ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11564 от 16.10.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Бабинова Н.А.

N 33-11564

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Овчинниковой Н.А., Степанова П.В.,

при секретаре Рогатневой А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 16 октября 2017 г. дело по апелляционной жалобе Совета депутатов Романовского сельского поселения на решение Березниковского городского суда Пермского края
от 26 июля 2017 г., которым постановлено:

Признать решение Совета депутатов Романовского сельского поселения от 31.05.2017г. № ** «О рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Парфеновой Н.Н.» незаконным.

Обязать Совет депутатов Романовского сельского поселения устранить нарушения закона в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения представителя административного истца – прокурора прокуратуры Пермского края Королевой М.В., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Усольского района обратился с административным исковым заявлением к Совету депутатов Романовского сельского поселения, просил признать решение Совета депутатов Романовского сельского поселения от 31.05.2017 г. № ** «О рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Парфеновой Н.Н.» незаконным в полном объеме, обязать Совет депутатов Романовского сельского поселения устранить нарушения закона в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указано, что по итогам прокурорской проверки исполнения депутатами законодательства о противодействии коррупции в части предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 г., выявлено, что депутат Парфенова Н.Н. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 г. не представила, что является грубым нарушением законодательства о противодействии коррупции. 31.05.2017 г. на заседании Совета депутатов Романовского сельского поселения принято решение № ** «О рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Парфеновой Н.Н.» причины непредставления сведений о доходах признаны уважительными. Указанное решение противоречит действующему законодательству и нарушает права и интересы граждан Романовского сельского поселения. Представительный орган должен был принять безусловное решение о досрочном прекращении полномочий депутата.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Совет депутатов Романовского сельского поселения. Ссылаясь на п. 11 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 558, указывает, что депутат объяснила причины непредоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 г.

Проверив дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела данной категории судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Из материалов дела следует, что Парфенова Н.Н. является депутатом Совета депутатов Романовского сельского поселения.

Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей за 2016г. не были поданы депутатом в срок до 30 апреля 2017 г.

Данное обстоятельство не опровергнуто и никем не отрицалось.

24.05.2017 г. в адрес Главы Романовского сельского поселения прокурором Усольского района было направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

В заявлении от 28.04.2017 г. на имя главы Романовского сельского поседения депутат Парфенова Н.Н. попросила продлить срок сдачи сведений о своих доходах в связи с загруженностью на работе. Указала также об отсутствии у нее возможности представить сведения на супруга, поскольку он вместе с ней не проживает.

31.05.2017г. на заседании Совета депутатов Романовского сельского поселения принято решение № ** «О рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Парфеновой Н.Н.», которым причины непредставления сведений о доходах признаны уважительными.

К моменту судебного разбирательства сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Парфеновой Н.Н., её супруга и несовершеннолетнего ребенка за 2016г., депутатом были поданы, указанные сведения размещены на сайте органа местного самоуправления.

В силу положений статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Согласно положениям части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами (статья 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

На основании части 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Обязанности по подаче сведений о своих и супруги доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными служащими, замещающими должности государственной службы, ежегодно в срок, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным предусмотрены подпунктом "б" пункта 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559.

Этим же Указом Президента Российской Федерации рекомендовано органам местного самоуправления руководствоваться данным Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Такое положение утверждено решением Совета депутатов Романовского сельского поселения от 30.07.2016г. № ** и предусматривает аналогичный срок для представления сведения в орган местного самоуправления.

Таким образом, в рамках антикоррупционной политики, проводимой в муниципальном образовании, принят указанный муниципальный правовой акт, направленный на совершенствование деятельности органов местного самоуправления, повышение прозрачности и открытости местной власти.

В п. 11 Положения предусмотрено, что в случае непредставления или предоставления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность (абзац семнадцатый части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), указанная обязанность распространяется на них всех, независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполняют свои полномочия. Депутаты обязаны соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность. Депутаты, исполняющие свои полномочия на непостоянной основе и имеющие основное место работы, исполняют свои обязанности, возникшие в связи со статусом депутата, вне зависимости от обязанностей, предусмотренных работодателем.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2013 года N 20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; федеральный законодатель, создавая такие правовые механизмы, вправе устанавливать повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.

Особым публичным статусом лиц, замещающих выборные муниципальные должности, в том числе должности депутатов представительных органов муниципальных образований, которые, как правило, осуществляют свою деятельность на непостоянной основе (часть 5 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), предопределяется право федерального законодателя вводить для них определенные обязанности, в частности, аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.

К таким обязанностям относится и обязанность представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (своего супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данная обязанность распространяется и на депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.

Следовательно, действующее законодательство устанавливает возможность такого контроля за депутатами представительных органов местного самоуправления независимо от того, осуществляют они свои полномочия на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.

В связи с тем, что Парфенова Н.Н., обладая особым публичным статусом лица, замещающего должность депутата представительного органа местного самоуправления, в нарушение требований вышеприведенных нормативных правовых актов, необходимые сведения в установленный срок не представила, у Совета депутатов Романовского сельского поселения в силу требований ч. 7.1 ст. 40 Закона N 131-ФЗ возникло основание для досрочного прекращения полномочий указанного депутата.

Непредставление указанных сведений является существенным условием, влекущим невозможность замещения должности депутата.

Пункт 4 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Несмотря на это, Совет депутатов принял оспариваемое решение, не анализируя должным образом причины непредоставления необходимых сведений депутатом в срок до 30 апреля 2017 г., признал эти причины уважительными, вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата не рассмотрел.

Судебная коллегия считает, что занятость депутата по основному месту работы, отсутствие сведений относительно супруга, не указывают на уважительность причин непредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в представительный орган местного самоуправления в срок до 30 апреля 2017 г. Отсутствие у депутата Парфеновой Н.Н. сведений о супруге, в любом случае не исключало своевременную подачу сведений о себе и несовершеннолетнем ребенке. Занятость на работе, в силу особого публичного статуса депутата и принятых на себя в связи с этим обязательствах, также не оправдывает факт не подачи необходимых сведений в установленный срок. При этом судебная коллегия учитывает, что после прокурорской проверки сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера были поданы депутатом как в отношении себя, так и в отношении супруга и ребёнка, значит, указанные депутатом причины объективно не препятствовали предоставлению этих сведений в установленный законом срок.

С учетом приведенных обстоятельств, решение суда является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы не влекут необходимость отмены решения суда.

Ссылка в жалобе на то, что Совет депутатов Романовского сельского поселения вправе проверить факт непредоставления депутатом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по объективным причинам, на незаконность судебного акта не указывает. Как указано выше, обстоятельств, исключающих возможность своевременной подачи депутатом указанных сведений по объективным причинам, не установлено.

Наряду с изложенным, судебная коллегия полагает возможным уточнить решение суда в части срока устранения административным ответчиком нарушений закона.

Исходя из содержания ст. 187, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд не связан доводами административного иска в части установления конкретного срока исполнения решения, суд вправе решить вопрос о сроке исходя из конкретных обстоятельств административного дела.

Испрашиваемый прокурором 10-дневный срок исполнения решения менее срока, установленного для представительного органа законом (часть 11 статьи 40 этого Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Судебная коллегия считает, что допущенное нарушение закона Совету депутатов следует устранить в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда.

В том случае, если административный ответчик полагает, что в результате исполнения решения суда Совет депутатов, с учетом оставшегося числа депутатов, не будет неправомочным, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта в порядке ст. 189 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Березниковского городского суда Пермского края от 26 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Романовского сельского поселения - без удовлетворения.

Уточнить резолютивную часть решения суда, указав на обязанность Совета депутатов Романовского сельского поселения устранить нарушения закона в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий

Судьи