополь» приняла на себя обязательства осуществлять функции и работы по проведению ярмарочной торговли и предоставление услуг на указанной площадке; организовать деятельность субъектов хозяйствования по реализации товаров и услуг в соответствии с порядком организации и проведения ярмарки.

Распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РП в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-РП внесены изменения: дата – ДД.ММ.ГГГГ заменена на дату – ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением между Ассоциацией сельскохозяйственных товаропроизводителей «Южный берег» и Ассоциацией фермеров и земледельцев «Севастополь» от ДД.ММ.ГГГГ изменен пункт 2.1 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, установлен период действия соглашения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> осуществлено обустройство ярмарочной площадки ярмарки «<данные изъяты>», а впоследствии ярмарки «<данные изъяты>», установлены и смонтированы 40 нестационарных торговых павильонов, объединенных в один комплекс с единым навесом, в которых осуществляется торговая деятельность участниками ярмарки.

Также установлено, что под территорией указанной ярмарочной площадки ярмарки проходит значительное количество поземных кабельных линий электрических сетей (около 20 штук) напряжением 6 кВ (6 000 Вольт) и 10 кВ (10 000 Вольт), владельцами которых являются ФГУП «102 ПЭС» Министерства обороны РФ, ООО «Севастопольэнерго», что подтверждается следующими доказательствами:

-комиссионным актом осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного с участием представителя ФГУП «102 ПЭС» Министерства обороны РФ;

-письмом главного инженера ФГУП «102 ПЭС» Министерства обороны РФ;

-постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «<данные изъяты>» по статье 9.8 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ;

-схемой размещения кабельных линий;

-письмом ФГУП «102 ПЭС» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по территории ярмарочной площадки под торговыми боксами на глубине 0,8 м проходят кабельные линии напряжением 10 кВ (по левой стороне от входа ярмарочной площадки под боксами № и по диагонали ярмарочной площадки слева направо через боксы 1,2,3, зону прохода между боксами 39, 40;

-актом трассировки кабельных линий 10кВ П/С 16 – ТП 923, П/С 16 – ТП 1188, П/С 16 – ТП 248 от ДД.ММ.ГГГГ со схемой их размещения;

-паспортами кабельных линий напряжением 1-кВ;

-актом проверки исполнения законодательства в сфере электроэнергетики от ДД.ММ.ГГГГ, составленным представителями прокуратуры, ФГУП «102 ПЭС» Министерства обороны РФ, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе»;

-справкой начальника отдела по надзору в сфере электроэнергетики и безопасности гидротехнических сооружений Управления по промышленной безопасности, электроэнергетике и безопасности гидротехнических сооружений города Севастополя (Севтехнадзора) ФИО и его показаниями в судебном заседании;

-справкой о санитарно-эпидемиологическом и санитарно-техническом состоянии торговых павильонов ярмарки «<данные изъяты>» (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ, составленной инженером филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе», согласно которой торговые павильоны размещены на электрокабеле высокого напряжения, что является нарушением п. 2.2 ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-90 «Электробезопасность»;

-справкой ООО «Севастопольэнерго» о наличии на балансе у общества кабельной линии электропередач КЛ-10 кВ и перепиской ООО «Севастопольэнерго» о нарушении охранной зоны линий электропередач при размещении ярмарки «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>;

-письмом ФГУП «102 ПЭС» Министерства обороны РФ руководителям Ассоциации фермеров и земледельцев «Севастополь», ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ и письмами на имя начальника Управления городского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ и заместителя Губернатора города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ;

-ответом Севтехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Правового управления Правительства Севастополя, согласно которому ярмарочная площадка расположена непосредственно над высоковольтными 6 (10) кВ подземными кабельными линиями электропередач в количестве около 20 шт., проложенных в земле на глубине менее 1 метра и расстоянии в просвете между КЛ около 2 метров, при этом кабельные трассы направлены по отношению к границам ярмарочной площадки по диагонали в противоположные стороны, охранная зона КЛ распространяется на большую часть ярмарочной площадки в различных направлениях.

Оценив вышеуказанные доказательства, а также положения Федерального закона от 26 марта 2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 об утверждении Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон пришел к обоснованному выводу о том, что деятельность Ассоциации фермеров и землевладельцев «Севастополь», Ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей «Южный берег» по организацию и проведению специализированной ярмарки «<данные изъяты>», расположенной на пересечении <адрес> и <адрес>, до устранения нарушений требований законодательства к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики подлежит запрету. Указанный вывод полностью соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статье 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Таким образом, осуществление торговой деятельности на ярмарке «<данные изъяты>», т.е. в месте массового скопления людей с учетом выявленных нарушений создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся на территории ярмарки, может привести к авариям и несчастным случаям, а также препятствует сетевым организациям, во владении которых находятся кабельные линии электропередач, расположенные под территорией ярмарки, в осуществлении технического обслуживания этих линий, своевременному и быстрому устранению аварийных ситуаций, что в свою очередь, может привести к прекращению поставки электроэнергии потребителям, в том числе жителям <адрес>.

При таких обстоятельствах, решение суда отмене не подлежит.

Доводы жалобы о том, что распоряжение Правительство Севастополя должно было быть обжаловано по нормам Кодекса административного судопроизводства является несостоятельным, поскольку требования прокурора носили гражданско-правовой характер.

Все заявленные ходатайства были разрешены в ходе судебного разбирательства в соответствии с требованиями ГПК РФ, по ним приняты мотивированные определения.

О времени и месте судебного разбирательства Ассоциация сельскохозяйственных товаропроизводителей «Южный берег» извещалась по своему юридическому адресу путем направления почтовой корреспонденции, а также путем телефонного звонка руководителю организации сотрудником прокуратуры.

руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей «Южный берег», Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий О.И. Жиляева

Судьи Л.В. Володина

Е.В. Балацкий