ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Нимаева Г.Р.
дело № 33-1162 поступило 27 марта 2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 мая 2013 г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Шагдаровой Т.А., судей Ивановой В.А., Семенова Б.С., при секретаре Аюшеевой Н.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к отделу МВД России по Заиграевскому району, Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о возложении обязанности укомплектовать автомашины медицинскими укладками для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, по апелляционной жалобе представителя МВД по Республике Бурятия ФИО1 на решениеЗаиграевскогорайонного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2013 года, которым постановлено:
Иск прокурора Заиграевского района РБ удовлетворить.
Обязать Министерство Внутренних Дел Республики Бурятия укомплектовать 8 (восемь) служебных автомашин ГИБДД О МВД России по Заиграевскому району укладками для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.08.2011 г. № 905н.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав представителя МВД Республики Бурятия ФИО2, прокурора Налетову М.М., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, прокурор Заиграевского района Республики Бурятия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать отдел МВД по Заиграевскому району, Министерство внутренних дел по Республике Бурятия укомплектовать восемь служебных машин отделения ГИБДД по Заиграевскому району изделиями медицинского назначения в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития России № 905н от 11.08.2011 года «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения укладки для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП сотрудниками ГИБДД МВД РФ».
Заявленные требования мотивированы тем, что по результатам прокурорской проверки в отделе МВД по Заиграевскому району были выявлены нарушения законодательства об охране здоровья граждан, неисполнение законодательства о безопасности дорожного движения. Вопреки требованиям, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 августа 2011 года № 905н, ответчиком не приняты должные меры по укомплектованию укладками автомашин ГИБДД для оказания сотрудниками ГИБДД МВД Российской Федерации первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В судебном заседании прокурор Бобоева С.Р. исковое заявление поддержала.
Представитель ответчика МВД по РБ ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменный отзыв, в котором с заявленными требованиями не согласился, указывая, что в законодательстве не предусмотрено: кем именно должны предоставляться требуемые изделия медицинского назначения - укладки для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП; где они должны находиться (при сотрудниках лично, либо в служебных автомобилях, либо на постах). В настоящее время не принят федеральный закон, устанавливающий порядок организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Указанный выше Приказ с МВД РФ не согласован. Приказов от МВД Российской Федерации в части, касающейся укладок для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, не поступало, целесообразно привлечь к участию в деле Министерство здравоохранения и развития России и Министерство внутренних дел России.
Представитель отдела МВД России по Заиграевскому району ФИО1 просила в удовлетворении исковых требований прокурора отказать, дав пояснения, аналогичные изложенным в отзыве представителя МВД по РБ.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика МВД по Республики Бурятия ФИО1, ссылаясь на ранее изложенные доводы, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в иске.
В суде апелляционной инстанции представитель МВД по РБ ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по изложенным в жалобе доводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006г. № 100 (ред. от 02.08.2011г.) утверждена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Государственным заказчиком-координатором Программы, одним из основных ее разработчиков выступило Министерство внутренних дел Российской Федерации. В числе мероприятий, направленных на развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, ответственным за научные исследования в области разработки специальных медицинских укладок для оснащения патрульных автомобилей и стационарных постов дорожно-патрульной службы ГИБДД, указано Министерство здравоохранения и социального развития России. Во исполнение указанной обязанности Минздравсоцразвития России издан приказ от 10.08.2011г. № 905н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Согласно подпункту «и» пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998г. № 711 (ред. от 27.10.2011г.) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» на ГИБДД возложена обязанность по осуществлению на месте дорожно-транспортного происшествия неотложных действий по спасению людей, в том числе, принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации первой доврачебной помощи пострадавшим.
Подпунктами «в», «г» пункта 4 Указа Президента РФ от 01.03.2011г. № 248 (ред. от 12.07.2012г.) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») установлено, что территориальными органами Министерства внутренних дел РФ являются на региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам; на районном уровне - управления, отделы Министерства внутренних дел РФ по районам, городам и иным муниципальным образованиям. К числу полномочий МВД РФ относятся, в том числе, участие в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации (подпункт. 20 пункта 12 Положения), осуществление функции главного распорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач (подпункт 63 пункта 12 Положения).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции в соответствии с вышеприведенными нормативными правовыми актами пришел к правомерному выводу о том, что одной из функций ГИБДД МВД России и его территориальных органов является оказание медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии, обязанность по оснащению медицинской укладки необходимыми материалами и оборудованием для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП лицам согласно установленным нормативам возлагается на МВД Российской Федерации, в том числе, и на территориальные органы МВД РФ. МВД по Республике Бурятия является ответственным за исполнение задач, возложенных на него на территории данного субъекта РФ.
В связи с чем, судом первой инстанции обоснованно в качестве ответчика привлечено Министерство внутренних дел Бурятии, которое ответственно за исполнение задач, возложенных на данное ведомство на территории данного субъекта Российской Федерации.
Довод о необходимости привлечения к участию в деле Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития России несостоятелен, т.к. обязанность по исполнению требований, заявленных прокурором, лежит на Министерстве внутренних дел Республики Бурятия.
Несогласованность Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 10.08.2011 г. № 905н с Министерством внутренних дел России не препятствует его реализации и не является основанием для его неисполнения.
Доводы жалобы заявителя о том, что суд не учел отсутствие целевого финансирования из федерального бюджета и отсутствие в смете расходов МВД по Республики Бурятия средств на укомплектование укладок служебных автомашин изделиями медицинского назначения для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, то, что МВД по РБ распорядителем бюджетных средств не является, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены судебного решения, поскольку указанные обстоятельства не исключают обязанность ответчика соблюдать требования Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Указа Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 771 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 10.08.2011 г. № 905н., определяющих комплектацию укладок изделиями медицинского назначения для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП сотрудниками ГИБДД.
Отсутствие приказов (поручений, указаний, распоряжений) со стороны МВД Российской Федерации не освобождает МВД Бурятии от обеспечения сотрудников Госинспекции безопасности дорожного движения такими укладками.
Неуказание в Приказе № 905н от 10.08.2011г. определенного, конкретного места нахождения укладки для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП не имеет правового значения, т.к. обеспечение ими сотрудников Госавтоинспекции в зависимость от этого обстоятельства не поставлено.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта.
С учетом изложенного решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.А. Шагдарова
Судьи: В.А. Иванова
Б.С. Семенов