Судья Северина Н.А. Дело № 33-11478/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 августа 2019 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Самойловой Н.Г.,
судей Сукачева Д.Ю., Петровой Т.П.,
при секретаре Бондарь А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к ООО «Управление отходами - Волгоград» о понуждении заключить публичную оферту в предложенной редакции, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4
на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 13 июня 2019 года, которым постановлено:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в иске к ООО «Управление отходами – Волгоград о понуждении внести в публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ следующие изменения: 1. пункт 6.1. публичной оферты (договора) изложить в следующей редакции: «Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № <...> «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов»; 2. Приложение к публичной оферте (договору) изложить в следующей редакции: наименование объекта – <адрес> ул. им. Менжинского, <адрес>; количество расчетных единиц – 4; объем принимаемых ТКО, м3 в год – расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования коммунальных отходов; место накопления ТКО, способ складирования - <адрес> ул. им. Менжинского, <адрес>; место накопления КГО, способ складирования - <адрес> ул. им. Менжинского, <адрес>; периодичность вывоза ТКО – два раза в неделю, - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сукачева Д.Ю., судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к ООО «Управление отходами - Волгоград» о понуждении заключить публичную оферту в предложенной редакции, возложении обязанности, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГг. между комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области было заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области с ООО «Управление отходами-Волгоград». Начиная с ДД.ММ.ГГГГг. услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами населению Волгоградской области оказывает региональный оператор по обращению с отходами - ООО «Управление отходами-Волгоград», который на своем официальном сайте по адресу http://uo34.ru/dogovora-s-potrebitelyami-volgograd разместил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками/пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и собственниками/пользователями жилых домов (частных домовладений), который в соответствии с его преамбулой является публичным и обязательным для его заключения с потребителями, в том числе и с истцами. В период с 22 октября по ДД.ММ.ГГГГг. общим собранием жильцов <адрес> по ул. им. Менжинского, г. Волгограда, проходившем в очно-заочной форме, было принято решение о заключении собственниками помещений прямых договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть с ответчиком. Начиная с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. истцами в адрес ответчика ценным заказным письмом с уведомление был направлен мотивированный отказ от заключения публичной оферты (договора) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГг. с предложением собственной редакции пункта 6.1 договора и приложения к договору, который ООО «Управление отходами – Волгоград» был получен ДД.ММ.ГГГГг., однако до настоящего времени какого-либо ответа от регионального оператора не последовало. Ссылаясь на положения Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № <...> «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», истцы считают необоснованным производить коммерческий учет твёрдых коммунальных отходов, считают, что они имеют право на заключение договора по обращению с отходами оплачивая услуги региональному оператору расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, а не расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, как это было установлено условиями публичной оферты (договора) от ДД.ММ.ГГГГг. По мнению истцов, действия ответчика нарушают их права как собственников жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме, в части порядка начисления платы за коммунальную услугу по обращению с отходами в предложенной региональным оператором редакции публичной оферты, исходя из норматива накопления отходов, что явилось основанием для подачи настоящего иска.
С учетом изложенного истцы просили суд понудить ответчика внести в публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГг. следующие изменения: пункт 6.1. публичной оферты (договора) изложить в следующей редакции: «Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № <...> «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов»; приложение к публичной оферте (договору) изложить в следующей редакции: наименование объекта – <адрес>, ул. им. Менжинского, <адрес>; количество расчетных единиц 4; объем принимаемых ТКО, м3 в год – расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования коммунальных отходов; место накопления ТКО, способ складирования - <адрес>, ул. им. Менжинского, <адрес>; место накопления КГО, способ складирования - <адрес>, ул. им. Менжинского, <адрес>; периодичность вывоза ТКО – два раза в неделю.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, обратились в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя ответчика ООО «Управление отходами - Волгоград» - ФИО5, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
Статьей 24.6 Закон № 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закон № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Частью 4 статьи 24.7 Закон № 89-ФЗ на собственников твердых коммунальных отходов возложена обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 были приняты Правила «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (далее Правила № 1156).
В соответствии с пунктом 1 указанных Правил № 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 (1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 157.2 ЖК Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 8(11) Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
Пунктом 8 (17) Правил № 1156 определено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Этими же Правилами № 1156 установлено, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, <адрес> многоквартирном <адрес> по ул. им. <адрес> находится в общей долевой собственности истцов.
На основании проведенного в период с 22 октября по ДД.ММ.ГГГГг. общего собрания жильцов вышеуказанного многоквартирного дома, было принято решение о заключении собственниками помещений прямых договоров по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором ООО «Управление отходами-Волгоград» с ДД.ММ.ГГГГг.
ДД.ММ.ГГГГг. на основании заключенного соглашения с комитетом ЖКХ и ТЭК Волгоградской области, ООО «Управление отходами – Волгоград» наделено статусом регионального оператора по обращению с отходами на территории Волгоградской области.
Во исполнении статей 426 и 437 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Региональным оператором ООО «Управление отходами - Волгоград» на официальном сайте по адресу http://uo34.ru/dogovora-s-potrebitelyami-volgograd был размещен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками/пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и собственниками/пользователями жилых домов (частных домовладений). Данный договор в соответствии с его преамбулой является публичным договором (публичной офертой).
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30.06.2017 № 21 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области» были утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области.
Согласно пункту 10.1 приложения к указанному Приказу для категории объектов «Многоквартирные дома» в целях расчеты объемов накопления ТКО утверждена расчетная единица «1 проживающий», с величиной среднемесячного норматива накопления ТКО 0,206 м3/мес. или 35,012 кг/мес.
В соответствии с пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 года № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В тоже время, положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах № 354.
В соответствии с пунктом 148 (30) Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к настоящим Правилам, то есть как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещение на норматив накопления твердых коммунальных отходов и цену на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенную в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с отходами.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к настоящим Правилам.
При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения № 2 к настоящим Правилам соответственно, то есть как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещение на расчетное количество граждан, использующих место (площадке) накопления ТКО на объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТВО за расчетный период и на цену на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенную в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с отходами.
Из материалов дела следует, что ссылаясь на альтернативный способ коммерческого учета, предусмотренный Правилами № 505, и, желая установить в публичной оферте порядок расчета исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, ДД.ММ.ГГГГг. истцы направили в адрес регионального оператора ООО «Управление отходами - Волгоград» мотивированный отказ от заключения публичной оферты (договора) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГг. с предложением собственной редакции п.6.1 договора и приложения к договору, который был получен ответчиком ДД.ММ.ГГГГг.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 24.7 данного Закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.10 этого же Закона определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1). В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что до утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, но не позднее 1 сентября 2017 года, расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
С учетом положений жилищного законодательства, в том числе Правил № 354, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО (пункт 148(30) Правил № 354).
Поскольку нормативы накопления ТКО утверждены приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 13.06.2017 № 21, расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не должен осуществляется по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, предусматривающим расчет платы за услугу по обращению с ТКО на основании объема вывезенных контейнеров.
Следует отметить, что согласно пункту 148(30) Правил № 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 12, 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Оценив все представленные в материалы доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, вышеприведенных норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, выслушав лиц участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истцов к ООО «Управление отходами - Волгоград» о понуждении заключить публичную оферту в предложенной редакции, возложении обязанности.
При этом, суд обоснованно исходил из того, что в нарушении требований статьи 56 ГПК Российской Федерации истцами не представлены сведения о наличии у них собственного места (площадки) накопления отходов, что противоречит требованиям Правил № 354, поскольку исключает возможность применения способа коммерческого учета исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО конкретно для истцов.
Оснований не согласиться с решением суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, нарушение норм процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 13 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи