ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11422/2014 от 27.01.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

 Судья Слонова Е.А. Дело № 33-426/15

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 27 января 2015 года г. Барнаул

 Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

 председательствующего Науменко Л.А.,

 судей Еремина В.А., Блинова В.А.,

 при секретаре Ахроменко А.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе 3-го лица комитета по образованию администрации <адрес> Алтайского края на решение Родинского районного суда Алтайского края от 06 ноября 2014 года по делу по иску прокурора <адрес> Алтайского края в интересах С.Р.Н. к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «К» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и признании права на получение заработной платы исходя из районного коэффициента 1,25.

 Заслушав доклад судьи Еремина В.А.,

 У С Т А Н О В И Л А:

 Прокурор Родинского района Алтайского края обратился в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах С.Р.Н. к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «К» (далее – МКДОУ детский сад «К») о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и признании права на получение заработной платы исходя из районного коэффициента 1,25. В обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру Родинского района Алтайского края поступило заявление С.Р.Н. о проведении проверки соблюдения трудового законодательства при начислении и выплате заработной платы в МКДОУ детский сад «К». Проведенной по данному обращению проверкой установлено, что С.Р.Н. работает в МКДОУ детский сад «К» на основании трудового договора <данные изъяты> на одну ставку. По результатам проверки были выявлены нарушения трудовых прав С.Р.Н. при начислении и выплате заработной платы, выразившиеся в том, что размер районного коэффициента включался в минимальный размер оплаты труда. Кроме того, районный коэффициент начислялся в размере 1,20, а не 1,25, то есть ниже установленного Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края».

 По мнению прокурора, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в силу ч.2 ст. 146, ст.148 Трудового кодекса РФ, должен оплачиваться в повышенном размере. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными актами.

 Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» с 01 января 1998 года на территории Родинского района Алтайского края утвержден районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25 в связи с особыми климатическим условиями.

 Таким образом, заработная плата работников организаций, расположенных в <адрес> Алтайского края, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего на нее должен быть начислен районный коэффициент за работу в данной местности.

 Федеральным законом от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 №336-ФЗ) с 01 января 2014 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме <данные изъяты> в месяц.

 В связи с чем, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ заработная плата работникам МКДОУ детский сад «К» должна быть начислена в размере не менее <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты> минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством, + <данные изъяты> районный коэффициент в размере 1,25).

 Согласно искового заявления С.Р.Н. начисление выплата заработной платы производилась исходя из <данные изъяты> в месяц.

 Прокурор Родинского района просил суд признать за С.Р.Н. право на получение заработной платы с применением к ней районного коэффициента в размере 1,25 на постоянной основе с ДД.ММ.ГГ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 года №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края»; обязать МКДОУ детский сад «К» с ДД.ММ.ГГ установить заработную плату С.Р.Н. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25; обязать МКДОУ детский сад «К» произвести перерасчет заработной платы С.Р.Н. с ДД.ММ.ГГ по день вынесения судом решения путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями в размере 1,25.

 Решением Родинского районного суда Алтайского края от 06 ноября 2014 года иск прокурора Родинского района Алтайского края в интересах С.Р.Н. удовлетворен. Суд признал за С.Р.Н. право на получение заработной платы с применением к ней районного коэффициента 1,25 на постоянной основе с ДД.ММ.ГГ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 года №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края». Обязал МКДОУ детский сад «К» с ДД.ММ.ГГ установить заработную плату С.Р.Н. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическим условиями, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25. Обязал МКДОУ детский сад «К» произвести перерасчет с ДД.ММ.ГГ по день вынесения судом решения заработной платы С.Р.Н. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическим условиями в размере 1,25. Взыскал с МКДОУ детский сад «К» в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

 В апелляционной жалобе 3-е лицо комитет по образованию администрации <адрес> Алтайского края просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что не согласен с решением суда в части возложения обязанности на ответчика с ДД.ММ.ГГ установить заработную плату С.Р.Н. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическим условиями, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25, а также в части возложения обязанности на ответчика произвести перерасчет с ДД.ММ.ГГ по день вынесения судом решения заработной платы С.Р.Н. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическим условиями в размере 1,25.

 Указывает, что заработная плата (вознаграждение за труд) не может быть ниже МРОТ и в нее входит районный коэффициент; Родинский район Алтайского края не является районом Крайнего Севера и приравненным к ним местностям; действующее законодательство не предусматривает начисление надбавки (25%) на минимальный размер оплаты труда, так как данная надбавка подлежит начислению на должностной оклад.

 В письменных возражениях прокурор просит оставить жалобу без удовлетворения.

 В ходе апелляционного рассмотрения прокурор просил оставить жалобу без удовлетворения.

 Судебная коллегия в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся и надлежащим образом извещенных лиц.

 Изучив материалы гражданского дела, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены ил изменения решения суда первой инстанции.

 Как установлено судом и усматривается из материалов дела, МКДОУ детский сад «К» является юридическим лицом – муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ (л.д.15).

 Истец С.Р.Н. состоит в трудовых отношениях с МКДОУ детский сад «К» в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ, что подтверждается выпиской из приказа о приеме на работу (л.д.13), копиями трудовой книжки (л.д.8-9), трудового договора и дополнительных соглашений к нему (л.д.10-13), а также табелями учета рабочего времени.

 Согласно трудового договора и дополнительных соглашений к нему, расчетно-платежных ведомостей по заработной плате за июль – август 2014 года, заработная плата истцу с ДД.ММ.ГГ начисляется исходя из 1 ставки по должности <данные изъяты> и составляет с надбавками, в том числе районным коэффициентом 20%, <данные изъяты>.

 Таким образом, в целом за рассматриваемый период заработная плата истца с учетом ставки и нормы отработанного времени не превышает минимальный размер оплаты труда, установленный законом, с применением районного коэффициента в размере 25%. При полностью отработанной истцом норме рабочего времени на одну ставку ее заработная плата составляет <данные изъяты>.

 Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что заработная плата работников организаций, расположенных в регионах с неблагоприятными климатическими условиями должна быть определена в размере, не менее минимального размера оплаты труда, с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в указанных районах или местностях.

 Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.

 В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации).

 В силу ч.1 ст.129 Трудового кодекса российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

 Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

 Из системного толкования положений ч. 1 ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 133.1 Трудового кодекса Российского Федерации следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.

 В силу ч. 2 ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

 Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации).

 Согласно ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

 Системное толкование положений ст. ст. 129, 133, 146, 148, 315 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем, соблюдение требований ст. ст. 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.

 С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал требования истца о необходимости производить начисление районного коэффициента на установленный МРОТ законным, поскольку это соответствует действующему законодательству.

 Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

 Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

 Государственным комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17 августа 1971 г. принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.

 Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972 г. N 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Родинского района Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.

 В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1631 от 27 декабря 1997 года «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края», а также постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 № 325/24, распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 № 4-р принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе для Родинского района. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

 Таким образом, отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска о применении районного коэффициента в размере 1,25, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года №1631 является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Действие этого постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.

 Согласно ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с последующими изменениями и дополнениями) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года составляет 5554 рубля.

 Согласно Регионального соглашения между Алтайским краевым общественным объединением профсоюзов, краевым объединением работодателей и Администрацией Алтайского края «О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013 - 2015 годы», заключенного 14 февраля 2013 года, размер минимальной заработной платы для работников бюджетного сектора экономики установлен в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

 Таким образом, исходя из приведенных выше норм действующего трудового законодательства, размер ежемесячной заработной платы истца с ДД.ММ.ГГ должен быть не менее <данные изъяты> 50 копеек (<данные изъяты>*1,25), с учетом выполненной нормы рабочего времени.

 Доводы жалобы ответчика о включении надбавок в общий размер заработной платы, составляющей не ниже минимального размера, определенного законом, судебная коллегия признает несостоятельными, как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку исходя из вышеизложенного, в размере менее минимального размера оплаты труда допускается установление только окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

 Довод ответчика о том, что статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации к местностям с особыми климатическими условиями, в отношении которых применяется начисление районных коэффициентов, отнесены только районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера, является несостоятельным, поскольку законодательство Российской Федерации, включая Трудовой кодекс Российской Федерации, не определяет перечень местностей с особыми климатическими условиями.

 С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

 Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Апелляционную жалобу 3-го лица комитета по образованию администрации Родинского района Алтайского края на решение Родинского районного суда Алтайского края от 06 ноября 2014 года оставить без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: