Судья: Лобойко И.Э. | дело <данные изъяты> |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам М. областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж. В.,
судей Гулиной Е. М., Мариуца О.Г.,
при секретаре Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 апреля 2019 года апелляционную жалобу Министерства социального развития М.<данные изъяты> на решение Люберецкого городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску ФИО1 к Министерству социального развития М.<данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в присвоении статуса многодетной семьи, о признании права на меры социальной поддержки,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
объяснения истицы,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству социального развития М.<данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в присвоении статуса многодетной семьи, о признании права на меры социальной поддержки, в котором просила признать незаконным отказ ответчика в присвоении статуса многодетной семьи, выдаче удостоверения многодетной семьи, обязать ответчика выдать ей удостоверение многодетной семьи, предоставить меры социальной поддержки.
В обоснование требований указала, что является матерью несовершеннолетних детей ФИО2, <данные изъяты> года рождения, ФИО2, <данные изъяты> года рождения, ФИО3, <данные изъяты> года рождения. Решением Минсоцразвития МО (Люберецкого управления) от <данные изъяты><данные изъяты>ФИО1 в выдаче удостоверения многодетной семьи было отказано по причине отсутствия юридически оформленного права на место жительства на территории М.<данные изъяты> всех членов семьи. Истец считает отказ незаконным, поскольку имеются условия для выдачи такого удостоверения и ею были поданы все необходимые документы.
В судебном заседании истица требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признала.
Решением Люберецкого городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации N 431 от <данные изъяты> "О мерах по социальной поддержке многодетных семей " установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от <данные изъяты> N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей *' меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В силу статьи 26.3 Федерального З. от <данные изъяты> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными З., дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными З. о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
З. М.<данные изъяты> от <данные изъяты> N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в М.<данные изъяты>", устанавливающий виды компенсаций, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от <данные изъяты> "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным З. и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
Согласно З. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> "О мерах социальной поддержки семьи и детей в М.<данные изъяты>" меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, имеющим место жительства в М.<данные изъяты> на основании удостоверения многодетной семьи (п. 4 ст. 21).
На основании ст. 2 З. многодетная семья - семья, воспитывающая трех или более несовершеннолетних детей.
Таким образом, в порядке реализации положений части 2 статьи 21 З. МО <данные изъяты> Правительством М.<данные изъяты> принято постановление Правительства М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной семьи». Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи (пункт 1) устанавливает правила и условия выдачи удостоверения многодетной семьи.
Согласно пункту 2 Порядка удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) (далее - ребенок, дети) в возрасте до 18 лет, также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения (далее - образовательная организация) и не достигли 23 лет (далее - Заявитель).
Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением, в том числе, документа, подтверждающего место жительства заявителя, супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в М.<данные изъяты>, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность (пункт 6).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 состоит в браке с ФИО4, от брака имеются трое несовершеннолетних детей. Среди прочих документов к заявлению были приложены свидетельства о регистрации по месту пребывания в <данные изъяты> самого заявителя, ее супруга и троих детей.Согласно паспорту истца, она не имеет регистрации по месту жительства с <данные изъяты>. Супруг истца - ФИО4 зарегистрирован по месту жительства в <данные изъяты>.
ФИО1 обратилась в Люберецкое управление социальной защиты населения Министерства социального развития М.<данные изъяты> с заявлением на получение удостоверения многодетной семьи, приложив к заявлению необходимые документы.
Решением ответчика от <данные изъяты><данные изъяты>ФИО1 в выдаче удостоверения многодетной семьи было отказано по причине отсутствия юридически оформленного права на место жительства на территории М.<данные изъяты> всех членов семьи.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данное решение является незаконным, создает препятствия к осуществлению истцом ее прав на получение мер социальной поддержки ее многодетной семьи, поскольку в данном случае были соблюдены все условия, дающие семье истца право на получение удостоверения многодетной семьи, включая состав семьи истца и место жительства семьи. Все документы, подтверждающие данные обстоятельства были приложены к заявлению истца.
Доводы отказа ввиду отсутствия регистрации по месту жительства в М.<данные изъяты> у членов семьи истца являются необоснованными, поскольку приведенный выше Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, на который ссылается ответчик, не ставит получение статуса многодетной семьи, а следовательно, реализацию установленных для многодетной семьи социальных прав, в зависимость от наличия регистрации по месту жительства, и не исключает предоставление документов о фактическом проживании граждан в М.<данные изъяты>, в качестве доказательства проживания на территории М.<данные изъяты>.
В З. РФ от <данные изъяты> N 5442-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" содержится положение о необходимости регистрации по месту жительства и по месту пребывания. Регистрационный учет - согласно статьи 3 данного З. - вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, однако при этом статья устанавливает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными З., конституциями (уставами) и З. субъектов Российской Федерации.
Названный З. конкретизирует содержание понятия "место жительства", устанавливая, что это: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, выраженной в постановлениях: от <данные изъяты> N 14-П, от <данные изъяты> N 9-П, от <данные изъяты> N 4-П; в определениях: от <данные изъяты> N 185-0, от <данные изъяты> N 199-0, от <данные изъяты> N 619-О-П, от <данные изъяты> N 1309-0-0, регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным З. способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Как усматривается из текста Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи, положение пункта 3 не требует предоставления документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства. В соответствии с этим положением требуется предоставление документа, подтверждающего место жительства многодетной семьи, с которым законодательство связывает возникновение и осуществление прав многодетной семьи на получение социальной поддержки за счет средств бюджета М.<данные изъяты>.
Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Дав оценку всем представленным истцом и ответчиком доказательствам в совокупности с объяснениями сторон и нормами законодательства, суд пришел к правильному выводу, что исковые требования об обязании выдать удостоверение многодетной семьи подлежат удовлетворению, поскольку факт проживания семьи истицы на территории М.<данные изъяты> нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
При этом, с целью исполнимости решения судебная коллегия полагает необходимым изложить третий абзац резолютивной части в следующей редакции:
«Обязать Министерство социального развития М.<данные изъяты> выдать ФИО1 удостоверение многодетной семьи в составе: мать - ФИО1, отец – ФИО4, дети - ФИО2, <данные изъяты> года рождения, ФИО2, <данные изъяты> года рождения, ФИО3, <данные изъяты> года рождения».
При этом, ввиду того что ответчиком не рассматривался вопрос о праве истицы на получение с <данные изъяты> мер социальной поддержки многодетной семьи, поскольку с заявлением о предоставлении каких-либо мер социальной поддержки истица и члены ее семьи к ответчику не обращались, судебная коллегия приходит к выводу, что данные требования следует оставить без рассмотрения на основании абз. 2 ст. 222 ГПК РФ, ввиду несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора, так как отсутствует решение органа социальной защиты об отказе в предоставлении истице мер социальной поддержки.
В указанной части решение суда подлежит отмене с оставлением требований ФИО1 об обязании Министерства социального развития М.<данные изъяты> предоставить меры социальной поддержки многодетной семьи с <данные изъяты> без рассмотрения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люберецкого городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> отменить в части обязания Министерства социального развития М.<данные изъяты> предоставить ФИО1 меры социальной поддержки.
Исковые требования ФИО1 к Министерству социального развития М.<данные изъяты> об обязании предоставить меры социальной поддержки оставить без рассмотрения.
Изложить третий абзац резолютивной части решения суда в следующей редакции:
«Обязать Министерство социального развития М.<данные изъяты> выдать ФИО1 удостоверение многодетной семьи в составе: мать - ФИО1, отец – ФИО4, дети - ФИО2, <данные изъяты> года рождения, ФИО2, <данные изъяты> года рождения, ФИО3, <данные изъяты> года рождения».
В остальной части решение суда оставить без изменения
Апелляционную жалобу Министерства социального развития М.<данные изъяты> удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи