Судья И.А. Сычев дело № 33-1137/2015
учет № 52
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 января 2015 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.А. Саитгараевой,
судей Р.А. Набиева и Э.И. Садыковой
при секретаре судебного заседания Л.М. Назмутдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.И. Садыковой гражданское дело по апелляционной жалобе Д.В. Халдеева на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 10 ноября 2014 года, которым в иске Халдеева Д.В. к УФСИН России по Республике Татарстан об оспаривании решения об отказе в направлении документов для постановки на учет за получением единовременной выплаты на приобретение жилья отказано.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения Д.В. Халдеева в поддержку апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика ФИО, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Д.В. Халдеев обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) России по Республике Татарстан об оспаривании решения об отказе в направлении документов для постановки на учет за получением единовременной выплаты на приобретение жилья.
В обоснование иска указал, что с сентября 1995 года он работал в <данные изъяты>, в 2000 году перевелся в <данные изъяты>, впоследствии преобразованное в УФСИН России, откуда 17 сентября 2013 года вышел на пенсию по выслуге лет.
Утверждает, что в течение 2013 года он устно обращался к ответчику с целью подачи документов на получение субсидии, однако документы не были приняты по причине отсутствия утвержденного регламента принятия документов.
17 сентября 2013 года истец вышел на пенсию по выслуге лет по причине ухудшения здоровья.
27 февраля 2014 года Халдеев Д.В. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Татарстан с заявлением о принятии документов на получение единовременной выплаты на приобретение жилья. Однако, 19 марта 2014 года принято решение об отказе ему в направлении документации для получения единовременной выплаты по тому мотиву, что на момент подачи документов истец не являлся действующим сотрудником УФСИН России по Республике Татарстан и не состоял в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указывая на необоснованность решения ответчика, истец просил суд отменить решение территориальной подкомиссии УФСИН России по Республике Татарстан от 19 марта 2014 года об отказе в направлении его документов в комиссию ФСИН России на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья как незаконное и возложить обязанность на территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Татарстан и комиссию ФСИН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
В судебном заседании истец иск поддержал; представитель ответчика иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истец, приводя доводы иска, ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом указывает на наличие правовых оснований для удовлетворения его иска в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец поддержал апелляционную жалобу по приведенным в ней доводам, просил решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал и просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Такие нарушения допущены судом при разрешении данного спора.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата). Порядок исчисления общей продолжительности службы в учреждениях и органах для предоставления единовременной социальной выплаты и периоды службы, подлежащие включению в общую продолжительность службы в учреждениях и органах, определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления единовременной социальной выплаты регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от 29 августа 2013 года N .... утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судом установлено, что истец является пенсионером ФСИН России, уволен 17 сентября 2013 года, в календарном исчислении ему установлена выслуга 18 лет 16 дней, в льготном исчислении 24 года 5 месяцев 28 дней.
В 2007 году истец вступил в брак и в 2008 году в связи с рождением ребенка стал нуждаться в улучшении жилищных условий, однако законодательные акты, регулирующие социальные выплаты сотрудникам системы исполнения наказаний отсутствовали.
30 декабря 2012 года был принят ФЗ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым сотрудникам УФСИН предоставлялось право обращаться за получением выплат на приобретение или строительство жилья.
В течение 2013 года, в период службы, истец устно обращался к ответчику с целью подачи документов на получение субсидии, однако документы не были приняты по причине отсутствия утвержденного регламента принятия документов.
В ноябре 2013 года ему сообщили о начале приёма документов на предоставление выплаты.
27 февраля 2014 года истец обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Татарстан с заявлением о принятии документов на получение единовременной выплаты на приобретение жилья.
19 марта 2014 года территориальной подкомиссией по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по РТ единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья были рассмотрены представленные истцом документы и отказано в удовлетворении его заявления по мотиву, что на момент подачи документов истец не являлся действующим сотрудником и ранее не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Отказывая в удовлетворения исковых требований Д.В. Халдеева, первая инстанция исходила из того, что отсутствовали основания для принятия заявления Д.В. Халдеева для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по вышеуказанному мотиву.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда.
Как следует из материалов дела, в течение 2013 года истец устно обращался к ответчику с целью подачи документов на получение субсидии, однако документы не были приняты по причине отсутствия утвержденного регламента принятия документов. Данное обстоятельство, высказанное им и в суде первой инстанции, подтверждено в суде апелляционной инстанции, в частности, представленной копией журнала ответчика №.... учета личного приема граждан, в которой содержится запись под номером .... от 12 августа 2013 года о приеме представителем ответчика Д.В. Халдеева по вопросу постановки его на учет для выплаты субсидии на приобретение жилья. Однако, ему было отказано в принятии документов со ссылкой на отсутствие утвержденного регламента принятия документов Данное обстоятельство представитель ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции подтвердил.
Однако отсутствие механизма исполнения положений закона не может являться основанием к отказу в предоставлении льгот, установленных действующим законодательством.
Принимая во внимание необоснованный отказ ответчика 12 августа 2013 года в принятии соответствующих документов Д.В. Халдеева для постановки его на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилья и учитывая, что он имел стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении и вышел на пенсию по выслуге лет 17 сентября 2013 года, то есть Д.В. Халдеев на момент обращения за соответствующей выплатой являлся действующим сотрудником системы органов исполнения и имел право на указанную выплату в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, судебная коллегия признает решение подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 199, 328, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 10 ноября 2014 года по данному делу отменить, принять новое решение, которым иск Д.В. Халдеева удовлетворить.
Признать незаконным решение Территориальной подкомиссии УФСИН России по Республике Татарстан, протокол № .... от 19.03.2013 года, об отказе в направлении документов ФИО1 в Комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты.
Обязать Территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Татарстан и Комиссию ФСИН России поставить ФИО1 на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в установленном законом размере.
Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи