ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11522/16 от 19.10.2016 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Федорова А.В. Дело № 33-11522/16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 октября 2016 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего Науменко Л.А.

судей Варнавского В.М., Тертишниковой Л.А.

при секретаре Ахроменко А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.Т.Ф., самостоятельным требования третьего лица Б.С.Ф. к МУПЖ-ЭП «Кучук» об определении места узла учета холодной воды

по апелляционной жалобе истца Б.Т.Ф., третьего лица Б.С.Ф. на решение Благовещенского районного суда Алтайского края 19 августа 2016 года.

Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., пояснения Б.Т.Ф., Б.С.Ф., их представителя Б.К.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Б.Т.Ф. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в р.<адрес> Алтайского края, свидетельство о праве собственности получено в марте 2016 года.

ДД.ММ.ГГ она обратилась в МУПЖ-ЭП «Кучук» с заявлением о заключении договора на холодное водоснабжение и просьбой опломбировать счетчик холодной воды в связи с вводом принадлежащего ей жилого дома в эксплуатацию. Прибор учета холодной воды был установлен самостоятельно в доме на месте входа трубы подачи холодной воды ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ между Б.Т.Ф. и МУПЖ-ЭП «Кучук» был заключен договор *** на пользование холодным водоснабжением, согласно которому Б.Т.Ф. обязалась получить технические условия в МУПЖ-ЭП «Кучук» для установки индивидуальных приборов учета холодной воды. ДД.ММ.ГГ был выдан проект технических условий, поскольку с заявкой на выдачу технических условий она не обратилась.

ДД.ММ.ГГ представителем МУПЖ-ЭП «Кучук» составлен акт, согласно которому прибор учета холодной воды у потребителя Б.Т.Ф. по адресу <адрес> в эксплуатацию не допускается со ссылкой на то, что не выполнены технические условия на установку узла учета.

Б.Т.Ф. обратилась в суд с иском к МУПЖ-ЭП «Кучук», просила признать действия МУПЖ-ЭП «Кучук» по понуждению установить прибор учета воды в смотровом колодце незаконными, обязать ответчика определить узел учета холодной воды на месте входа в дом трубы подачи холодной воды и опломбировать счетчик, обязать ответчика произвести перерасчет предъявленных сумм по повышенным нормативам за потребление воды на реальное потребление по счетчику с июня 2016 года.

В обоснование исковых требований Б.Т.Ф. указала, что с проектом технических условий по определению места узла учета холодной воды в смотровом колодце она была не согласна, что отразила в своем письме в МУПЖ-ЭП «Кучук». Полагает, что эти техусловия не соответствуют законодательству. Несогласие мотивировала тем, что невозможно выполнить пункты 5 и 8 технических условий, а именно узел учета холодной воды установить на границе балансовой принадлежности в месте, максимально приближенном к задвижке потребителя и удобном для снятия показаний расхода холодной воды. Приборы учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу. Полагает, что контрольный колодец не является удобным местом для снятия показаний расхода холодной воды, она не имеет физической возможности добраться в колодец, который является потенциально травмоопасным объектом, доступ в него должны осуществлять специалисты. Контрольный колодец не является ее собственностью и находится вне территории ее земельного участка.

Из письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, поступившего в адрес ее супруга Б.С.Ф., следует, что требования водоснабжающей организации являются незаконными. Отказом в опломбировании счетчика истцу были причинены убытки, которые заключаются в повышенной оплате за воду по непомерно завешенным тарифам, а не по показаниям счетчика.

Определением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца был привлечен Б.С.Ф., который заявил самостоятельные требования по тем же основаниям, что и истец, просил признать действия МУПЖ-ЭП «Кучук» по понуждению установить прибор учета воды в смотровом колодце незаконными, обязать ответчика определить узел учета холодной воды на месте входа в дом трубы подачи холодной воды и опломбировать счетчик, обязать ответчика произвести перерасчет предъявленных сумм по повышенным нормативам за потребление воды на реальное потребление по счетчику с июня 2016 года.

Представитель ответчика МУПЖ-ЭП «Кучук» Ш.В.Д. возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что у МУПЖ-ЭП «Кучук» имеются разводящие водопроводные поселковые сети (система централизованного водоснабжения населенного пункта). Эти сети находятся на балансе предприятия и входят в зону эксплуатационной ответственности предприятия. Для того чтобы собственник жилого дома мог получить воду, ему необходимо провести процедуру подключения к централизованной системе водоснабжения населенного пункта, провести так называемую присоединительную линию абонента. Точка подключения присоединительной линии абонента к разводящей водопроводной поселковой сети и является границей, на которой в соответствии с законом должен быть установлен прибор учета воды.

Прибор учета воды входит в так называемый узел учета, включающий в себя хомут и все оборудование на нем – сгоны, муфты, вентиль, собственно прибор учета воды. Узел учета должен быть оборудован в смотровом колодце, что следует из п. 4.1 СНиП 2.04.01-85*, п. 49 ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) п. 8.30. СНиП 2.04.02.-84*. Такие же требования к размещению приборов учета воды содержатся и в Правилах коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013г. № 776.

Решением Благовещенского районного суда Алтайского края 19 августа 2016 года в удовлетворении исковых требований Б.Т.Ф., Б.С.Ф. отказано.

Б.Т.Ф. и Б.С.Ф. в апелляционной жалобе просят решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование указывают, что судом не учтены разъяснения Роспотребнадзора по Алтайскому краю, не принято во внимание, что договор на пользование холодной водой был выдан без технических условий, требования ответчика об установке счетчика в смотровом колодце на центральной магистрали водопровода противоречат указанному в технических условиях и нарушают законодательство. Ссылаясь на положения постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, истцы полагают, что установка индивидуального прибора учета холодной воды в месте, не доступном для потребителя, влечет ограничение и нарушение прав истца. Устранение подобного нарушения возможно только путем обязания ответчика определить узел учета холодной воды при входе в дом трубы и последующей опломбировки счетчика. В подтверждение доводов жалобы ссылаются на судебную практику других регионов России.

Ответчиком представлены возражения на жалобу с просьбой оставить ее без удовлетворения.

Б.Т.Ф., Б.С.Ф. и их представитель в судебном заседании апелляционной инстанции настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Проверив материалы дела исключительно в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О водоснабжении и водоотведении» по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В части 5 указанной статьи перечислены существенные условия договора водоснабжения, к числу которых относятся: порядок осуществления учета поданной воды; границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей (пункты 6, 8).

Согласно ч. 7 ст. 13 указанного Закона местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.

В силу п. 11 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О водоснабжении и водоотведении» под коммерческим учетом воды и сточных вод (далее также - коммерческий учет) понимается определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений (далее - приборы учета) или расчетным способом.

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 20 этого Закона коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения. Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом (часть 4 указанной статьи).

Согласно ч. 6 ст. 20 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.

В ч. 1 ст. 18 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» указано, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Как следует из подп. «б» п. 95 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации точка подключения (технологического присоединения) указывается в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения. В ч. 13 ст. 18 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между МУП жилищно-эксплуатационное предприятие «Кучук», являющимся организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, и Б.Т.Ф. заключен договор *** от ДД.ММ.ГГ на пользование холодным водоснабжением в отношении жилого дома и земельного участка по адресу: р.<адрес>. В пункте 2.2 договора указано, что холодная вода подается до места присоединения к центральному водопроводу или до границы разграничения балансовой принадлежности, т.е. до запорной арматуры в колодце.

Согласно п. 32 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила водоснабжения) при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента.

Сторонами по настоящему делу акт разграничения эксплуатационной ответственности не составлялся.

Таким образом, заключенным сторонами договором определена точка подключения и граница эксплуатационной ответственности, которая в данном случае тождественна границе балансовой принадлежности, – по месту нахождения запорной арматуры в колодце. При этом место установки прибора учета воды в договоре сторонами не согласовано.

Как указано в ч. 5 ст. 18 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 названного Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды опломбируются организациями, которые осуществляют холодное водоснабжение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Аналогичное правило закреплено в подп. «д» п. 35 Правил водоснабжения, где указано, что абонент обязан установить приборы учета холодной воды, сточных вод (в случае если установка прибора учета сточных вод является обязательной для абонента в соответствии с требованиями настоящих Правил) на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

По смыслу указанных норм, на абонента возложена обязанность установить прибор учета холодной воды именно на границе балансовой принадлежности, которая определяется договором водоснабжения. Иное место установки прибора может быть предусмотрено договором водоснабжения.

При наличии нормы закона, прямо регулирующей место установки прибора учета, не может быть принята во внимания ссылка стороны истца на СНИПы, ГОСТы, другие технические нормы и правила, так как эти акты имеют меньшую юридическую силу и не могут устанавливать иные правила в противоречии с законом.

Поскольку в данном случае в договоре граница балансовой принадлежности определена в месте нахождения запорной арматуры в колодце, у Б.Т.Ф. возникла обязанность установить прибор учета воды на указанной границе, так как иное место договором не установлено. Соответствующие разъяснения потребителю, которые давали работники организации, осуществляющей холодное водоснабжения, являлись правомерными, отвечали содержанию вышеуказанных правовых норм.

При этом ответчик не совершал действия, понуждающие истицу установить прибор учета в смотровом колодце, а отказался опломбировать самовольно установленный истицей прибор учета в жилом доме на месте ввода трубы холодного водоснабжения, составив соответствующий акт (л.д. 10). Истцом требования об оспаривании указанного акта не предъявлены, условия договора холодного водоснабжения также не оспорены. Начисление оплаты за потребление воды расчетным способом при таких обстоятельствах соответствовало закону, так как прибор учета не был введен в эксплуатацию.

Доводы истицы о том, что установка прибора учета ею была осуществлена не самовольно, а правомерно, в рамках исполнения возложенной на нее законом обязанности, не соответствуют закону.

Так, согласно ч. 8 ст. 18 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установка, замена, эксплуатация, поверка приборов учета воды, сточных вод осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (ред. от 29.05.2015), порядок установки, эксплуатации, поверки, ремонта и замены узлов учета предусматривает, в числе прочего, совершение следующих действий: получение технических условий на проектирование узла учета; проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета; допуск к эксплуатации узла учета.

Таким образом, до установки прибора учета истице необходимо было получить соответствующие технические условия, согласовав с ответчиком в том числе и место его установки. Без получения таких технических условий установка прибора учета являлась самовольной.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности установки счетчика в колодце в связи с отсутствием там условий для нормальной работы счетчика (низкая температура, ненормативная влажность) не могут быть приняты во внимание, поскольку являются бездоказательными. Доступ в колодец возможен, согласно имеющимся в деле фотографиям Б.С.Ф. спускался туда.

Поэтому техническая невозможность установки счетчика в колодце согласно п. 2 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения, утв. приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 62, не установлена.

Оценивая доводы жалобы о невозможности исполнения потребителем обязанности предоставлять показания счетчика, установленного в колодце, в связи с тем, что спуск в колодец травмоопасен, поэтому должен осуществляться только специалистами, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с подп. «а» п. 5, п. 10 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее – Правила коммерческого учета воды) коммерческий учет холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод осуществляется абонентом, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения.

Сбор сведений о показаниях приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах, количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), осуществляется абонентом или транзитной организацией, если иное не предусмотрено договорами абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.

Таким образом, в договоре водоснабжения может быть предусмотрено, что учет потребления холодной воды и сбор сведений о показаниях приборов осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение.

Согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 1 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, использующий воду для бытового потребления, вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом другой стороны и полной оплаты использованной воды.

В силу ч. 3 ст. 13 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» договор водоснабжения является публичным договором. Согласно абз. 2 п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Следовательно, потребитель вправе отказаться от действующего договора и при невозможности снятия показаний прибора учета холодной воды, установленного в труднодоступном месте (в случае доказанности возможного нарушения требований безопасности при исполнении обязательств по договору холодного водоснабжения), предложить включить во вновь заключаемый договор либо обязанность организации, осуществляющей водоснабжение, снимать показания счетчика, либо условие о другом месте установки счетчика, а при отказе заключить договор в добровольном порядке – предъявить в суд требование о заключении договора на таких условиях.

При этом действительно, как указано в пункте 21 Правил организации коммерческого учета воды, в случае если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета.

Кроме того, согласно п. 13 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776, в целях контроля объемов поданной (полученной) воды абонент вправе использовать контрольные (параллельные) приборы учета холодной воды при условии уведомления другой стороны договора об использовании таких приборов учета. Контрольные (параллельные) приборы учета холодной воды устанавливаются на сетях организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, транзитной организации или абонента в местах, позволяющих обеспечить коммерческий учет подаваемой абоненту воды.

Установка, замена, эксплуатация и поверка контрольных (параллельных) приборов учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод осуществляются в соответствии с процедурами, предусмотренными для установки, замены, эксплуатации и поверки основных приборов учета, предусмотренными названными Правилами.

Таким образом, установив прибор учета холодной воды в колодце в порядке, предусмотренном действующим законодательством, истица вправе потребовать опломбирования и введения в эксплуатацию второго прибора, установленного в доме, в качестве контрольного (параллельного), позволяющего ей снимать показания, не выходя из дома, которые также могут быть использованы для расчетов по договору без оплаты за потери (в случае отсутствия расхождений с показаниями основного прибора учета).

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что истец и третье лицо располагают иными (в том числе несудебными) способами защиты права на осуществление надлежащего учета потребленной холодной воды, выбранный ими способ защиты является ненадлежащим, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Благовещенского районного суда Алтайского края ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Б.Т.Ф., третьего лица Б.С.Ф. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: