ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Низовцев А.В.
дело № 33-1148 пост. ...
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Улан-Удэ 06 мая 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Урмаевой Т.А.
судей коллегии Захарова Е.И., Назимовой П.С.,
при секретаре Григорьевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации МО «Тункинский район» о признании права на получение материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества вследствие чрезвычайной ситуации природного характера
по апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2
на решение Тункинскогорайонного суда Республики Бурятия от 23 января 2015 года, которым постановлено:
Удовлетворить исковое заявление ФИО1, ФИО2 к администрации МО «Тункинский район» о признании права на получение материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества вследствие чрезвычайной ситуации природного характера. Признать право ФИО1 и ФИО2, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... года в <...>, на получение единовременной финансовой помощи за частичную утрату имущества в сумме ... руб. на каждого. |
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
обращаясь в суд с иском к Администрации МО «Тункинский район», ФИО1 и ФИО2 просили признать за ними право пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... года в пос. <...>, на получение единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере ... руб. и ... руб.
Требования основаны на том, что истцы являются супругами и проживают в жилом доме по адресу: <...>, который принадлежит ФИО2 на праве собственности. Во время схода селевых потоков и паводковых вод реки ...... года дом истцов был затоплен, вследствие чего утрачено имущество – личные вещи, мягкая мебель, бытовая техника, продукты питания, предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования, а также хозяйственные строения и сооружения, в том числе дорогостоящее котельное оборудование, которое относится к предметам первой необходимости как единственный источник подачи тепла в жилой дом. Согласно заключению комиссии предварительный ущерб составляет ... руб., требуется капитальный ремонт дома. ФИО1 и ФИО2 оказана единовременная материальная по ... руб. каждому в соответствии с распоряжением Правительства Республики Бурятия. Кроме того, ФИО2 выделено еще ... руб. как разовая материальная помощь. Однако полученных денежных средств явно недостаточно для возмещения убытков, поскольку стоимость утраченного имущества первой необходимости составляет ... руб., в том числе ... руб. – вещи индивидуального пользования, ... руб. – мягкая мебель (спальные места), ... руб. – 3 холодильника, электроплита, ... руб. – продукты питания, ... руб. - отопительный котел, ... руб. – расходы на капитальный ремонт пола.
В суде первой инстанции ФИО2 и представитель ФИО3 иск поддержали.
Представитель ответчика МО «Тункинский район» в суд не явился.
Районным судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ФИО1 и ФИО2 просят его отменить. Указывают, что суд в нарушение процессуального закона изменил заявленные исковые требования. Истцы имеют право на получение единовременной финансовой помощи как за утрату предметов первой необходимости, так и материальной помощи на ремонт дома на основании п.33 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 «Об отверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
На заседание судебной коллегии ФИО1, ФИО2 и их представитель ФИО3 не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик Администрация МО «Тункинский район» в суд не явился, о рассмотрении жалобы надлежаще извещен.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по следующим мотивам.
Из материалов дела следует, что ФИО1 и ФИО2 проживают в жилом доме по адресу: <...>, который принадлежит ФИО2 на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от .... ....
Установлено, что в ... года в результате наводнения и схода селевых потоков и паводковых вод реки <...> дом, в котором проживают истцы, подвергся затоплению.
ФИО1 и ФИО2 обратились с заявлением в МО СП «Аршан» о признании их пострадавшими от затопления, что подтверждается справками администрации сельского поселения от ... года.
Согласно акту № ... от ... года, составленному комиссией в составе представителей МО СП «Аршан», органа БТИ, Роспотребнадзора, администрации Тункинского района, жилое помещение по адресу: п. <...>, пригодно для проживания, требуется капитальный ремонт дома, предварительный ущерб составил ... руб.
Разрешая возникший между сторонами спор, судом установлено, что жилой дом истцов действительно пострадал в результате чрезвычайной ситуации, ФИО1 и ФИО2 утратили часть своего имущества первой необходимости, в связи с чем они имеют право на получение единовременной финансовой помощи за частичную утрату имущества в сумме ... руб. на каждого.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы лишь в оспариваемой части.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно статье 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты "Г", "Д" пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года № 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства Резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в Республике Бурятия в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в Республике Бурятия (подпункт «п» пункта 4).
Из искового заявления следует, что ФИО1 и ФИО2 оказана единовременная материальная помощь по ... руб. каждому в соответствии с распоряжением Правительства Республики Бурятия № 384-р от 01 июля 2014 года.
Также ФИО2 как собственнику жилого дома из резервного фонда ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительства Республики Бурятия определено оказать материальную помощь в сумме ... руб.
Возмещение ущерба в таком размере предусмотрено Соглашением о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия от 23 июля 2014 года, заключенному между Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия и МО «Тункинскиий район», в пункте 2.2.2 которого предусмотрено, что размер финансовой помощи за частично утраченное имущество составляет ... руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество – ... руб.
Таким образом, факт нуждаемости истцов в финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости установлена судом.
Из дела видно, что ФИО1 и ФИО2 частично утратили имущество, а не полностью, что следует из акта обследования жилого помещения в п. Аршан, микрорайон, дом 12.
Из анализа приведенных выше законодательных актов, следует, что ни законодательство Российской Федерации, ни законодательство Республики Бурятия не возлагает на органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанности в полном объеме возмещать гражданам убытки, возникшие в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, в связи с чем требования ФИО1 и ФИО2 о признании за ними права на получение единовременной финансовой помощи за утрату имущества в сумме ... руб. и ... руб. соответственно не основано на законе.
Ссылка истцов на постановление Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» является несостоятельной, поскольку данное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. К рассматриваемым правоотношениям названное Положение не применимо, вопросы оказания материальной помощи в связи с повреждениями жилого помещения той или иной степени Положение не регламентирует.
Ссылка истцов на постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750 не может быть принята во внимание, поскольку указанное постановление утратило силу.
Требование об осуществлении выплат за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий истцами не заявлялось. Обращаясь в суд, ФИО1 и ФИО2 заявили требования к органу местного самоуправления. Между тем, в рассматриваемом случае на Администрацию МО «Тункинкой район» в силу закона не может быть возложена обязанность по возмещению ущерба истцам в полном объеме, поскольку действия администрации района не находятся в прямой причинной связи с наступившими последствиями.
Приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, которые могли привести к неправильному разрешению спора.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что в апелляционной жалобе не приведены иные доводы, которые могли бы повлиять на существо принятого решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, проверенного по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ по доводам апелляционной жалобы, и оставляет решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 23 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Т.А. Урмаева
Судьи: Е.И. Захаров
П.С. Назимова