судья Гапеенко Е.В.
№ 33-1153-2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск
03 апреля 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Устинович С.Е.
судей
ФИО1
ФИО2
при секретаре
ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО4 к прокуратуре Мурманской области о признании права на перерасчет пенсии с учетом повышения должностного оклада и понуждении к выплате недополученной пенсии,
по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 декабря 2012 года , по которому постановлено:
«Исковые требования ФИО4 к прокуратуре Мурманской области о признании права на перерасчет пенсии с учетом повышения должностного оклада и понуждении к выплате недополученной пенсии - оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Устинович С.Е., объяснения истицы ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика прокуратуры Мурманской области Роговской Л.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО4 обратилась в суд с иском к прокуратуре Мурманской области о признании права на перерасчет пенсии с учетом повышения должностного оклада и понуждении к выплате недополученной пенсии.
Заявленные требования мотивировала тем, что она проходила службу в органах прокуратуры Мурманской области с _ _ июля 1983 года по _ _ августа 2002 года, уволена на пенсию по выслуге лет с должности старшего помощника прокурора *** округа города Мурманска в чине советника юстиции. Пенсия ей исчислена из денежного содержания, включающего в себя должностной оклад по последней занимаемой штатной должности старшего помощника прокурора *** округа города Мурманска, в размере 54% от оклада Генерального прокурора Российской Федерации.
В начале 2012 года ей стало известно, что после ее увольнения изменился порядок исчисления пенсий прокурорским работникам и оклад по должности, которую она занимала до увольнения, повысился.
Несмотря на установление с _ _ сентября 2007 года повышенного должностного оклада старшим помощникам прокурора округа в городе Мурманске в размере 59% от должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, перерасчет ее пенсии в связи с указанным увеличением денежного содержания, произведен не был. Ей был сделан перерасчет пенсии с _ _ июля 2008 года исходя из оклада по должности в размере *** рубля *** копейка, что составляет 54% от оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации равного *** рублям *** копейкам. По состоянию на _ _ июля 2007 года для исчисления ее пенсии применялся оклад - *** рублей *** копеек.
Полагала, что в соответствии с законом она имеет право на перерасчет пенсии с _ _ сентября 2007 года, в связи с тем, что с этой даты изменился должностной оклад по должности, которую она занимала до увольнения, в результате чего денежное содержание прокурорских работников, состоящих на службе по должности старший помощник прокурора округа, повысилось.
Считает, увеличение денежного содержания действующих прокурорских работников, служит основанием для одновременного пересмотра размера пенсий, выплачиваемых пенсионерам органов прокуратуры, занимавшим аналогичные должности и выполнявшим те же служебные обязанности. В связи с чем, находит, что ей необходимо было произвести перерасчет пенсии с _ _ сентября 2007 года, взяв для расчета пенсии должностной оклад старшего помощника прокурора округа в размере 59% от должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, то есть *** рублей *** копеек, а с _ _ июля 2008 года необходимо было произвести перерасчет ее пенсии в связи с повышением окладов в 1,085 раза, исчислив пенсию исходя из должностного оклада в размере 59%, то есть *** рублей *** копеек от должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, который составляет *** рублей *** копеек.
По ее мнению, то обстоятельство, что она была уволена на пенсию до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2005 года № 467 (в редакции постановления Правительства РФ от 28 мая 2008 года № 402), устанавливающего повышенный оклад по должности, которую она занимала, юридического значения не имеет, поскольку предполагает неравное положение пенсионеров прокуратуры Российской Федерации, занимавших одинаковые должности до увольнения из прокуратуры и выполнявших одни и те же служебные обязанности в зависимости от времени увольнения со службы.
Просила суд признать за ней право на перерасчет ранее назначенной пенсии с учетом повышения с _ _ сентября 2007 года оклада по должности старшего помощника прокурора округа до 59 % от должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и обязать пенсионную службу прокуратуры Мурманской области производить исчисление пенсии с _ _ сентября 2007 года, исходя из должностного оклада в размере 59 % от должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора РФ. С учетом того, что выплата пенсии в настоящее время ей производится в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, просила суд обязать прокуратуру Мурманской области произвести перерасчет пенсии и выплатить недополученную пенсию за период с _ _ сентября 2007 года по день вынесения решения в размере *** рубля *** копеек, исходя из разницы предполагаемой к выплате пенсии и фактически выплачиваемой пенсии за указанный период.
В судебном заседании истец ФИО4 и ее представитель ФИО5 иск поддержали.
Представитель ответчика прокуратуры Мурманской области Роговская Л.Ю. иск не признала.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО4, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные исковые требования.
Полагает, что при разрешении спора суду следовало руководствоваться Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям».
Однако, суд при рассмотрении ее иска неправильно истолковал закон, не применил закон, подлежащий применению, и применил закон, не подлежащий применению.
Считает, что во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 41-10 от 12 августа 2008 года прокуратуре Мурманской области необходимо было произвести перерасчет ее пенсии, взяв для расчета пенсии с _ _ сентября 2007 года должностной оклад старшего помощника прокурора округа в размере 59% от должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, то есть *** рублей *** копеек. А с _ _ июля 2008 года произвести перерасчет пенсии в связи с повышением окладов в 1,085 раза, исчислив пенсию с должностного оклада в размере 59% от должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации равного *** копейкам, то есть *** рублей *** копеек.
Находит ошибочными выводы суда об отсутствии у нее права на перерасчет пенсии с учетом повышения оклада по должности, которую она занимала до увольнения до 59% к окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поскольку они предполагают неравное положение пенсионеров прокуратуры Российской Федерации, занимавших одинаковые должности до увольнения из прокуратуры и выполнявших одни и те же служебные обязанности в зависимости от времени увольнения со службы и противоречат статье 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, пункту 14 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, постановлению Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 942.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Мурманской областной прокуратуры Роговская Л.Ю., просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
В силу положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В статье 44 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено пенсионное обеспечение прокуроров осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Виды, назначение, выплата пенсий и пособий, исчисление выслуги лет, а также перерасчет пенсий установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 941 от 22 сентября 1993 года, постановлением Правительства Российской Федерации № 942 от 12 августа 1994 года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям».
Основания пересмотра пенсий лицам, проходившим службу в органах прокуратуры Российской Федерации, установлены статьей 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (далее - Закон), согласно пункту «б» части первой которой пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.
Одним из оснований пересмотра пенсии указанным лицам является увеличение денежного довольствия военнослужащих. Пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением (подпункт «б» пункт 1 статья 49). При этом порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 49 Закона).
Названный порядок установлен подпунктом «б» статьи 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, согласно которому в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим и их семьям, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.
Ранее назначенные пенсии пересчитываются по нормам, установленным Законом, исходя из суммы увеличенного денежного довольствия в порядке, предусмотренном пунктами 8-10, 12 и 13 Постановления Правительства Российской Федерации № 941.
В денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 Постановления № 941, включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому (специальному) званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная в этих окладах.
В силу статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» денежное содержание прокурорских работников состоит наряду с другими составляющими из должностного оклада.
Должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, который составляет 80% должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Федеральным законом от 15 июля 2005года № 85-ФЗ года внесены изменения в статью 44 Закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии со статьей 2 указанного закона размеры должностных окладов, устанавливаемые прокурорским работникам в соответствии с настоящим Федеральным законом, не могут быть меньше размеров должностных окладов прокурорских работников, установленных на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 2 процентное соотношение должностных окладов прокурорских работников, действовавшее в соответствии с законодательством Российской Федерации ко дню вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением процентного соотношения должностных окладов Генерального прокурора Российской Федерации и первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, сохраняется.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Гражданского Кодекса Российской Федерации действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации, определяются правилами настоящей главы.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как видно из дела и установлено судом, ФИО4 проходила службу в органах прокуратуры Мурманской области с _ _ июля 1983 года по _ _ августа 2002 года.
В соответствии с приказом прокурора Мурманской области от _ _ марта 2002 года № 59 ФИО4 на основании поданного ею рапорта была назначена на должность старшего помощника прокурора *** административного округа города Мурманска с окладом 54 % от должностного оклада Генерального прокурора Российской Федерации.
Приказом прокурора Мурманской области от _ _ августа 2002 года № * ФИО4 уволена из органов прокуратуры по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
ФИО4 назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет по линии прокуратуры в порядке, определенном Положением об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942.
Согласно пункту 2.4. Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942 (далее - Положение), пенсия исчисляется из денежного содержания, включающего в себя должностной оклад по последней занимаемой штатной должности (без повышения за работу в отдаленных местностях, в других особых условиях), доплаты за классный чин и выслугу лет и месячной стоимости продовольственного пайка с учетом их повышения или индексации на день назначения либо перерасчета пенсии.
Пунктом 2.8. Положения предусмотрено, что пересмотр пенсий при повышении денежного содержания либо увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», производится пенсионными службами независимо от обращения пенсионера.
Из материалов пенсионного дела следует, что пенсия ФИО4, в соответствии с пунктом 2.6 Положения, исчислена из денежного содержания по должности старшего помощника прокурора *** административного округа города Мурманска, с которой истец была уволена. В денежное содержание включены: должностной оклад по последней штатной должности в размере 54% от должностного оклада Генерального прокурора Российской Федерации, доплата за классный чин в размере 20%, доплата за выслугу лет в размере 6,0.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2005 года № 467 (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года № 402, от 20 июня 2011 года № 481, от 03 февраля 2012 года № 77), с 26 июля 2005 года прокурорским работникам органов прокуратуры Российской Федерации установлены должностные оклады в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации согласно приложениям № 1 и 2.
Согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 12 августа 2008 года № 41-10 «О денежном содержании прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации», с 07 сентября 2007 года прокурорским работникам должностные оклады установлены в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, согласно приложений № 1 и 2.
Этим же приказом с 01 июля 2008 года, должностные оклады прокурорских работников в соответствии с приложениями № 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 2005 года № 467 были установлены исходя из размера должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации. Оклад первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации установлен в размере *** рублей *** копеек (80% должностного оклада Председателя Верховного суда Российской Федерации).
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации № 467, на основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 41 -10 прокуратурой Мурманской области был произведен перерасчет денежного содержания прокурорских работников, а также ежемесячных надбавок к денежному содержанию работников, имеющих право на пенсию за выслугу лет, и пенсий пенсионерам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации.
ФИО4 произведен перерасчет пенсии с _ _ июля 2008 года, исходя из должностного оклада по последней занимаемой должности в размере *** рубля *** копейка (до перерасчета, по состоянию на _ _ июля 2007 года ее оклад составлял *** рублей *** копеек).
Поскольку истец не состояла в трудовых отношениях с прокуратурой Мурманской области, перерасчет должностного оклада в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 467 ей не производился.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд обоснованно исходил из того, что в связи с новым правовым регулированием вопросов денежного содержания, во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 12 августа 2008 года № 41-10 «О денежном содержании работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации», прокуратурой Мурманской области был произведен перерасчет денежного содержания прокурорских работников, а также ежемесячных пенсионных надбавок и пенсий пенсионерам к окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, который был установлен в размере *** рублей *** копеек (80% должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации), ФИО4 по последней штатной должности (старшего помощника прокурора *** административного округа города Мурманска) с окладом 54% была пересмотрена пенсия также к окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и ее оклад стал составлять *** рубля *** копейка (до повышения - *** рублей *** копеек), но поскольку истец была назначена на должность старшего помощника прокурора *** административного округа города Мурманска и, впоследствии, уволена на пенсию по выслуге лет в 2002 году, следовательно, оснований распространять действие вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации № 467 от 30 июля 2005 года и № 402 от 28 мая 2008 года на истца не имеется.
Также суд первой инстанции правильно указал, что применить при исчислении истцу пенсии процентное соотношение должностного оклада 59-61%, которое было установлено в прокуратуре после ее увольнения, не представляется возможным, поскольку данный размер должностного оклада ей не устанавливался.
Судебная коллегия считает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, к спорным отношениям применил соответствующие нормы права, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы ФИО4 об установлении ей должностного оклада в размере 59% к окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и пересчете пенсии с учетом указанного оклада, несостоятельны, не основаны на нормах действующего законодательства, так как правовые нормы, регулирующие вопросы назначения и перерасчета пенсии прокурорским работникам, свидетельствуют о том, что пенсии лицам, указанным в пункте 3 Положения от 12 августа 1994 года № 942, назначаются при увольнении из органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации. При назначении пенсии сохраняется должностной оклад по последней занимаемой должности, он же учитывается при исчислении и перерасчете пенсий. Установление пенсионеру ФИО4 иного должностного оклада, который она не получала и который был установлен в органах прокуратуры после ее увольнения, противоречит нормам пенсионного законодательства.
Ссылку в апелляционной жалобе истицы на неправильное применение судом норм материального права, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку материальный закон применен и истолкован судом правильно, выводы суда мотивированы, основаны на всесторонне и полно исследованных обстоятельствах дела, нормы процессуального права соблюдены, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, что не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.
председательствующий
судьи