ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-115 от 14.01.2015 Тверского областного суда (Тверская область)

  Дело № 33-115 судья Бичан Т.О. 2015 год

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 14 января 2015 года город Тверь

 Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе:

 председательствующего судьи Образцовой О.А.,

 судей Акатьевой Т.Я., Буйнова Ю.К.,

 с участием прокурора Гнусарева В.Н.,

 при секретаре Браташ Т.В.

 рассмотрела в открытом судебном заседании

 по докладу судьи Акатьевой Т.Я.

 дело по апелляционной жалобе ООО «Твой город» на решение Центрального районного суда г.Твери от 03 октября 2-014 года, которым постановлено:

 «В удовлетворении требований ООО «Твой город» о признании противоречащим закону и недействующим полностью со дня принятия постановления от 29 октября 2013 года Администрации г. Твери № 1332 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций (1-ая очередь) и сборника типовых рекламных и информационных конструкций г. Твери » -отказать.»

 Судебная коллегия

 установила:

 ООО «Твой город» обратилось в Центральный районный суд г.Твери с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим со дня принятия постановления от 29 октября 2013 года Администрации г. Твери № 1332 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций (1-ая очередь) и сборника типовых рекламных и информационных конструкций г. Твери».

 В обоснование требований в заявлении указано, что 29 октября 2013 года Администрацией города Твери принято постановление № 1332 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций (1-я очередь) и сборника типовых рекламных и информационных конструкций города Твери». Данное постановление с утвержденной схемой размещения рекламных конструкций является нормативным правовым актом и нарушает охраняемые законом права и интересы заявителя, противоречит нормам законодательства, а потому подлежит признанию недействующим в полном объеме. В обоснование заявления указывает, что нарушена процедура принятия нормативного акта, не проведены предварительные слушания, в нарушение требований закона утверждена лишь 1-ая очередь схемы размещения. Кроме того орган, принявший нормативный правовой акта, не доказал соответствие данного акта требованиям закона.

 В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил свое заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ, в обоснование заявления заявитель указывает на то, что оспариваемый нормативный акт принят неуполномоченным органом, и поэтому подлежит отмене в полном объеме. В соответствие с п. 21 ст. 48 Устава города Администрация г. Твери наделена следующими полномочиями в области рекламы: выдает разрешения на распространение наружной рекламы на территории города Твери, выдает разрешения на установку рекламных конструкций на территории города Твери, аннулирует такие разрешения, выдает предписания о демонтаже самовольно  установленных вновь рекламных конструкций на территории города Твери. Подпунктом 1 п. 2 ст. 30 Устава г. Твери к компетенции Тверской Городской Думы отнесено принятие по вопросам местного значения решений, устанавливающих правила, общеобязательные для исполнения на территории г. Твери в соответствии с законодательством.

 В судебном заседании представители заявителя - ООО «Твой город» ФИО11. и ФИО6 поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, просили их удовлетворить.

 Представитель заинтересованного лица - администрации г.Твери по доверенности ФИО7 в судебном заседании представил возражения на заявление, в которых указал на то, что с заявлением ООО «Твой город» о признании постановления администрации города Твери от 29.10.2013 г. № 1332 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций (1-я очередь) и сборника типовых рекламных и информационных конструкций города Твери» «полностью противоречащим закону и недействующим полностью со дня его принятия» администрация города Твери не согласна. Оспариваемое постановление подпадает под признаки нормативного правового акта, поскольку устанавливает правила поведения, обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим актом, имеет сферу действия в границах всего муниципального образования - Тверского городского округа. Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, и его законности возлагается на орган, принявшего оспариваемый акт, администрация города поясняет следующее.

 Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» суд при рассмотрении дел данной категории обязан выяснить порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

 предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

 Отношения в области распространения наружной рекламы регламентируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». В соответствии с п. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе полномочия по утверждению схем размещения рекламных конструкций возложены на органы местного самоуправления. Аналогичная норма имеется в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Закона № 131 утверждение схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа относится к вопросу местного значения. Применительно к городу Твери вопрос об утверждении схемы размещения рекламных конструкций определён в перечень вопросов местного значения п. 27 ст. 7 Устава города Твери, утверждённого решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 № 68. Согласно Закону № 131 по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В городе Твери согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Твери могут издавать муниципальные правовые акты. Пунктом 4 ст. 7 Закона № 131 предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Пунктом 4 ч.1 ст. 59 Устава города Твери, предусмотрено право администрации города Твери издавать по вопросам местного значения нормативные акты в виде постановлений.

 Федеральный закон от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязал органы местного самоуправления утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе.

 Действуя во исполнение требований федерального закона, администрация города Твери в целях формирования единого рекламно-информационного пространства и упорядочения устанавливаемых рекламных конструкций разработала и утвердила концепцию размещения объектов наружной рекламы и информации на территории города Твери, которая была опубликована в газете «Муниципальные вести» № 56 (721) от 02.11.2013 года. В указанной Концепции Сформированы принципы и методика размещения средств наружной рекламы, информации и элементов городского благоустройства, которые взяты за основу при проектировании и разработки точечной дислокации всех видов и типов рекламных конструкций. Главная задача разработки Концепции - это осуществление комплексного подхода к благоустройству всей территории города -формирование гармоничной городской среды, основанное на согласованном

 размещении рекламных конструкций, объектов городской информации и благоустройства. Положения Концепции были положены в основу определения рекламных мест на территории города Твери.

 В соответствии с Законом «О рекламе» решением Тверской городской Думы от 27.07.2004 № 66 «Об утверждении Правил распространения наружной рекламы в городе Твери», принципами и методикой размещения средств наружной рекламы, сформированных Концепцией, администрацией города постановлением от 29.10.2013 г. № 1332 была утверждена схема размещения рекламных конструкций (1-я очередь) на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности муниципального образования город Тверь. Нормативный акт, утвердивший схему, обязателен для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами и носит определённый характер, действие которого распространяется на всю территорию городского округа.

 В соответствии с правилами введения нормативных правовых актов в действие данный нормативный акт Управлением информации администрации города был опубликован в газете «Муниципальные вести» № 56 (721) от 02.11.2013 года и 06.11.2013 года Управлением информационных ресурсов и технологий администрации города размещён на официальном сайте администрации города Твери в информационно-коммуникационной сети Интернет. Таким образом, схема была утверждена надлежащим органом с соблюдением установленного порядка в соответствии с законом. Нормативный акт администрации города, утвердивший схему, какому-либо закону не противоречит. Схема была согласована в соответствии с Порядком, утверждённым Постановлением Правительства Тверской области от 06.08.2013 г. № 367-пп «Об утверждении порядка согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений».

 Представитель заинтересованного лица - администрации г.Твери по доверенности ФИО7 в возражениях на заявление также указывает, что утверждение ООО «Твой город» о необходимости проведения публичных слушаний в ходе процедуры принятия схемы является необоснованным, противоречащим закону. В соответствии с ч. 2 ст. 28 ГК РФ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений статьи 28 ГК РФ. Проведение публичных слушаний в городе Твери регулируется Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам регулирования градостроительной деятельности на территории города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 28.11.2007 № 178 (224) и Временными Правилами землепользования и застройки города Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71. Согласно Положению администрация города организует и проводит публичные слушания: по обсуждению проекта генерального плана, предложений о внесении в них изменений; по вопросам градостроительной деятельности: о проекте правил землепользования и застройки города Твери, либо о проекте правового акта о внесении в них изменений; о проекте планировки и проекте межевания территории города Твери; о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства; о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Согласно Правилам проведение публичных слушаний предусмотрено по вопросам землепользования и застройки. Таким образом, градостроительное законодательство не обязывает органы местного самоуправления организовывать публичные слушания при утверждении схемы. Закон о рекламе, регламентирующий отношения в сфере рекламы, также не содержит нормы о проведении публичных слушаниях. Кроме того, исходя из характера, назначения, вида, способа монтажа и целей использования рекламные конструкции должны рассматриваться только как движимые вещи, заведомо устанавливаемые на определённый период времени и демонтируемые (перемещаемые) без несоразмерного ущерба их назначению. Порядок размещения движимых вещей на территории городского округа градостроительным законодательством не регламентируется. Администрация г. Твери полагает, что заинтересованное лицо подтвердило, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий администрации города Твери с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку и введения его в действие, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, является определенным.

 Довод заявителя о том, что оспариваемым нормативным актом нарушается право ООО «Твой город» на свободное занятие предпринимательской деятельности являются несостоятельным, поскольку не имеет правового обоснования.

 В соответствии с Законом «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется посредством проведения торгов (конкурса и аукциона). Лоты для торгов формируются исключительно на основании перечня рекламных мест, определяемых в соответствии с утвержденной схемой. Таким образом, с целью извлечения предпринимательской выгоды заявитель вправе подать свою заявку на участие в проводимых торгах и в случае победы правомерно  разметить на определённых схемой местах рекламные конструкции на основании договора и разрешения. Следует отметить, что Закон о рекламе не содержит указания о распространении его измененных положений на ранее заключенные сроком до 5 лет договоры, а также о допустимости пролонгации или переоформления этих договоров без проведения торгов.

 По данным Управления потребительского рынка и контроля администрации города Твери, являющегося уполномоченным органом администрации города Твери в сфере рекламы, сроки договоров с ООО «Твой город» на размещение рекламных конструкций окончены в 2012 году. При этом заявителем не была исполнена обязанность по договорам в части демонтажа рекламных конструкций по истечению сроков действия таких договоров. Таким образом, исходя из противоправности поведения предпринимателя, эксплуатировавшего рекламную конструкцию без разрешения и договора, оснований для признания действий администрации города Твери нарушением прав и законных интересов предпринимателя не имеется. По мнению представителя администрации города Твери, отсутствие доказательств нарушенного права также является основанием для отказа в удовлетворении требований.

 В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечена в качестве заинтересованного лица Тверская городская Дума.

 В судебном заседании представитель Тверской городской Думы по доверенности ФИО8 не признала заявленных требований, просила отказать в удовлетворении заявления ООО «Твой город».

 Суд постановил решение об отказе в удовлетворении вышеизложенных требований.

 В апелляционной жалобе ООО «Твой город» ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения. В обоснование жалобы ссылается на те же доводы, что изложены в исковом заявлении, а именно указывает, что судом не учтено то, что оспариваемый нормативный акт принят неуполномоченным органом, нарушена процедура принятия нормативного акта, не проведены предварительные слушания, в нарушение требований закона утверждена лишь 1-ая очередь схемы размещения. Кроме того орган, принявший нормативный правовой акта, не доказал соответствие данного акта требованиям закона. Таким образом, судом не правильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены постановленного по делу решения.

 В суде апелляционной инстанции представитель заявителя ООО «Твой город», представитель заинтересованного лица – администрации <адрес> будучи надлежаще уведомленным о дне и времени слушания дела не явились. Судебная коллегия на основании ч.1 ст.327, ст.167 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

 Представитель Тверской Городской Думы ФИО8 пояснила, что с доводами апелляционной жалобы не согласна, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 Выслушав участников процесса, заслушав мнение прокурора, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд признает нормативный правовой акт недействующим, если установит, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

 Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 29 октября 2013 года Администрацией города Твери принято постановление № 1332 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций (1-ая очередь) и сборника типовых рекламных и информационных конструкций г. Твери». Данное постановление было опубликовано в газете «Муниципальные вести» № 56 (721) от 02.11.2013 года, и размещено на официальном сайте администрации города Твери в информационно-коммуникационной сети Интернет.

 Заявитель оспаривает постановление от 29.10.2013 года Администрации г. Твери № 1332 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций (1-ая очередь) и сборника типовых рекламных и информационных конструкций г. Твери», поскольку данный нормативный акт нарушает охраняемые законом права и интересы заявителя, противоречит нормам законодательства, а потому подлежит признанию недействующим в полном объеме. Кроме того, заявитель ссылается на тот факт, что постановление Администрации города Твери принято неуполномоченным органом.

 Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что у Администрации г.Твери имелись все полномочия для утверждения схемы размещения рекламных конструкций и принятия оспариваемого решения, процедура принятия постановления об утверждении схемы размещения рекламных конструкций соблюдена, также суд указал на отсутствие обязанности проведения публичных слушаний при утверждении схемы размещения рекламных конструкций. Кроме того, судом первой инстанции не установлено нарушения прав и законных интересов ООО «Твой город» оспариваемым нормативным актом.

 С вышеизложенными выводами суда соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на верном толковании закона, убедительно мотивированы и обоснованы.

 Принимая указанное решение, суд первой инстанции, обоснованно руководствовался положениями ст. 13 ГК РФ, ст. 247 ГПК РФ, п. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.206 года № 38-ФЗ «О рекламе», п. 21 ст. 48 Решения Тверской городской Думы от 23.06.2005 года № 68 «О принятии Устава города Твери» (в ред. решения Тверской городской Думы от 11.03.2014 № 71), п. 27 ст. 7 Устава города Твери, п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства Тверской области от 06.08.2013 года № 367-пп «Об утверждении порядка согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений», п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

 Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела в пределах заявленных требований, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

 Доводы апелляционной жалобы не подрывают правильности выводов суда по существу рассмотренного заявления, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, полностью повторяют позицию, изложенную при рассмотрении дела районным судом, направлены на иную оценку обстоятельств дела и представленных по делу доказательств и не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения.

 Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 решение Центрального районного суда г. Твери от 03 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Твой город» - без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи