ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11630/17 от 21.11.2017 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Омелько Л.В. дело № 33-11630/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 ноября 2017 года г.Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Секериной О.И.,

судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.,

при секретаре Поздняковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца администрации города Белокурихи на решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 05 сентября 2017 года по делу

по иску администрации города Белокурихи к ФИО1 о взыскании денежных средств.

Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрация города Белокурихи обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании остатка неиспользованных в текущем финансовом году средств субсидий (гранта) в размере 245 000 рублей.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что 19.12.2013 на основании решения инвестиционной комиссии администрации города Белокурихи от 09.12.2013, распоряжения администрации города Белокурихи № 405р от 17.12.2013, в целях поддержки и развития малого бизнеса ответчику ФИО1 перечислены денежные средства в размере 300 000 рублей, для целевого использования.

Согласно бизнес-плану и п. 2.2. договора, ИП ФИО1 на указанные денежные средства должен был приобрести автомобиль в декабре 2013 года, инструменты и оборудование в декабре 2013 - марте 2014 года, создать сайт в период с декабря 2013 по март 2014 года, создать дополнительное рабочее место – май 2014 года.

Согласно пп. «б» п. 3.18 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, утвержденного 13.10.2015, специалист отдела по поддержке и развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры администрации города Белокурихи контролирует деятельность субъектов по выполнению бизнес-проектов не менее одного года со дня получения Гранта, в том числе осуществляет контроль за использованием получения средств по целевому назначению.

Во исполнение бизнес-плана 25.12.2013 ФИО1 на основании договора купли-продажи *** приобрел автомобиль марки ГАЗ 322132, 2004 года выпуска, стоимостью 245 000 рублей, однако не поставил его на регистрационный учет на свое имя и до истечения одного года с момента получения денежных средств, т.е. 03.10.2014г. его продал. Таким образом, денежные средства в размере 245 000 рублей ответчиком не использованы и подлежат возврату.

Решением Белокурихинского городского суда Алтайского края от 05 сентября 2017 года исковые требования администрации города Белокурихи оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, ссылаясь на то, что суд, оставляя исковые требования без удовлетворения, указал на применение истцом в качестве основания иска правового акта, который на момент предоставления Гранта не существовал. Вместе с тем, из содержания искового заявления следует, что истец ссылался на
Порядок предоставления субсидий, действующий на момент ее предоставления и обязывающий ответчика осуществлять предпринимательскую деятельность не менее одного года с использованием инструментов и техники, приобретенных на сумму гранта, а средства, полученные от продажи автомобиля до истечения отчетного периода, возвратить в бюджет города как неиспользованные. Кроме того, сам ответчик определял срок реализации проекта в один год.

В письменных возражениях ответчик просил оставить жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержала доводы жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.

На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств наличия остатка неиспользованных в текущем финансовом году средств субсидий (гранта) в заявленном размере. При этом истец в обоснование иска ссылался на положения закона, которые в момент предоставления субсидии не были приняты.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не соглашается.

На основании ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 настоящей статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условия и порядок ее оказания корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющей деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, определяются советом директоров корпорации развития малого и среднего предпринимательства.

Статьей 17 названного Федерального закона установлено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе на ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и на обеспечение деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства с участием корпорации развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющей деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства), предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 11.11.2013 по 13.04.2016 ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

13.12.2013 между администрацией города Белокурихи и ИП ФИО1 заключен договор о реализации мероприятий, осуществляемых в рамках оказания поддержки субъектов малого предпринимательства, предметом которого является предоставление грантов начинающим малым предпринимателям на создание собственного дела в рамках реализации долгосрочной целевой программы «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 13.11.2010 № 511, муниципальной целевой программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в городе Белокурихе на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением администрации города Белокурихи Алтайского края № 1529 от 02.11.2010, постановлением администрации Алтайского края № 437 от 09.08.2011.

В рамках указанного договора ответчику выделено 300 000 рублей.

Согласно п. 2.2. названного договора, СМСП обязуется выполнять условия получения финансовой поддержки в соответствии с Порядком.

В случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, субсидия подлежит возврату, в случае, если у получателя остались неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий, то они подлежат возврату в бюджет города в срок не позднее до 01 марта года, следующего за отчетным, путем перечисления на счет (п. 3.1 Договора).

Согласно п. 7.1. Порядка предоставления начинающим субъектам малого предпринимательства грантов для открытия собственного бизнеса, утвержденного постановлением Администрации города Белокурихи № 613 от 20.04.2012, при предоставлении субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Контроль соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями осуществляется главным распорядителем средств бюджета, предоставляющим субсидию и органом муниципального финансового контроля посредством проверки отчетных документов, предоставленных получателем субсидии, и/или проведения выездных проверок (в случае необходимости проведения проверки на месте).

В случае нарушений условий, установленных при предоставлении субсидии, субсидия подлежит возврату в следующем порядке:

- в случае выявления нарушений условий, установленных при предоставлении субсидий, уполномоченным органом при проведении проверки отчетных документов, предоставленных получателем субсидии, и/или проведения выездных проверок, уполномоченный орган в течение 5 дней направляет уведомление получателю субсидии о выявленных нарушениях условий предоставления субсидии;

- получатель субсидии осуществляет возврат полученной субсидии в течение 20 дней с момента получения уведомления в бюджет города путем перечисления их на счет;

- в случае, если у получателя остались не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий, то они подлежат возврату в бюджет города срок не позднее до 1 марта года, следующего за отчетным, путем перечисления их на счет.

В случае невозврата получателем субсидии средств субсидии взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, приведенным Порядком установлены основания возврата субсидии, к которым, в том числе, относится возврат неиспользованных в текущем финансовом году средств субсидий.

Согласно бизнес-плану по предоставлению ремонтно-строительных услуг, выполненному ИП ФИО1, цель работы предприятия – оказание широкого перечня ремонтно-строительных услуг самым качественным и недорогим способом. Для открытия частного предприятия и начала его функционирования необходим стартовый капитал в размере 398 515 рублей. Первоначальное их использование будет направлено на приобретение самых необходимых инструментов, автомобиля и материалов для оказания самых распространенных строительных работ. По расчетам порог вхождения в бизнес начинается от 600 000 рублей, из них 1 000 рублей на организационные вопросы (регистрацию), примерно 150 000 рублей на приобретение профессионального инструмента, а также денежные средства на приобретение автомобиля. Поэтому средства гранта будут потрачены на приобретение автомобиля и инструментов, а также на создание сайта.

В рамках реализации бизнес-проекта, ответчиком 25.12.2013 ответчиком на основании договора купли-продажи приобретен автомобиль ГАЗ 322132, 2004 года выпуска, стоимостью 245 000 рублей, что истцом в ходе рассмотрения спора не отрицалось.

Вместе с тем, указанное транспортное средство отчуждено ответчиком до истечения одного финансового года, что последним не оспаривалось.

Отчуждение транспортного средства до истечения финансового года, вопреки выводам суда первой инстанции, расценивается судебной коллегией как неиспользование средств предоставленной субсидии, которые в силу приведенного Порядка подлежат возврату.

При этом обстоятельства того, что на приобретенные от реализации автомобиля денежные средства ответчиком были приобретены инструменты, не свидетельствуют об использовании субсидии в течение финансового года в полном объеме, так как доказательств, подтверждающих их приобретение, ответчиком не представлено.

При указанных обстоятельствах решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований и взыскании с ответчика в доход муниципального образования города Белокурихи денежных средств в размере 245 000 рублей.

На основании ст. 103 ГПК РФ, 333.19 Налогового кодекса Российской федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 650 рублей, от уплаты которой освобожден истец при подаче настоящего иска.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 05 сентября 2017 года отменить. Вынести новое решение.

Исковые требования администрации города Белокурихи удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования город Белокуриха денежные средства в размере 245 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 650 рублей.

Председательствующий

Судьи