ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11589/2016 от 23.08.2016 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Клинова Е.А.

Судья-докладчик Сальникова Н.А. по делу № 33-11589/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 августа 2016 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Гуревской Л.С.,

судей Стефанкова Д.В., Сальниковой Н.А.,

при секретаре Яковенко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тайшетского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» о возложении обязанности устранить нарушение требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, разработать проект (схемы) организации дорожного движения

по апелляционной жалобе ответчика администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение»

на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 30 мая 2016 года,

установила:

в обоснование исковых требований в защиту интересов неопределенного круга лиц Тайшетский межрайонный прокурор указал, в ходе проверки установлено, что на территории Бирюсинского городского поселения органами местного самоуправления не в полной мере соблюдаются требования законодательства о безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. ст. 3, 5, 21, 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 6 ст. 3, ч.8 ст. 6, ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям администрации Бирюсинского муниципального образования относится решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения, в том числе вопросов по организации дорожного движения на территории поселения и обеспечению безопасности этого движения путем проведения мероприятий направленных па организацию дорожного движения и её безопасности, которые должны осуществляться на основании нормативных актов органа местного самоуправления, проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Подпунктом 1 п. 9 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» указано на то, что в состав работ по содержанию дорог входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию автомобильных дорог.

В результате проверки установлено, что в Бирюсинском городском поселении в нарушение вышеуказанных норм закона отсутствует проект (схема) организации дорожного движения, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления полномочий в сфере дорожной деятельности, и в свою очередь влияет на безопасность дорожного движения в целом.

Отсутствие проекта организации дорожного движения препятствует размещению в установленном порядке новых дорожных знаков и разметки с учетом меняющейся дорожной обстановки, средств наружной рекламы и объектов дорожного сервиса. Это негативным образом влияет на безопасность дорожного движения на территории поселения, а также препятствует полному объективному и всестороннему исследованию судебными органами и органами Госавтоинспекции обстоятельств дорожно-транспортных происшествий и административных правонарушений, имевших место на дорогах муниципального значения.

На основании изложенного, Тайшетский межрайонный прокурор в защиту прав неопределенного круга лиц просил суд обязать администрацию Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» в срок до 01.04.2017 разработать проект (схемы) организации дорожного движения.

В судебном заседании помощник Тайшетского межрайонного прокурора Маслова С.Г. поддержала исковые требования, представитель ответчика администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» ФИО1 признал исковые требования прокурора частично, считал, что в Бирюсинском городском поселении проблем с дорожным движением нет, воплощать в жизнь указанный проект не целесообразно, нет средств на его разработку, полагал, что при разработке указанного проекта безопасность дорожного движения в их поселении не улучшиться. Представитель ответчика администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» ФИО2 в судебном заседании признала исковые требования прокурора частично, просила суд увеличить срок для выполнения указанных требований прокурора.

Представитель третьего лица ОМВД России по Тайшетскому району ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, просила рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные требования прокурора поддержала в полном объеме.

Решением суда от 30.05.2016 исковые требования удовлетворены.

Определением суда от 18.07.2016 администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы.

В апелляционной жалобе глава администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» ФИО4 просит решение суда изменить в части установления срока для разработки проекта (схемы) организации дорожного движения в срок до 01.12.2018, при этом указывает, что исходя из конституционных принципов, закрепленных в ст. ст. 10, 12 Конституции РФ, суд не вправе предписать органу местного самоуправления принять конкретный правовой акт. Согласно пп. «б» п. 4 поручения Президента Российской Федерации от 14.03.2016 №Пр-637ГС для разработки органами местного самоуправления комплексных схем организации дорожного движения на территориях муниципальных образований и программ по формированию законопослушного поведения участников дорожного движения установлен срок до 01.12.2018. Возложение на орган местного самоуправления обязанности, на которую имеется прямое указание в законе, фактически является способом устранения нарушения права, предусмотренным абз. 3, 7 ст. 12 ГК РФ. Разработка проекта организации дорожного движения является комплексным решением, требует значительных временных и финансовых затрат, в связи с чем заявитель жалобы полагает возможным изменить срок исполнения решения суда до 01.12.2018.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Тайшетского межрайонного прокурора помощник прокурора Маслова С.Г. просит решение суда оставить без движения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте разбирательства дела судом апелляционной инстанции извещены надлежаще (л.д.72), о чем свидетельствуют расписки, в заседание судебной коллегии не явились.

Судебная коллегия в соответствии с ч.1 ст. 167, ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, поскольку уважительных причин, препятствующих участию в деле не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав доклад, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены в апелляционном порядке и удовлетворения жалобы.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с положениями Федеральных законов РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п. 5 ст. 6 Устава муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» указаны вопросы местного значения поселения, в число которых входит дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 № 196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Согласно пп. 1 п. 9 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в прочие работы по содержанию входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию.

Согласно п. 1.4 Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, утвержденному совместным письмом МВД России от 02.08.2006 № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 № 01-29/5313, заказчиком проектов организации дорожного движения (далее - ПОДД) для муниципальных автомобильных дорог определены органы исполнительной власти местного самоуправления, уполномоченные управлять этими дорогами.

Заказчиком ПОДД являются для муниципальных автомобильных дорог органы исполнительной власти, уполномоченные управлять данными дорогами. ПОДД утверждается заказчиком, его разработка осуществляется по мере завершения сроков действия существующих схем дислокации дорожных знаков и схем горизонтальной дорожной разметки. Внесение изменений в утвержденный ПОДД производится и переутверждается не реже, чем один раз в три года.

По информации администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» № 324 от 18.03.2016, информации ОМВД России по Тайшетскому району № 85/9-335 от 14.04.2016 разработка проекта организации дорожного движения в Бирюсинском городском поселении администрацией Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» не осуществлена.

При таких обстоятельствах, установив, что, соответственно до настоящего времени проект организации дорожного движения в Бирюсинском городском поселении не разработан, что ответчиком не оспаривается, суд пришел к обоснованному выводу о неисполнении ответчиком возложенных на него полномочий, влекущих нарушение прав граждан, удовлетворив требования Тайшетского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» о возложении обязанности устранить нарушение требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, разработать проект (схемы) организации дорожного движения, определив срок для выполнения ответчиком всего комплекса мероприятий, направленных на устранение указанных нарушений до 01.06.2017.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, подтверждаются материалами дела и основаны на правильном применении норм материального права, не противоречат положениям ст. ст. 4, 10, 12, 46 Конституции Российской Федерации.

Ссылка в апелляционной жалобе на пп. «б» п. 4 поручения Президента Российской Федерации от 14.03.2016 №Пр-637ГС, согласно которому для разработки органами местного самоуправления комплексных схем организации дорожного движения на территориях муниципальных образований и программ по формированию законопослушного поведения участников дорожного движения установлен срок до 01.12.2018, на законность и обоснованность решения суда по данному делу не влияет.

Доводов, влекущих отмену или изменение принятого по делу судебного постановления апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 30 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Л.С. Гуревская

Судьи Д.В. Стефанков

Н.А. Сальникова