ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11539/2012 от 01.11.2012 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: Романова В.Х. дело № 33-11539/2012

учет № 62

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 ноября 2012 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,

судей Горшунова Д.Н., Сальниковой М.М.,

при секретаре судебного заседания Шараповой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сальниковой М.М. гражданское дело по апелляционным жалобам ФИО1 и ее представителя ФИО11 на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 3 сентября 2012 года, которым постановлено:

заявление ФИО1 о признании незаконным бездействия Министра финансов Республики Татарстан ФИО2 по исполнению решений Нижнекамского городского суда Республики Татарстан о взыскании сумм возмещения вреда здоровью за май 2012 года и индексации данной суммы – оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения ФИО1 и ее представителя ФИО7 в поддержку апелляционных жалоб, возражения представителя Министра финансов Республики Татарстан – ФИО6 против удовлетворения апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министра финансов Республики Татарстан ФИО2 по исполнению решений Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 29 октября 2004 года о взыскании сумм возмещения вреда здоровью за май 2012 года и индексации данной суммы.

В обоснование заявления ФИО1 указала, что вступившим в законную силу решением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 29 октября 2004 года с Кабинета Министров Республики Татарстан в её пользу взысканы единовременная сумма и ежемесячные платежи в счет возмещения вреда здоровью.

Определением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2006 года исполнение данного решения суда возложено на казну Республики Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан.

Определением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 28 января 2011 года суммы возмещения вреда, взысканные в ее пользу решением суда, проиндексированы.

Исполнительные документы со всеми необходимыми
материалами переданы для исполнения в Министерство финансов Республики Татарстан в августе 2011 года, но до настоящего времени судебные акты не исполнены.

Ссылаясь на то, что Министр финансов Республики Татарстан несет персональную ответственность за неисполнение министерством долговых обязательств по вступившим в законную силу решениям суда, заявитель просит признать незаконным бездействие Министра финансов Республики Татарстан по исполнению решения Нижнекамского городского суда Республики Татарстан о взыскании в ее пользу сумм возмещения вреда здоровью за май 2012 года и индексации данной суммы; обязать Министра финансов Республики Татарстан устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав.

В судебном заседании ФИО1 и её представитель ФИО7 поддержали заявленные требования.

От представителя Министра финансов Республики Татарстан ФИО3 поступил письменный отзыв, в котором приводятся доводы о том, что в силу статей 242.1, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязанность по исполнению судебных актов в отношении казны субъекта Российской Федерации возложена на финансовый орган субъекта Российской Федерации, а не на руководителя данного органа. Также указано на вступившее в законную силу решение суда, которым отказано в удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным бездействия Министерства финансов Республики Татарстан и Министра финансов Республики Татарстан по исполнению вышеуказанных судебных актов.

Суд принял решение об отказе в удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, при этом указывает на нарушение ее прав длительным неисполнением судебных актов. В жалобе также приводятся доводы о том, что Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает порядка обжалования действий по исполнению судебных актов, а содержит отсылочную норму к действующему законодательству. При этом гражданское процессуальное законодательство допускает возможность обжалования действий не только государственных органов, но и их должностных лиц.

Аналогичные доводы приведены в апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО7

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 и ее представитель ФИО7 поддержали апелляционные жалобы по изложенным в них основаниям. Представитель Министра финансов Республики Татарстан – ФИО8 возражала против удовлетворения апелляционных жалоб, считая решение суда законным и обоснованным.

Судебная коллегия апелляционной инстанции, рассмотрев гражданское дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, приходит к следующему.

Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и предусматривает возможность обжалования действий (бездействия) органов, исполняющих судебные акты, либо отказ в совершении таких действий.

Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 242.1 Кодекса действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном указанной главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно статье 255 Кодекса, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Как видно из материалов дела, заявителем оспаривается бездействие должностного лица – Министра финансов Республики Татарстан, выразившееся в неисполнении вступивших в законную силу судебных актов. Исходя из вышеприведенных норм, бездействие может быть признано незаконным в случае неисполнения обязанностей, предусмотренных нормативными правовыми актами, определяющими полномочия Министра финансов Республики Татарстан как должностного лица, однако таких обстоятельств судом не установлено.

В соответствии с пунктом 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Полномочия Министерства финансов Республики Татарстан как финансового органа субъекта Российской Федерации определены статьями 47, 49 Бюджетного кодекса Республики Татарстан. В частности, статьей 49 в числе полномочий Министерства финансов Республики Татарстан в бюджетном процессе предусмотрено исполнение судебных актов по искам к Республике Татарстан в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации и действующим законодательством.

Статьей 50 Бюджетного кодекса Республики Татарстан определены исключительные полномочий Министра финансов Республики Татарстан, в частности: утверждение сводной бюджетной росписи бюджета Республики Татарстан, внесение в нее изменений, утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств бюджета Республики Татарстан, внесение в них изменений. Указанной статьей Министр финансов Республики Татарстан также наделен иными полномочиями, в числе которых не указаны действия по исполнению судебных актов.

Статьей 51 Бюджетного кодекса Республики Татарстан разграничена ответственность Министерства финансов Республики Татарстан, Министра финансов Республики Татарстан и органа, осуществляющего казначейское исполнение бюджета Республики Татарстан.

Так, согласно пункту 1 данной статьи Министерство финансов Республики Татарстан и орган, осуществляющий казначейское исполнение бюджета Республики Татарстан, несут ответственность за осуществление бюджетных полномочий, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Республики Татарстан. Пунктом 2 этой же статьи установлена персональная ответственность министра лишь за осуществление полномочий, установленных статьей 50 Кодекса.

Положением о Министерстве финансов Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 июля 2005 года № 323 определены задачи, функции и полномочия министерства, а также полномочия министра по организации деятельности министерства.

Из вышеприведенных норм федерального законодательства и законодательства Республики Татарстан следует, что обязанность по исполнению судебных актов возложена на Министерство финансов Республики Татарстан как финансовый орган субъекта Российской Федерации, но не входит в определенный законом круг полномочий Министра финансов Республики Татарстан как должностного лица.

Исходя из этого, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1, заявленных в отношении Министра финансов Республики Татарстан.

Довод апелляционных жалоб о том, что действующим законодательством предусмотрена возможность обжалования не только государственных органов, но и должностных лиц, не может повлечь отмену решения суда. При обращении в суд в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин не органичен в праве предъявления требований к органу или к должностному лицу, если считает, что его права нарушены бездействием конкретного должностного лица. Однако при рассмотрении данного вопроса по существу судом установлено, что нормативными правовыми актами, определяющими полномочия должностного лица, обязанности по исполнению судебного акта не предусмотрено, следовательно, требования о признании незаконным бездействия удовлетворению не подлежат.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 3 сентября 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1 и ее представителя ФИО7 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий -

Судьи -