ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11420 от 19.12.2012 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Курнаева Е.Г.

Дело № 33-11420

19 декабря 2012г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Няшина В.А.

судей Мезениной М.В., Позолотиной Н.Г.,

при секретаре Боголюбовой Т.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 19 декабря 2012 года дело по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 05 октября 2012 г., которым постановлено:

Заявление Прокурора г.Перми в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.Перми, выражающееся в непринятии административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

Обязать администрацию г.Перми принять административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа в порядке и в сроки, установленные Постановлением Правительства края от 01.06.2012 года № 383-п «Об утверждении Порядка разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля».

Заслушав доклад судьи Мезениной М.В., объяснения представителя администрации г. Перми Ш., прокурора Пермской краевой прокуратуры Синевой A.M., проверив дело, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Перми обратился в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Перми, выражающееся в непринятии административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и просил обязать администрацию принять указанный регламент в срок до 01.01.2013 года.

В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой г.Перми проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в ходе которой установлено, что ответчиком не разработан и не принят административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

Непринятие вышеуказанного административного регламента по мнению заявителя влечет ненадлежащую организацию муниципального контроля и отсутствие такого контроля на территории муниципального образования г.Пермь, что существенно нарушает права и интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, проживающих на территории муниципального образования, то есть неопределенного крута лиц.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Перми просит решение суда отменить, ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены правоотношения сторон и выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.

Разрешая гражданское дело по существу заявленных требований, суд первой инстанции правильно сделал вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации, к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской

Согласно ст. 17.1 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.

К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения ФЗ от 26.12.08. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В силу п. 4 ст. 2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Согласно п. 2 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с указом губернатора Пермского края от 29.12.09. № 70 «Об организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории Пермского края» органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края рекомендовано установить порядки организации и осуществления муниципального контроля на территориях муниципальных образований Пермского края в соответствующих сферах деятельности; принять административные регламенты проведения проверок при осуществлении муниципального контроля на территориях муниципальных образований Пермского края в соответствующих сферах деятельности (пп. 6.1, 6.2).

Учитывая приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что для реализации полномочий по муниципальному контролю необходимо принятие соответствующих административных регламентов. Непринятие административного регламента свидетельствует о незаконном бездействии администрации Г. Перми и нарушает права неопределенного круга лиц при осуществлении муниципального контроля.

Доводы администрации г.Перми об отсутствии незаконного характера в допущенном бездействии, со ссылкой на бездействие субъекта Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными, указав, что отсутствие нормативного правового акта субъекта РФ не препятствует органу местного самоуправления самостоятельно разработать и применять при осуществлении данного вида муниципального контроля административный регламент,

Доводам администрации г. Перми об осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа в порядке, установленном Постановлениями администрации г. Перми от 10.12.2009 г. № 971 и от 07.09.2009 г. № 585, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, указав, что Регламенты, утвержденные данными постановлениями, регулируют иные правоотношения, не связанные с осуществлением деятельности по муниципальному контролю, по смыслу придаваемому такой деятельности законом (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении и государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Признав, что ссылки представителя администрации г.Перми об осуществлении контроля в соответствии с Постановлениями администрации г.Перми безусловно свидетельствуют о том, что муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа в г.Перми фактически не осуществляется, соответственно, допускается нарушение прав подконтрольных субъектов и ненадлежащее исполнение функций органом местного самоуправления.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции

При изложенных обстоятельствах оснований к отмене постановленного судом решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 05 октября 2012 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: