ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11445/19 от 08.04.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья Калинин О.В. Дело № 33-11445/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Шишкина И.В., Мизюлина Е.В.,

при секретаре Томилове В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 8 апреля 2019 года апелляционную жалобу ГУ – УПФ РФ №22 по г. Москве и Московской области на решение Воскресенского городского суда Московской области от 11 января 2019 года по делу по иску <данные изъяты> к ГУ – УПФ РФ №22 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включить периоды работы в льготный стаж и назначить пенсию,

заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,

объяснения истца ФИО1

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ № 22 по г. Москве и Московской области, которым просил: признать решение №1739 от 21.12.2017г. об отказе в назначении пенсии и дополнение к данному решению незаконными, обязать включить период работы с 11.05.1999г. по 28.11.2017г. в должностях главного кондуктора и старшего кондуктора грузовых поездов опытной путевой машинной станции «103 Московской дирекции по ремонту пути – структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути – филиала ОАО «РЖД» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с работой в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и назначить пенсию досрочно с 28.11.2017г.

Требования мотивированны тем, что имеет страховой стаж трудовой деятельности с 20.07.1981г. более 25 лет, в том числе льготный стаж более 12 лет 6 месяцев, связанный с работой по непосредственному осуществлению организации перевозок и обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте. Считая, что имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1 п.5 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», 28.11.2017 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако, решением №1739 от 21.12.2017г. истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии за работу в связи с особыми условиями ввиду отсутствия необходимого специального стажа 12 лет 6 месяцев. В связи с тем, что ответчиком не рассматривался вопрос о включении в трудовой стаж периода работы с 11.05.1999г. в должности главного и старшего кондуктора, 16.08.20118г. обратился к ответчику с заявлением о проведении проверки периода работы с 11.05.1999г. по 28.11.2017г. в должностях главного и старшего кондуктора грузовых поездов опытной путевой машинной станции №103 Московской дирекции по ремонту пути – структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути – филиала ОАО «РЖД» и назначении досрочной пенсии с 28.11.2017г. Дополнительным решением ответчик так же отказал во включении в льготный стаж обозначенного периода. Считает отказ пенсионного органа незаконным, полагает, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости у него возникло с 28.11.2017г.

В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали, представитель ответчика в судебное заседание не явился, представитель третьего лица полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Решением Воскресенского городского суда Московской области от 11 января 2019 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе ответчик просит вынести по делу новое судебное решение, которым отменить и принять по делу новое решение, отказав истцу в удовлетворении исковых требований.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ - в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7. часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение в установленных законом случаях (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, включая установление пенсий, круга их получателей и оснований приобретения права на них, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В соответствии с пп. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а так же профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».

Указанным Списком право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено кондукторам грузовых поездов.

Судом установлено, что ФИО1 28.11.2017 г. обращался в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.

Решением ГУ-УПФ РФ № 22 по г. Москве и Московской обл. от 21.12.2017 г. № 1739 истцу было отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ч, 1 п. 5 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. ввиду отсутствия необходимого льготного стажа - 12 лет 6 месяцев. Льготный стаж ФИО1 в соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 5 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. составил 10 лет 6 месяцев 1 день.

Ввиду того, что период работы истца с 11.05.1999 г. до момента обращения за пенсией в должности главного и старшего кондуктора грузовых поездов в филиале ОАО РЖД» не был учтен как льготный, и ему не была дана оценка, истец вновь обратился в пенсионный орган с заявлением о проведении по его заявлению от 28.11.2017 г. проверки периода работы с 11.05.1999 г. по 28.11.2017 г. в должностях главного кондуктора грузовых поездов и старшего кондуктора грузовых поездов опытной путевой машинной станции № 103 Московской дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО «РЖД», и о включении периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с работой в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и назначении истцу страховой пенсии досрочно с 28.11.2017г.

Дополнением к решению ГУ-УПФ РФ № 22 по г. Москве и Московской обл. об отказе в установлении пенсии № 1739 от 21.12.2017 г. период работы ФИО1 с 11.05.1999 г. по 31.12.2016 г. засчитан в страховой стаж истца, но не засчитан в льготный стаж истца, так как Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 272 не предусмотрено наименование должности «главный кондуктор грузовых поездов».

Из материалов дела следует, что ФИО1 приказом № 215 от 11.05.1999 г. принят главным кондуктором грузовых поездов 4 разряда. Приказом № 272 от 15.07.1999 г. переведен главным кондуктором 5 разряда грузовых поездов, что подтверждается трудовой книжкой.

Согласно справке, выданной ОАО «РЖД», № 199 от 22.06.2018 г., в спорный период времени истец действительно работал в должностях главного и старшего кондукторов грузовых поездов; 23.04.2018 г. переведен на должность кондуктора грузовых поездов 5 разряда; ФИО1 работает по суммированному учету рабочего времени с учетным периодом 1 месяц в соответствии с графиком сменности; простоев совмещения профессий и отвлечения на другие работы не было; начисление заработной платы производилось с мая 1999 г. по настоящее время.

Проанализировав представленные истцом письменные доказательства, а именно трудовую книжку, справки, подтверждающие льготный характер работы, приказы и должностные инструкции, суд пришел к выводу о том, что

его профессия и должности непосредственно связны с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на назначении пенсии досрочно.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, исходя из следующего.

Согласно представленной в материалы дела справки «РЖД» Центральной дирекции по ремонту пути Московской дирекции по ремонту пути ОПМС №103 о работе, отражены периоды работы истца с 11.05.1999 года.

Так, согласно данной справке, истец работал:

- с 15.07.1999 года в должности главного кондуктора грузовых поездов 5-го разряда,

- с 08.10.2013 года переведен на должность старшего кондуктора грузовых поездов 5-го разряда,

- с 23.04.2018 года переведен на должность кондуктора грузовых поездов 5-го разряда.

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

В данном Списке в разделе ХХХ Транспорт подразделе 1. Железнодорожный транспорт и метрополитен предусмотрены должности: кондукторы грузовых поездов; машинисты и их помощники и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов, моторвагонных (электро)секций, мотовозов.

В Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, предусмотрена должность "кондукторы грузовых поездов".

Пунктом 3 постановления Министерства труда и социального развития РФ от 1 апреля 2003 года N 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. "д" ст. 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. "д" ст. 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272.

Согласно Разъяснению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов от 2 апреля 1976 года N 5/8 "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года N 81/8, если в списки включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в список N 2, раздел XXX, подраздел 1, включены "кондукторы грузовых поездов"), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, то есть не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов (п. 8).

Аналогичное положение содержится в пунктах 7, 9 Разъяснения от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года N 29.

Кроме того, в разделе "Железнодорожный транспорт и метрополитен" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56 (утв. Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 6 декабря 1983 года N 283/24-82) должность главного кондуктора грузовых поездов отдельно не выделена, в пункте 7 указанного раздела ЕТКС содержится тарифно-квалификационная характеристика кондуктора грузовых поездов, как общего наименования данной профессии.

Учитывая вышеприведенные положения закона в их взаимосвязи, доводы ответчика об отсутствии оснований для включения периодов работы истца с 11.05.1999 по 01.01.2013 г. в должности старшего и главного кондуктора грузовых поездов в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, нельзя признать состоятельными.

В тоже время, разрешая заявленные требования в части включения в специальный стаж период работы истца после 01.01.2013 года, суд не учел положения статьи 30 Федерального закона №14-ФЗ «О страховых пенсиях», пунктом 6 которой, установлено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01.01.2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Таким образом, с 01.01.2013 года наличие специальной оценки условий труда и уплата дополнительного тарифа являются обязательными, однако данное условие соблюдено не было.

Согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица код льготы в спорные периоды работы истца отсутствует, что опровергает возможность отнесения работы истца в спорные периоды к льготной.

При таких обстоятельствах, выводы суда о включении в специальный стаж ФИО1 период работы с 01.01.2013г. по 28.11.2017г., не основаны на положениях закона.

Таким образом, поскольку без учета спорного периода (с 01.01.2013 г. по 28.11.2017 г.), на дату обращения в пенсионный орган за назначением пенсии у истца образуется необходимой продолжительностью специальный стаж (12,6), дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии со ст. 30 ч.1 п.5 Федерального Закона «О страховых пенсиях» 400-ФЗ от 28.12.2013г., суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обязании ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж истца периоды работы с 01.01.2013 года по 28.11.2017 года, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований

Руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Воскресенского городского суда Московской области от 11 января 2019 года в части обязания ГУ - УПФ РФ №22 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж ФИО1 периоды работы с 01.01.2013 года по 28.11.2017 года в должности главного и старшего кондуктора грузовых поездов - отменить, постановить в отменной части новое решение.

В удовлетворении требований <данные изъяты> об обязании ГУ - УПФ РФ №22 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж периоды работы с 01.01.2013 года по 28.11.2017 года в должности главного и старшего кондуктора грузовых поездов – отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ №22 по г. Москве и Московской области - удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи