УИД: 47RS0011-01-2021-001227-75
Дело № 33-1146/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 19 апреля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Боровского В.А.
судей Алексеевой Г.Ю., Головиной Е.Б.
при помощнике судьи ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 12 ноября 2021 года по гражданскому делу № 2-1135/2021 по исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области и местной администрации муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, обязании восстановить ФИО1 и ФИО2 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, включить в список на получение государственного жилищного сертификата, предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Боровского В.А., объяснения представителя администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области ФИО6, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 и ФИО2 обратились в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с административным исковым заявлением и исковым заявлением к администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области и местной администрации муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 17.04.2018 года № 615/18 о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении ФИО1 и ФИО2 с момента его принятия, обязании восстановить ФИО1 и ФИО2 на жилищном учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение в результате последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с даты постановки на учет, о включении ФИО1 и ФИО2 в Список на получение Государственного жилищного сертификата по ст. 22 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Список сводного реестра как гражданина нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании ст. 22 закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 10.08.2017 года и предоставить ФИО1 и ФИО2 жилое помещение – комнату площадью 8.8 кв.м в двухкомнатной квартире <адрес>
В обоснование требований указано, что истцы были поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях с 11 января 1996 года, как лица, имеющие право на компенсации и льготы, установленные Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», их жилищные условия с момента постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях не улучшились, основания, для их снятия с учета, установленные п. 2 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ, п.п. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ, отсутствовали. Истцы занимают комнату в коммунальной квартире, в которой освободилась комната площадью 8,8 кв., вместе с тем ответчики отказывают в предоставлении данной комнаты.
Определением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 13 мая 2021 года дела № 2а-1135/2021 и № 2-1136/2021 по административному исковому заявлению и исковому заявлению объединены в одно производство дела, с определением их рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 12 ноября 2021 года признано незаконным постановление администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 17.04.2018 № 651/18 в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО1 и ФИО2, на администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области возложена обязанность восстановить ФИО1 и ФИО2 на жилищном учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение в результате последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с даты постановки на учет – 11 января 1996 года. включить ФИО1 и ФИО2 в список на получение Государственного жилищного сертификата по ст. 22 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и список сводного реестра как гражданина нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании ст. 22 закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 10.08.2017 года.
В части требований об обязании местной администрации муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области предоставить ФИО1 и ФИО2 жилого помещения – комнаты, площадью 8.8 кв.м в двухкомнатной квартире <адрес> – отказано.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> просит об отмене решения суда, постановленного с нарушением норм материального права.
Податель жалобы указывает, что в соответствии с пп. «в» 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее - также Правила), участником подпрограммы может быть гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащим ему и (или) членам его семьи на праве собственности. Для получения сертификата такой гражданин в соответствии с пп. «ж» п.44 Правил обязан предоставить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, не имеющего установленных обременений, в государственную или муниципальную собственность. Вместе с тем ФИО1 обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, не имеющего установленных обременений, в государственную или муниципальную собственность в администрацию не представила.
Кроме того, для включения в Список на получение Государственного жилищного сертификата на соновании ст. 22 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» необходимо сначала быть признанным участником ведомственной программы, на основании заявления и документов, а затем направить в администрацию письменное согласие о включении в список на планируемый год.
В этой связи возложение на администрацию обязанности включить ФИО1, ФИО2 в список сводного реестра как гражданина нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании ст.22 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 10.08.2017 противоречит указанным Правилам.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 8 февраля 2022 года судебная коллегия перешла к рассмотрению апелляционной жалобы администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В рамках апелляционного разбирательства истцы уточнили исковые требования просили признать незаконными постановление администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 17 апреля 2018 года № 651/18 о снятия ФИО1 и ФИО2 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключения их из списка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», обязать ответчиков восстановить ФИО1 и ФИО2 на жилищном учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение в результате последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с даты постановки на учет, включить ФИО1 и ФИО2 в Список на получение Государственного жилищного сертификата по ст. 22 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Список сводного реестра как гражданина нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании ст. 22 закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 10.08.2017 года и предоставить ФИО1 и ФИО2 жилое помещение – комнату площадью 8.8 кв.м в двухкомнатной квартире <адрес>.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы ФИО1 и ФИО2 и ответчик местная администрации муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Между тем явившаяся в судебное заседание представитель ответчика администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области ФИО6 иск не признала по доводам, изложенным в возражениях относительно апелляционной жалобы.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, но извещенных о дне слушания дела лиц.
Заслушав явившегося участника гражданского процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции установлен факт процессуального нарушения, допущенного судом первой инстанции на основании ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являющегося безусловным основанием к отмене решения суда, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене.
Как следует из материалов дела следует, ФИО1 и ФИО2 с 21.12.1993 года зарегистрированы по месту жительства в комнате площадью 18.1 кв.м, расположенной в двухкомнатной коммунальной квартире <адрес>. Также в данном жилом помещении зарегистрированы бывшая супруга ФИО7 - ФИО8 и их дети ФИО9 и ФИО10 При этом 13/60 долей в праве общей долевой собственности на указанную коммунальную квартиру принадлежит ФИО1, ФИО14ФИО10, на основании договора передачи квартиры в собственность граждан № 42 от 29.01.2014 года и свидетельства о государственной регистрации права от 05.03.2014 года № 47-АВ 276070.
Согласно представленным материалам учетного дела, постановлению МЭРА Ломоносовского района Ленинградской области от 11.01.1996 года № 11 ФИО1 и ее сын ФИО2, а также супруга последнего ФИО11, проживающие в с. <адрес> (комната в коммунальной квартире), приняты на учет по улучшению жилищных условий в связи с аварией на ЧАЭС (из Белоруссии) по закону РФ «О защите граждан, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС» с переводом на льготную очередь.
20 июля 2010 года брак между ФИО2, и ФИО11 прекращен на основании решения суда от 9 июля 2010 года.
26 декабря 2014 Комитетом социальной защиты населения Ленинградской области ФИО1 и ФИО2 выданы удостоверения, как гражданам, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение из д. Рудня-Кошелеская Буда-Кошелевского района Гомельской области, в котором проживали с 26.04.1986 по 28.09.1990, имеющим право на компенсации и льготы, установленные Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
15 мая 2017 года ФИО1 и ФИО2 обратились в администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области с заявлением о включении их в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
10 августа 2017 года администрацией муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области принято постановление № 1681-р/17, согласно которому утвержден список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года» на 2018 год, в который включена ФИО1 в составе семьи 2 человека.
Также 10 августа 2017 года администрацией муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области принято постановление № 1682-р/17, которым в том числе ФИО1 и ФИО2 признаны участниками программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».
Согласно протоколу № 1 заседания комиссии по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденному председателем жилищной комиссии, заместителем главы администрации МО Ломоносовский муниципальный район 28.03.2018 года, комиссией рассматривался вопрос об исключении из списка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС и снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях – ФИО1
В соответствии с данным протоколом № 1, Комиссия пришла к выводу, что при решении вопроса о принятии ФИО1, ее сына - ФИО2, и ФИО8 (брак между которыми расторгнут 20.07.2010) на учет, должностными лицами были нарушены требования действующего законодательства и совершены неправомерные действия, поскольку на момент принятия решения о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ее семья имела в пользовании жилое помещение площадью 18,1 кв.м., в связи с чем, на каждого члена семьи приходилось по 6,0 кв.м, жилой площади - это более учетной нормы (5,5 кв.м.), необходимой для признания лица нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинградской области, утвержденными исполнительным комитетом Ленинградского областного Совета народных депутатов и Президиумом Ленинградского областного совета профсоюзов от 23.11.1987 года № 481/10.
Комиссия рекомендовала администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области исключить ФИО1 и ее сына ФИО2 из списка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС и снять их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.п. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ, отменить постановление от 10 августа 2017 года № 1682-р/17, передать учетное дело ФИО1 в местную администрацию муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.
Постановлением администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 17 апреля 2018 года № 651/18 согласно его пунктам 1 и 2 наряду с другими гражданами ФИО1 и ФИО2 сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относящихся к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст. 14, 15, 16, 17, 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска. ФИО1 и ФИО2 сняты с учета на основании п. 2 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ, п.п. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Пунктом 3 указанного постановления от 17 апреля 2018 года № 651/18 отменены постановления администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 10 августа 2017 года № 1682-р/17, от 10 августа 2017 года № 1682-р/17.
Пунктом 4 данного постановления от 17 апреля 2018 года № 651/18, контроль за исполнением настоящего постановления возложен на заместителя главы администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.
Оспаривая постановление от 17 апреля 2018 года № 651/18, истцы ссылаются на то, что истцы были поставлены на учет до 01 марта 2005 года, их жилищные условия с момента постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях не улучшились, основания, для их снятия с учета, установленные п. 2 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ, п.п. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ, отсутствовали.
Данные доводы истцом, судебная коллегия находит состоятельными.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Частью 2 статьи 6 указанного Федерального закона предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
В силу пункта 15.1, 15.2 действовавших до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области, утвержденных решением исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов и президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 481/10, основанием признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий являлось занятие гражданами жилой площади 5,5 кв. метра и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь, а также жилой площади в квартирах, заселенных несколькими нанимателями, не связанными родственными отношениями, не являющимися в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РСФСР членами семьи нанимателя, в домах государственного и общественного жилищного фонда.
Как следует из содержания постановлению МЭРА Ломоносовского района Ленинградской области от 11.01.1996 года № 11 истцы приняты на учет нуждающихся жилом помещении, как проживающие в коммунальной квартире, с постановкой их на льготную очередь в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, судебная коллегия находит установленным, что истцы на момент постановки на учет нуждающихся в 1996 году, проживали в коммунальной квартире, то есть жилом помещении заселенном несколькими нанимателями, в связи с чем основание для снятия их с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренного п.п. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ, у администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области отсутствовало, следовательно, в силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", истцы, как принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.Как установлено судебной коллегией истцы имеют право на льготы и компенсации, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждается соответствующими удостоверениями.
В статье 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации, на которых распространяется действие данного Закона.
Согласно пункту 11 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Частью первой статьи 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 этого Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Одной из мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", является обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз (пункт 7 статьи 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки категории граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (пункт 11 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), часть первая статьи 22 данного Закона предоставляет этой категории граждан возможность пользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными статьей 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе и такой мерой социальной поддержки, как обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, пунктом 2 которого установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 г.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу подпункта "е" пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО "Маяк" и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Участниками подпрограммы являются граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Оформление жилищного сертификата и определение величины социальной выплаты осуществляется уполномоченными органами на основании представляемых документов согласно перечню, установленному пунктом 19 вышеназванных Правил.
В соответствии с пунктом 21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируются в отношении граждан - участников основного мероприятия, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, - в хронологической последовательности, в какой граждане - участники основного мероприятия были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом их права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди, установленного законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список) на планируемый год по установленной форме (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Включение граждан - участников основного мероприятия в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
На основании пункта 28 Правил государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил), и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов). Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы (пункт 29 Правил).
По смыслу приведенных выше нормативных положений, списки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющих в силу подпункта "е" пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируются в хронологической последовательности, в которой они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом их права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди, установленного законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что истцы сохраняют право состоять на учете, нуждающихся в жилом помещении, относятся к категории лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", выразили намерение на участие в названной подпрограмме, следовательно оснований для их исключения органом местного самоуправления из списка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», и отмены постановлений администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 10 августа 2017 года № 1682-р/17, от 10 августа 2017 года № 1682-р/17, принятых в отношении ФИО1 и ФИО2, у администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области не имелось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит подлежащими частичному удовлетворению исковые требования истцов к администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, признав незаконными пункты 1, 2 и 3 постановления администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 17 апреля 2018 года № 651/18 в части снятия ФИО1 и ФИО2 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключения их из списка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», и в части отмены постановлений администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 10 августа 2017 года № 1682-р/17, от 10 августа 2017 года № 1682-р/17, принятых в отношении ФИО1 и ФИО2, а также возложив на администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области обязаность: восстановить ФИО1 и ФИО2 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относящихся к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, с даты постановки на учет – 11 января 1996 года; восстановить ФИО1 и ФИО2 в списке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года» с 10 августа 2017 года.
Вместе с тем оснований для возложения на ответчиков обязанности по включению истцов в сводный реестр (список) не имеется, поскольку в силу вышеуказанных положений Правил данный реестр формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления.
При этом доводы стороны ответчика о том, что истцом не было представлено обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность в рамках требований подп «в» п. 16(1) Правил, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку данное обстоятельство не было положено в основу оспариваемых положений постановления от 17 апреля 2018 года № 651/18, и признан утратившим силу постановлением Правительства РФ от 27.06.2018 N 742.
Между тем требования истцов об обязании ответчиков предоставить ФИО1 и ФИО2 жилое помещение – комнату, площадью 8.8 кв.м в двухкомнатной <адрес> общей площадью 40,6 кв.м находящейся по адресу: <адрес> по договору социального найма, судебная коллегия находит не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 2 статьи 59 названного кодекса при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 названной статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
Таким образом, в соответствии с приведенными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, предоставление освободившегося жилого помещения проживающим в коммунальной квартире гражданам осуществляется в заявительном порядке и при условии, что на момент освобождения жилого помещения они признаны или могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, либо которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Вместе с тем доказательств, подтверждающих, что истцы признаны малоимущими или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими в материалы дела не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 12 ноября 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Иск ФИО1 и ФИО2 удовлетворить в части.
Признать незаконными пункты 1, 2 и 3 постановления администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 17 апреля 2018 года № 651/18 в части снятия ФИО1 и ФИО2 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключения их из списка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», и в части отмены постановлений администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 10 августа 2017 года № 1682-р/17, от 10 августа 2017 года № 1682-р/17, принятых в отношении ФИО1 и ФИО2.
Обязать администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области восстановить ФИО1 и ФИО2 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относящихся к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, с даты постановки на учет – 11 января 1996 года.
Обязать администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области восстановить ФИО1 и ФИО2 в списке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года» с 10 августа 2017 года.
В остальной части требований к администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, а также в иске к местной администрации муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области отказать.
Председательствующий
Судьи:
Судья Золотухина А.В.