ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1140/19 от 15.05.2019 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Мишурова Е.М. Дело № 33-1140/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 мая 2019 года город Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе: председательствующего судьи Миллер М.В.,

судей Рогожиной Е.В., Чайки М.В.,

при секретаре Бондаренко Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Миллер М.В. апелляционную жалобу Веременко Константина Васильевича на решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 5 февраля 2019 года по иску Веременко Константина Васильевича к Управлению министерства внутренних дел России по Ивановской области о признании незаконным отказа в выплате пособия на погребение и о понуждении выплатить пособие на погребение,

УСТАНОВИЛА:

Истец Веременко К.В. обратился в суд с иском к ответчику УМВД России по Ивановской области о признании незаконным отказа в выплате пособия на погребение пенсионера МВД РФ ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, о понуждении УМВД РФ по Ивановской области выплатить Веременко К.В. пособие на погребение пенсионера МВД РФ ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в размере трехмесячной пенсии, получаемой данным пенсионером ко дню смерти.

Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 05.02.2019 г. в удовлетворении исковых требований Веременко К.В. отказано.

Веременко К.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда от 05.02.2019 г., принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы заявитель указывает, что суд отказал в удовлетворении иска на том основании, что ФИО2 являлся гражданином Кыргызской республики и, возможно, там получал пенсию по линии МВД. Однако, данных обстоятельств по делу установлено не было. Ответчик не оспаривал факт смерти пенсионера МВД РФ ФИО10 – гражданина РФ. Похороны Веременко В.Т. производились за счет истца. Единственным основанием для отказа в выплате пособия на погребение являлось отсутствие справки о смерти формы № 33 и свидетельства о смерти, выданного компетентными органами РФ. Справка о смерти является лишь документом, подтверждающим наступлением обстоятельства (смерти), являющегося основанием для выплаты пособия. При этом закон не содержит запрета на подтверждение данного обстоятельства иным способом.

В соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Комитет Ивановской области ЗАГС, извещенного дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке главы 10 ГПК РФ, и просившего рассмотреть дело без его участия.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы суда первой инстанции о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Выслушав истца Веременко К.В., его представителя Фогель Н.В. (действующую на основании ходатайства истца о ее допуске к участию в судебном заседании, а также ордера адвоката от 15.05.2019), поддержавших исковые требования и доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика УМВД РФ по Ивановской области Скляр Э.Г., возражавшего против отмены обжалуемого решения, исследовав имеющиеся по делу доказательства, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к выводам о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и вынесения нового решения.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, выплачивается пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.

Пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06 мая 1994 г. N 460. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

Государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти за пределами территории Российской Федерации производят консульские учреждения Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".

Согласно пункту 15 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников, утвержденной Приказом МВД России от 31.12.2002 N 1272, факт гибели (смерти) сотрудников, курсантов и слушателей учебных заведений МВД России удостоверяется медицинским работником с выдачей Медицинского свидетельства о смерти. На основании этого документа регистрация смерти осуществляется в органах ЗАГС. В случае наступления гибели (смерти) на территориях других государств смерть регистрируется в консульских учреждениях. Этими учреждениями выдаются свидетельство о смерти погибшего (умершего) и справка о смерти для получения ритуального пособия по установленной форме.

В соответствии с частью 3 статьи 76 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", записи актов гражданского состояния, которые составлены консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются на хранение в органы записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (первые экземпляры записей актов гражданского состояния вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются по истечении календарного года, вторые экземпляры записей актов гражданского состояния - ежемесячно).

Таким образом, исходя из требований вышеуказанных норм законодательства, если регистрация смерти произведена органом ЗАГС Российской Федерации, то справка о смерти установленного, законодательством образца, для получения пособия на погребение выдается данным органом.

Государственная регистрация смерти гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, производится консульским учреждением Российской Федерации, при этом справка о смерти установленного образца для получения пособия на погребение выдается архивно-информационным отделом ЗАГС Российской Федерации, после передачи Министерством иностранных дел Российской Федерации в указанный отдел ЗАГС записи акта о смерти гражданина Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 21 постановления пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На момент возникновения спора вышеуказанный бланк справки о смерти утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" - форма N 33, которая выдается органом ЗАГС в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти.

Из материалов дела следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин Российской Федерации, являясь пенсионером МВД России, получал пенсию по выслуге лет.

ФИО2, находясь в гостях у родственников в г.Бишкек Кыргызской республики, ДД.ММ.ГГГГ умер в лечебном учреждении – национальном госпитале г. Бишкека от полиорганной недостаточности, ишемии культи правого бедра IV степени, тромбоза наружной подвздошной артерии, атеросклероза артерии правой нижней конечности, о чем РПАБ выдано медицинское свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, по форме № 106/у, утвержденной приказом Минздрава Кыргызской Республики № 477 от 07.09.2012 г. Смерть была зарегистрирована в Книге регистрации актов о смерти отдела ЗАГСИПУГ Ленинского района г.Бишкек ДД.ММ.ГГГГ за . На основании актовой записи должностным лицом выдан документ, свидетельствующий о смерти «Свидетельство о смерти» от 30.05.2018 г. Веременко К.В., сын умершего, понес расходы на погребение ФИО2, о чем представил соответствующие документы.

Истец Веременко К.В. обратился с заявлением в УМВД России по Ивановской области о выплате пособия на погребение пенсионера по линии МВД РФ ФИО2. Письмом ответчика от 16.10.2018 г. ему было отказано, по причине того, что представленные им документы о регистрации смерти не соответствуют формам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1274 от 31 октября 1998 года.

Поскольку государственная регистрация смерти ФИО2 произведена отделом ЗАГСИПУГ Ленинского района г. Бишкек Кыргызской Республики, то ЗАГС РФ, в частности Комитет Ивановской области ЗАГС, не имеют полномочий для выдачи справки о смерти формы на имя ФИО2

Данные обстоятельства участниками процесса не оспаривались.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверении актов гражданского состояния совершенных вне пределов территории Российской Федерации по закону соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г. (подписана Российской Федерацией и Кыргызской Республикой) документы, которые на территории одной из Договаривающейся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью принимаются на территории других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой.

Таким образом, свидетельство о смерти ФИО2, выданное органом ЗАГС по месту регистрации смерти - отделом ЗАГСИПУГ Ленинского района г.Бишкек, является официальным документом, подтверждающим факт государственной регистрации смерти гражданина. О чем также было заявлено в ходе рассмотрения настоящего дела третьим лицом Комитетом Ивановской области ЗАГС

Истребуемая ответчиком справка является лишь документом, подтверждающим наступление обстоятельства (смерти), являющегося основанием для выплаты пособия. При этом закон не содержит запрета на подтверждение данного обстоятельства иным способом.

Учитывая, что смерть ФИО2 наступила при его нахождении за пределами Российской Федерации, зарегистрирована не органами ЗАГС РФ или консульскими учреждениями РФ в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния", а компетентными органами Кыргызской Республики, документы о смерти ФИО2 содержат полный объем сведений, предусмотренных в справке формы N 33, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что само по себе отсутствие справки по форме № 33 (в настоящее время форма № 11, утверждена Приказом Минюста России от 01.10.2018 г. № 200) не может служить основанием для лишения ФИО1 права на получение пособия на погребения пенсионера МВД России ФИО2

Судом апелляционной инстанции на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ признаны причины невозможности представления доказательств - справки Главного управления финансово-хозяйственного обеспечения МВД Кыргызской Республики от ДД.ММ.ГГГГ с лицевым счетом пенсионера ФИО2 за период с августа 2012 г по мая 2013 г., сообщения Посольства Кыргызской Республики в РФ к от ДД.ММ.ГГГГ, в суд первой инстанции уважительными, в связи с территориальной удаленностью данных организаций и длительности совершения административных процедур по даче ответа на запросы. Указанные документы приняты и исследованы судебной коллегией в качестве дополнительных (новых) доказательств, поскольку они подтверждают имеющие значение для настоящего дела юридически значимые обстоятельства, которые в суде первой инстанции не доказаны (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ).

Непрерывность выплаты пенсии является основной гарантией пенсионных прав граждан РФ. Согласно Соглашению о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников содружества независимых государств от 24 декабря 1993 г., подписанному в том числе Россией и Киргизией, пенсионное обеспечение сотрудников внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам – на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством бывшего Союза ССР. Назначение пенсий и выплата пособий семьям, потерявшим кормильца, производится стороной, в органах внутренних дел которой сотрудник проходил службу на момент гибели (смерти) или на территории которой проживал пенсионер.

В материала гражданского дела имеется сообщение УМВД России по Ивановской области от 30.01.2019 г. за о том, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Амурской области, решением УФМС России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ приобрел гражданство Российской Федерации как гражданин Кыргызской Республики в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 1 Международного четырехстороннего Соглашения между Ркспубликой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сообщению Посольства Кыргызской Республики в РФ к от ДД.ММ.ГГГГ, предоставить информацию о гражданстве Кыргызской Республики ФИО2 не представляется возможным, поскольку в соответствии с утвержденной Номенклатурой дел Посольства, документы по вопросам выхода из гражданства Кыргызской Республики хранятся до принятия заявителем гражданства иного государства, после чего подлежат уничтожению

Пенсионное дело за исх. от ДД.ММ.ГГГГФИО2, согласно его заявления было направлено по новому месту жительства по адресу: Российская Федерация, <адрес>, для дальнейшего пенсионирования. В связи с переездом ФИО2 на ПМЖ в РФ, <адрес> выплата ему пенсии ГУФХО МВД Кыргызской Республики была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждены справкой Главного управления финансово-хозяйственного обеспечения МВД Кыргызской Республики от ДД.ММ.ГГГГ с лицевым счетом пенсионера ФИО2 за период с августа 2012 г по мая 2013 г.

Согласно пояснениям представителя ответчика и представленной в их подтверждение справки УМВД России по Ивановской области от 13.05.2019 г. за , ФИО2 получал пенсию по линии МВД России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пенсионные выплаты перечислялись на его счет, открытый в ПАО «Сбербанк России».

Материалы гражданского дела не содержат доказательств того, что после переезда пенсионера ФИО2 на постоянное место жительства в 2013 г. в г.Иваново Ивановской области и получения им гражданства Российской Федерации, последний вновь изменил постоянное место жительство и переехал на постоянное место жительства в Кыргызскую Республику, в связи с чем выплата ему пенсии по линии МВД РФ прекратилась.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы районного суда об отказе в удовлетворении иска Веременко К.В. не том основании, что ФИО2 являлся гражданином Кыргызской Республики, и истец мог получить пособие на погребение отца в Кыргызской Республике, не соответствующими установленным по делу обстоятельствам.

В силу вышеизложенного законодательства РФ у Веременко К.В. возникло право на получение пособия на погребение пенсионера по линии МВД ФИО2

Согласно сообщению УВМД России по Ивановской области 16.10.2018 г. об отказе Веременко К.В. в выплате указанного пособия, право на его получение истцом ответчиком не оспаривалось. Однако, в силу действующих норм права в отсутствие справки о смерти установленного образца для получения пособия на погребение (на тот момент формы № 33) ответчик УМВД России по Ивановской области в нарушение установленного законом порядка не имел полномочий выплатить Веременко К.В. данное пособие, следовательно, исковое требование Веременко К.В. о признании незаконным отказа в выплате пособия на погребение удовлетворению не подлежит.

Отсутствие у Веременко К.В. реальной возможности оформить в силу уважительности причин (наступление смерти в выходные дни, регистрация смерти органами ЗАГС Кыргызской республики) надлежащие документы, которые являются основанием для выплаты пособия на погребение, не могут лишить истца установленного законом права на его получение.

С учетом того, что право истца на получение пособия на погребение пенсионера МВД РФ ФИО2 в настоящем случае не может быть защищено и восстановлено иным способом, кроме как через суд, судебная коллегия полагает необходимым решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 5 февраля 2019 года в этой части отменить, в отмененной части вынести новое решение и обязать Управление министерства внутренних дел России по Ивановской области выплатить Веременко Константину Васильевичу пособие на погребение пенсионера Министерства Внутренних дел ФИО2.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 5 февраля 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении искового требования Веременко К.В. в понуждении Управления министерства внутренних дел России по Ивановской области выплатить пособие на погребение

В отмененной части вынести новое решение.

Обязать Управление министерства внутренних дел России по Ивановской области выплатить Веременко Константину Васильевичу пособие на погребение пенсионера Министерства Внутренних дел ФИО2.

В остальной части решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 5 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи