ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1139 от 23.04.2014 Мурманского областного суда (Мурманская область)

      судья Ивашко Г.В.

  № 33-1139

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     г. Мурманск

  23 апреля 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

     председательствующего

  Синицы А.П.

   судей

  ФИО1

    ФИО2

   при секретаре

  ФИО3

 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению главы муниципального образования ЗАТО гор. Заозерск ФИО4 об оспаривании решения Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск Мурманской области от _ _ .2013 № *,

 по апелляционной жалобе ФИО5 на решение Кольского районного суда Мурманской области (постоянное судебное присутствие в ЗАТО гор. Заозерске) от 17 февраля 2014 года,   по которому постановлено:

 «Заявление главы муниципального образования ЗАТО гор. Заозерск ФИО4 об оспаривании решения Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск № * от _ _ .2013 признать обоснованным.

 Признать в полном объеме незаконным решение Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск от _ _ .2013 № * « Об отзыве полномочий заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО города Заозерска четвертого созыва от депутата ФИО6».

 Заслушав доклад судьи Синицы А.П., объяснения ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,

 установила:

 Глава муниципального образования ЗАТО гор. Заозерск ФИО4 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Совета депутатов ЗАТО г. Заозерска Мурманской области.

 В обоснование заявления указал, что _ _  2013 года на внеочередном заседании Совета депутатов ЗАТО г. Заозерска Мурманской области было принято решение № * о проведении _ _  2013 года внеочередного заседания Совета депутатов по вопросу избрания заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск.

 _ _  2013 года Советом депутатов принято решение № * «Об отзыве полномочий заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск четвертого созыва от депутата ФИО6». Решение опубликовано в газете « ...» _ _  2013 года.

 Решение № * от _ _  2013 года о созыве _ _  2013 года внеочередного заседания Совета депутатов отменено по протесту прокурора.

 Вместе с тем, депутат ФИО5 на основании решения Совета депутатов № * от _ _  2013 года созывает заседания Совета депутатов, подписывает от имени Совета решения и иные документы, пытается решать кадровые вопросы.

 Полагал, что указанное решение принято с нарушением норм действующего законодательства, нарушает его права и создает препятствия к осуществлению права главы муниципального образования на созыв внеочередного заседания Совета депутатов.

 Просил признать решение Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск № * от _ _  2013 года в части отзыва полномочий заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО г.Заозерск четвертого созыва от депутата ФИО6 незаконным.

 В ходе рассмотрения дела заявитель требования уточнил, просил признать оспариваемое решение Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск № * от _ _  2013 незаконным в полном объеме и обратить решение суда к немедленному исполнению.

 В судебном заседании заявитель - глава муниципального образования ЗАТО ФИО7 заявление поддержал.

 Представитель заинтересованного лица - Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск по доверенности ФИО6 не оспаривал доводы заявления, считал решение Совета депутатов № * от _ _  2013 года незаконным.

 Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО5 с заявлением не согласился.

 Судом принято приведенное выше решение.

 В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ФИО5, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить.

 Находит ошибочным вывод суда о том, что решение Совета депутатов № * от _ _  2013 года, подписано неуполномоченным лицом.

 Приводит довод о том, что Уставом ЗАТО г.Заозерска не предусмотрен порядок подписания и обнародования решений Совета депутатов при отсутствии одновременно как главы муниципального образования, так и заместителя председателя Совета депутатов.

 Указывает, что поскольку на момент принятия оспариваемого решения, ФИО4 был удален в отставку, а исполняющий полномочия заместителя председателя Совета депутатов ФИО6 отказался принять участие в заседании, в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Регламента Совета депутатов ЗАТО г Заозерска, депутаты возложили полномочия по ведению заседания, подписания протокола и принятых на заседаниях решений на старшего по возрасту депутата, применяя, таким образом, аналогию права ввиду наличия пробела в нормативном акте.

 Полагает, что в действиях Совета депутатов отсутствует противоречие нормам Устава и Регламента.

 Указывает, что, оспариваемое решение права и свободы гражданина ФИО4 не нарушает, какая-либо обязанность на него не возлагается.

 Находит ошибочной ссылку суда на статью 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку решением Совета депутатов от _ _  2013 года № * ФИО4 был удален в отставку, его полномочия прекращены досрочно, а на момент принятия решения судом первой инстанции о приостановлении действия вышеуказанного решения Совета депутатов, оно отменено не было.

 В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились глава муниципального образования ЗАТО гор. Заозерск ФИО4, представитель Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

 Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статьей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

 В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.

 В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной ФЗ РФ от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ, основные полномочия и компетенция органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.

 Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 В соответствии со статьей 78 ФЗ № 131 от 06 октября 2003 года решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

 В силу положений статей 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворение требований заявителя об оспаривании им решения, действия (бездействия) в порядке главы 25 ГПК РФ возможно, если доказано, что данное решение, действие (бездействие) противоречит действующему законодательству и нарушает права и свободы заявителя, либо создает препятствия к их осуществлению, незаконно возлагает на гражданина какие-либо обязанности.

 Исходя из смысла статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, данных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления» при рассмотрении дела в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

 Судом установлено, что решением Заозерской территориальной избирательной комиссии от _ _  2010 года № * ФИО4 признан избранным на должность главы муниципального образования ЗАТО г. Заозерск Мурманской области.

 Решением Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск от _ _  2013 года № * глава муниципального образования ЗАТО г. Заозерск Мурманской области ФИО4 удален в отставку, его полномочия досрочно прекращены по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 Названным решением исполнение полномочий заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск на безвозмездной основе возложено на депутата ФИО6 в соответствии с распоряжением главы муниципального образования ФИО4 от _ _  2013 года № *.

 Определением Первомайского районного суда гор. Мурманска от 30 декабря 2013 года действие решения Совета депутатов № * от _ _  2013 года приостановлено.

 _ _  2013 года Советом депутатов ЗАТО г. Заозерск на внеочередном заседании принято решение № * (из пяти пунктов) «Об отзыве полномочий заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск от депутата ФИО6»

 Исполнение полномочий заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск от депутата ФИО6 было отозвано и на безвозмездной основе возложено на депутата ФИО5 Кроме того, на депутата ФИО5 было возложено временное исполнение полномочий главы муниципального образования ЗАТО г. Заозерск.

 Данное решение подписано депутатом Г. Е.Б.

 Удовлетворяя требования ФИО4 в части признания незаконным решения Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск от _ _  2013 года № *, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемое решение принято с существенным нарушением установленного порядка, подписано неполномочным лицом и нарушает права заявителя ФИО4 как главы муниципального образования и председателя Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск на реализацию своих полномочий по организации деятельности Совета депутатов.

 С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

 Согласно части 1 статьи 34 ФЗ РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 В силу частей 4, 5 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах своих полномочий представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

 Согласно статьям 28, 32.1, 36 Устава ЗАТО г.Заозерск глава муниципального образования входит в состав Совета депутатов с правом решающего голоса, исполняя полномочия председателя Совета депутатов и возглавляя Совет депутатов; в период его временного отсутствия полномочия главы муниципального образования осуществляет заместитель председателя Совета депутатов, входящий в структуру Совета депутатов, избираемый Советом депутатов из своего состава и действующий на постоянной основе.

 В случае досрочного прекращения полномочий заместителя председателя Совета избрание нового заместителя председателя Совета депутатов проводится в соответствии с Уставом.

 Таким образом, Устав ЗАТО г. Заозерск предусматривает обязательное наличие в структуре Совета депутатов должности заместителя председателя Совета депутатов на постоянной основе, избранного в установленном порядке и являющимся, согласно Уставу, единственным лицом, в правомочия которого входит исполнение обязанности главы муниципального образования в период отсутствия последнего.

 Вместе с тем, из материалов дела следует, и сторонами по делу не оспаривается, что в настоящее время заместитель председателя Совета депутатов, входящий в структуру Совета депутатов, избираемый Советом депутатов из своего состава и действующий на постоянной основе не избран, что подтверждается исследованными судом письменными доказательствам: решением Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск № * от _ _  2010 года по результатам тайного голосования заместителем председателя Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск был избран депутат Ш. В.В. (л.д.97), распоряжением о вступлении в должность № * от _ _  2010 года (л.д.98), распоряжением № * от _ _  2013 года о досрочном сложении полномочий (отставке) Ш. В.А., принятой на основании заявления последнего и решения Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск № * от _ _  2013 года (л.д.99).

 Согласно статьям 46, 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подготовка и вступление в силу муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексам Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 15 статьи 31 Устава ЗАТО г. Заозерск принятые Советом депутатов решения подписываются и обнародуются главой муниципального образования, а в его отсутствие - заместителем председателя Совета депутатов в течение 5 календарных дней со дня принятия. Решения Совета депутатов вступают в силу, как правило, со дня их подписания (пункт 16 Устава).

 Руководствуясь указанными выше нормами ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положениями Устава муниципального образования ЗАТО г. Заозерск, принимая во внимание, что по решению Совета депутатов от _ _  2013 года № * глава муниципального образования был удален в отставку, а в структуре Совета депутатов отсутствовал заместитель председателя Совета депутатов на постоянной основе, избранный в соответствии с Уставом ЗАТО г.Заозерск из числа депутатов тайным голосованием, суд пришел к правильному выводу, что решение от _ _  2013 года № * подписано неправомочным лицом и не вступило законную силу.

 Статьей 46 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ установлен порядок подготовки муниципальных правовых актов: проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

 Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

 Частью 10 статьи 8 Устава ЗАТО г.Заозерск установлено, что порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

 Из пояснений в судебном заседании первой инстанции заинтересованного лица ФИО8 следует, что проект решения от _ _  2013 года № * был подготовлен им период с _ _  по _ _  2013 года и представлен непосредственно на внеочередное заседание Совета депутатов.

 Проанализировав положения статей 51-58 Регламента Совета депутатов ЗАТО г.Заозерск, определяющих порядок внесения проектов правовых актов на рассмотрение Совета, оценив объяснения сторон, которые в силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются доказательствами по делу, исследовав протокол заседания Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск от _ _  2013 года, протоколы заседания постоянных комиссий от _ _  2013 года, из которых следует, что проект решения от _ _  2013 года № * для рассмотрения в комиссии не направлялся, на заседаниях в постоянных комиссиях не рассматривался, заключения по проекту решения постоянными комиссиями не подготавливались, - суд пришел к правильному выводу, что проект принятого Советом депутатов ЗАТО г. Заозерск решения № * от _ _  2013 года «Об отзыве полномочий заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск от депутата ФИО6» был внесен на рассмотрение Совета депутатов с существенными нарушения порядка, определенного Уставом ЗАТО г. Заозерск и Регламентом Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск.

 Верным является и суждение суда о том, что оспариваемое решение принято Советом депутатов ЗАТО г. Заозерск с превышением своих полномочий, поскольку ни законодательством, ни Уставом ЗАТО гор. Заозерск к полномочиям Совета депутатов ЗАТО г. Заозерска не отнесены вопросы временного возложения на кого - либо обязанностей главы муниципального образования или заместителя председателя Совета депутатов.

 Как правильно отметил в решении суд, в силу положений статей 27, 28 32.1 Устава ЗАТО г. Заозерск в части организации своей деятельности в компетенцию Совета депутатов входит, лишь избрание из своего состава заместителя председателя Совета депутатов на постоянной основе, который с учетом требований части 7 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования временно исполняет полномочия главы муниципального образования.

 Суд первой инстанции проверил процедуру проведения 67-го внеочередного заседания Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск _ _  2013 года.

 В соответствии с частью 1.1 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется Уставом муниципального образования.

 Как видно из положений Устава ЗАТО г. Заозерск, как очередные, так и внеочередные заседания Совета депутатов созываются главой муниципального образования или заместителем председателя Совета депутатов по его поручению.

 Порядок созыва и проведения внеочередных заседаний Совета депутатов определяется Регламентом (статья 30 Устава).

 Согласно статье 11 Регламента Совета депутатов ЗАТО город Заозерск принятого Решением Совета депутатов ЗАТО город Заозерск от 21 июня 2010 года № 06-2599 заседания Совета депутатов созываются главой муниципального образования, а в его отсутствие - заместителем председателя Совета депутатов с предварительным доведением до сведения депутатов, лиц, приглашенных на заседание, населения города сведений о времени и месте их проведения, проекта повестки дня.

 Из протоколов заседаний от _ _  2013 года постоянных комиссий по нормативной правовой работе, по социальной политике и защите прав граждан и финансово-экономической и хозяйственной деятельности следует, что вопрос о созыве внеочередного заседания и проект оспариваемого решения на заседаниях комиссий не обсуждались.

 Согласно протоколу 67-го внеочередного заседания Совета депутатов на заседании _ _  2013 года отсутствовали депутаты ФИО6, Ф. Т.П. и Х. О.А., которые находились на комиссии по социальной политике.

 Установив изложенное, проанализировав вышеизложенные правовые нормы в их системной взаимосвязи, оценив представленные сторонами доказательства, правильно распределив бремя доказывания в соответствии со статьей 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу, что внеочередное заседание Совета депутатов _ _  2013 года было проведено с нарушением закона, не были соблюдены положения Регламента при его созыве, были нарушены сроки и порядок уведомления депутатов.

 Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение права и свободы ФИО4 не нарушает, какая-либо обязанность на него не возлагается, судебная коллегия находит несостоятельным.

 Из материалов дела следует, что на основании оспариваемого решения Совета депутатов от _ _  2013 года ФИО5 продолжает исполнять обязанности заместителя председателя Совета депутатов, проводить заседания Совета депутатов, подписывает решения Совета депутатов, организует направление незаконно принятых и подписанных решений для публикации в газете «...», что подтверждается исследованными судом первой инстанции в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации протоколом 70-го очередного заседания Совета депутатов от _ _  2014 года и распоряжением ФИО4 от _ _  2014 года № * «О переносе очередного заседания Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск» в связи с неопубликованием в газете ...» повестки очередного заседания, и решениями Совета депутатов от _ _  2014 года №№ *, * и *, подписанными ФИО5 _ _  2014 года и опубликованными в газете «...».

 Поскольку согласно содержания протокола 70-го очередного заседания Совета депутатов и распоряжения главы муниципального образования от _ _  2014 года № ..., _ _  2014 года глава муниципального образования не отсутствовал, суд правомерно отметил, что в соответствии с Уставом ЗАТО г. Заозерск и Регламентом Совета депутатов проводить заседания Совета депутатов и подписывать решения Совета депутатов был не вправе, даже законно избранный заместитель председателя Совета депутатов, поэтому обосновано указал, что оспариваемое решение нарушает права ФИО4 как главы муниципального образования и председателя Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск на реализацию своих полномочий по организации деятельности Совета депутатов.

 Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

 Остальные доводы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Эти доводы направлены на переоценку обстоятельств дела и выводов суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и являются ошибочными.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,

 определила:

 решение Кольского районного суда Мурманской области (постоянное судебное присутствие в ЗАТО гор. Заозерске) от 17 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО5 - без удовлетворения.

 председательствующий:

 судьи: