ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-115/2013 от 12.02.2013 Магаданского областного суда (Магаданская область)

  Судья Горбачева С.Д

Дело № 2т-411/2012

№ 33-115/2013

12 февраля 2013 г.                                                                        город Магадан   МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего                       Ечина А.А.,

судей                                                       Выглева А.В.,

Кречетова А.А.,

при секретаре                                                            Блумитис Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Тенькинского района Магаданской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия главы муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» по непринятию мер к созданию официального сайта главы муниципального образования в сети «Интернет», к размещению информации о деятельности администрации муниципального образования на официальном сайте в сети «Интернет» в установленном законом порядке незаконным, понуждении к созданию в сети «Интернет» официального сайта главы муниципального образования, приведению в соответствие действующему законодательству официального сайта администрации муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг»

         по апелляционной жалобе главы муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» на решение Хасынского районного суда от 21 ноября 2012 года, которым заявление заместителя прокурора Тенькинского района Магаданской области удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кречетова А.А., объяснения участвующего в деле прокурора Зариповой Е.В., возражавшей против удовлетворения доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Заместитель прокурора Тенькинского района обратилась в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия главы муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» по непринятию мер к созданию официального сайта главы муниципального образования в сети «Интернет», к размещению информации о деятельности администрации муниципального образования на официальном сайте в сети «Интернет» в установленном законом порядке незаконным, понуждении к созданию в сети «Интернет» официального сайта главы муниципального образования, приведению в соответствие действующему законодательству официального сайта в срок до 31 декабря 2012 года.

В обоснование заявленных требований указал, что при проведении проверки исполнения органами местного самоуправления МО «Поселок Усть-Омчуг» требований Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлено, что по состоянию на 05 октября 2012 года допущено нарушение требований вышеуказанного Федерального закона, поскольку главой муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» официальный сайт в сети «Интернет» не создан, имеющийся официальный сайт в сети «Интернет» администрации муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» не соответствует требованиям вышеуказанного Федерального закона, поскольку информация о ее деятельности приведена не в полном объеме.

При этом проверкой установлено, что на территории муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» доступна и работает сеть «Интернет».

Таким образом, главой муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» не приняты меры к выполнению требований ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Полагал, что непринятие главой муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» мер к созданию официального сайта главы МО «Поселок Усть-Омчуг», а также несоответствие сайта администрации МО «Поселок Усть-Омчуг» требованиям ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» влечет нарушение прав граждан на получение достоверной и полной информации о деятельности органов местного самоуправления.

Решением Хасынского районного суда от 21 ноября 2012 года заявление заместителя прокурора Тенькинского района Магаданской области удовлетворено.

Бездействие главы муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» по непринятию мер к созданию официального сайта главы муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» в сети «Интернет», к размещению информации о деятельности администрации муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» на официальном сайте в сети «Интернет» в установленном законом порядке признанно незаконным.

На главу муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу создать в сети «Интернет» официальный сайт главы муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» и привести в соответствие действующему законодательству официальный сайт администрации муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг».

Не согласившись с решением суда,глава муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части признания бездействия главы муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» по непринятию мер к созданию официального сайта главы муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» в сети «Интернет» незаконным и обязании главы муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу создать в сети «Интернет» официальный сайт главы муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» и принять по делу новое решение.

Полагает, что решение суда является необоснованным ввиду того, что при принятии данного решения были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Указывает, что для размещения информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» во исполнение требований Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ создан официальный сайт www.u-omchug.ru.

Считает, что в соответствии с требованиями Федерального закона от                    09 февраля 2009 года №8-ФЗ, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять место размещения информации о своей работе.

Кроме этого указывает, что глава поселения, как орган местного самоуправления, не имеет средств для создания собственного сайта, а учитывая недостаточную бюджетную обеспеченность муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» - не имеет и самой финансовой возможности.

Полагает, что необходимость в создании отдельного сайта главы муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» и поддержания его в актуальном состоянии, отсутствует.

Ответчик извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. Согласно поступившего в адрес судебной коллегии по гражданским делам письменного заявления просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

На основании частей 3, 5 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

          В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

          Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения участвующего в деле прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети «Интернет».

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.

Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Статьей 13 названного Федерального закона предусмотрен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, который в зависимости от сферы их деятельности подлежит размещению в сети «Интернет».

Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», утверждается в порядке, определяемом органами местного самоуправления (часть 7 статьи 14 Закона).

Исходя из системного толкования приведенных положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что только в случае отсутствия технической возможности по созданию официального сайта, органы местного самоуправления вправе размещать информацию о своей деятельности на сайте субъекта Российской Федерации в границах которого находится муниципальное образование, или на официальном сайте муниципального района.

Другие причины, в том числе высокодотационный бюджет, отсутствие финансовой или иной возможности, вопреки доводам апелляционной жалобы, не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по созданию официального сайта в сети в сети «Интернет» и обеспечению доступа граждан к информации о деятельности муниципального образования.

В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года           № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 23 Устава муниципального образования «Поселка Усть-Омчуг» структуру органов местного самоуправления муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» составляют:

1) Собрание представителей п. Усть-Омчуг - представительный орган муниципального образования;

2) Глава муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» - высшее должностное лицо муниципального образования;

3) Администрация п. Усть-Омчуг - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "«Интернет»", в которой создают официальные сайты.

Пункт 5 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона содержит понятие официального сайта государственного органа или органа местного самоуправления (далее - официальный сайт).

Официальный сайт - это сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" доменное имя - это обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет".

Доменное имя подлежит регистрации в соответствии с Правилами, утвержденными решением Координационного центра национального домена сети Интернет от 05.10.2011 г. № 2011-18/8.

Таким образом, в соответствии с приведенным выше законодательством, глава муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг», являясь органом местного самоуправления, обязан иметь официальный сайт, электронный адрес которого должен включать доменное имя, права на которое должны принадлежать главе муниципального образования.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что официальный сайт главы муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» не создан, несмотря на то, что техническая возможность для создания сайта имеется. Данный факт ответчиком не оспаривался.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что для размещения информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» был создан один официальный сайт, имеющий блог главы муниципального образования, не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют об исполнении ответчиком возложенной на него законом обязанности.

Созданный сайт, с доменным именем -u-omchug.ru, как следует из пояснений, данных представителем ответчика в суде первой инстанции, является сайтом администрации муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг», следовательно права на доменное имя данного сайта главе муниципального образования не принадлежат.

То обстоятельство, что информация о деятельности главы муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг», размещалась в сети «Интернет» на официальном сайте администрации муниципального образования, не освобождает ответчика от обязанности по созданию собственного официального сайта, как это предусмотрено нормами вышеуказанного закона.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, не установлено, принцип состязательности судом не нарушен, все представленные сторонами доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости доказательств, и получили оценку по правилам                       статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального и процессуального права и переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

          решение Хасынского районного суда Магаданской области от 21 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» - без удовлетворения.

Председательствующий       подпись

Судьи          подпись

Верно:

Судья Магаданского областного суда                             А.А. Кречетов

12 февраля2013 года